Педагогический проект «Наши добрые сказки» с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)

Цель проекта. Формирование представлений детей о народных сказках, устном народном творчестве. Способствовать развитию нравственных ценностей и речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkam.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Наши добрые сказки»

с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста.

Актуальность.

     Внедрение в речь детей устного народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.  Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира.

        Работая с детьми с ТНР, придаётся особое значение использованию малых фольклорных форм, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание. Один из самых популярных и любимых жанров фольклора – это сказка, она приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Сказка – благодатный материал для развития речи детей с ТНР. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания дошкольников.

          Сказка близка и интересна ребенку, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, память, дает образцы русского литературного языка. Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка. Используя сказку, можно смело погружаться в мир волшебства и игры, что очень важно при работе с детьми с ТНР. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранного проекта «Наши добрые сказки».

Цель проекта. Формирование представлений детей о народных сказках, устном народном творчестве. Способствовать развитию нравственных ценностей и речевого общения.

Задачи.

 Образовательные:

  • Познакомить детей с жанровыми особенностями сказок.
  • Учить использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров при драматизации.
  • Пополнять словарный запас на материале народных сказок.

Развивающие:

  • Развивать артистические и творческие способности.
  • Развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам.
  • Развивать воображение, фантазию, мышление.
  • Развивать умения передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.
  • Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки семьями.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к чтению. Побуждать желание слушать художественные произведения, следить за развитием действия, высказывать своё отношение к героям сказки.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Коррекционная работа:

  • Коррекционно–образовательные: совершенствовать навыки развития сюжета, используя «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
  • Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
  • Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Тип проекта: информационный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль).

Участники проекта: дети с ТНР старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, психолог, родители.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей:

  • развитие личности ребенка, как активного участника проекта;
  • развитие интереса к сказкам;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей;
  • совершенствовать связную речь и словарный запас.

У родителей:

  • участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества;
  • повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

У педагогов:

  • повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
  • разработка методического и практического материала по проекту;
  • пополнение предметно-развивающей среды.

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный.

  • Подбор литературы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
  • Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы родителям.

2 этап - основной.

  • Внедрение проекта в педагогический процесс.
  • Изготовление атрибутов и декораций к сказкам.
  • Привлечение родителей к работе над проектом.
  • Создание мини – библиотеки в группе.

3 этап - заключительный.

  •  Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Проведение итоговых мероприятий.
  • Представление проекта коллегам ДОУ.

Содержание проекта.

Методы и приёмы проекта:

- утренний круг;

- использование ИТК: презентации, мультфильмы сказок, интерактивные игры;

- чтение сказок;

- словарная работа по объяснению значения старинных слов;

- сказкотератия;

- логосказки;

- рассматривание репродукций картин и иллюстраций с изображением сказок;

- изобразительная деятельность;

- драматизация;

- игровая технологии: дидактические, подвижные, словесные игры.


План мероприятий.

Образовательные области

Мероприятия

Социально-коммуникативное развитие

- Беседа «Что такое сказка?»

- Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам

- с/ р игра «Библиотека»

- Дидактические игры: «Угадай сказку», «Что сначала, что потом», «Назови сказку по предмету», «Какие сказки перепутались?», «Кто лишний?»

- Настольные игры: лото «Сказочные герои», бродилки «Мои любимые сказки», игры с кубиками и пазлами «Сложи сказку»

- Ручной труд «Больница для книг»

Познавательное развитие

- Беседа – экскурсия «Что такое библиотека»

- Занятие- моделирование «Моя любимая сказка»

- Интерактивная игры: «Калейдоскоп сказок», «О сказках и сказочках»

- Презентации «Русские народные сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк»

- Викторина «Путешествие по сказкам»

Речевое развитие

- Нескучная артикуляционная гимнастика (с баранками, соломкой, карамелью)

- Создание коллажа «Ромашка со сказочными героями» словесная игра «Скажи, какой этот герой?»

- Загадывание загадок о сказках, героях сказок.

- Пересказ сказки по мнемотаблице

- Придумывание сказок «Волшебный сказочный салат»

- Драматизация сказок и потешек

- Пальчиковая игра «Сказки»

- Речевые игры – упражнения: «Я назову, а вы продолжите», «Волшебные слова»

- Чистоговорки

Художественно-эстетическое развитие

- Чтение русских народных сказок.

- Прослушивание песен из фильмов – сказок.

- Рассматривание иллюстраций разных художников к русским народным сказкам (И. Билибин, В. Васнецов)

- Рисование «Вышла буква из сказки»

- Лепка «Любимый сказочный персонаж»

- Аппликация по сказке «Колобок»

Физическое развитие

- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Бабка Ежка», «Водяной», «Красная шапочка»

Взаимодействие с родителями.

  • Консультация «Зачем читать ребёнку сказки».
  • Семейное творчество: иллюстрирование знакомых сказок и сочинение сказок.
  • Акция «Подари книгу» (помощь в пополнении мини-библиотеки группы сказками).
  • Изготовление декораций и атрибутов для театра.
  • Оформление стенда «Сказочная юмористическая викторина» (ребусы и кроссворды по сказкам).

Итоговые мероприятия:

  • Викторина «Путешествие по сказкам».
  • Выставка детского творчества «Наши любимые сказки».
  • Иллюстрированная книга «Сказочная азбука»
  • Показ инсценирования сказки «Колобок» для младших групп.
  • Видеоролик для родителей и педагогам ДОУ по итогам проекта.

Оснащение предметно-развивающей среды.

  • Набор костюмов, масок (животных, сказочных героев)
  • Театрально – игровой центр с различным видом театра (варежковый, настольный, теневой, пальчиковый, куклы бибабо)
  • Аудиозаписи детских песен из сказок
  • Подбор иллюстраций и репродукции картин по теме «Сказки»
  • Выставка книг с русскими народными сказками «Наши добрые сказки»
  • ИТК, магнитофон
  • Настольные игры: лото «Сказочные герои», бродилки «Мои любимые сказки», игры с кубиками и пазлами «Сложи сказку».

Список использованной литературы.

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. // Дошкольное воспитание № 11. – 1998.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО Речь, 2000

4. Семеренко И.Г. В гостях у сказки: развивающие занятия для самых маленьких. – СПб.: Изд.Дом Литера, 2006.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2007.

6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необх...

Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

БЕЗОПАСНОСТЬ! Это основа основ современного мира. Дети беззащитны перед агрессивной средой и не умеют защитить себя, своё здоровье, окружающих. Мы, взрослые, родители и педагоги обязаны научить , объя...

Педагогический проект "Вечная память" 1941-1945 гг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данный материал будет интересен педагогам, работающих с детьми дошкольного возраста с ЗПР...

Статья Педагогический проект- "Игры для пальчиков для девочек и мальчиков" старший дошкольный возраст

Эта статья демонтстрирует вариант использования метода проектов в ДОУ для достижения положительных результатов в процессе совместной деятельности педагога, детей, родителей над определенной практическ...

Проект «Наши любимые поэты и писатели» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цели проекта:1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качест...

Педагогический проект "Овощи и фрукты-полезные продукты" для детей старшего дошкольного возраста

Педагогический проект "Овощи и фрукты-полезные продукты" для детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...