Педагогический проект «Наши добрые сказки» с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)
Цель проекта. Формирование представлений детей о народных сказках, устном народном творчестве. Способствовать развитию нравственных ценностей и речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_skazkam.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Наши добрые сказки»
с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста.
Актуальность.
Внедрение в речь детей устного народного фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира.
Работая с детьми с ТНР, придаётся особое значение использованию малых фольклорных форм, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание. Один из самых популярных и любимых жанров фольклора – это сказка, она приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Сказка – благодатный материал для развития речи детей с ТНР. Легкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания дошкольников.
Сказка близка и интересна ребенку, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, память, дает образцы русского литературного языка. Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка. Используя сказку, можно смело погружаться в мир волшебства и игры, что очень важно при работе с детьми с ТНР. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранного проекта «Наши добрые сказки».
Цель проекта. Формирование представлений детей о народных сказках, устном народном творчестве. Способствовать развитию нравственных ценностей и речевого общения.
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить детей с жанровыми особенностями сказок.
- Учить использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров при драматизации.
- Пополнять словарный запас на материале народных сказок.
Развивающие:
- Развивать артистические и творческие способности.
- Развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам.
- Развивать воображение, фантазию, мышление.
- Развивать умения передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.
- Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки семьями.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к чтению. Побуждать желание слушать художественные произведения, следить за развитием действия, высказывать своё отношение к героям сказки.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Коррекционная работа:
- Коррекционно–образовательные: совершенствовать навыки развития сюжета, используя «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
- Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
- Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Тип проекта: информационный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль).
Участники проекта: дети с ТНР старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, психолог, родители.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- развитие личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к сказкам;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- совершенствовать связную речь и словарный запас.
У родителей:
- участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества;
- повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
У педагогов:
- повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
- разработка методического и практического материала по проекту;
- пополнение предметно-развивающей среды.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
- Подбор литературы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.
- Разработка циклов НОД.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
- Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы родителям.
2 этап - основной.
- Внедрение проекта в педагогический процесс.
- Изготовление атрибутов и декораций к сказкам.
- Привлечение родителей к работе над проектом.
- Создание мини – библиотеки в группе.
3 этап - заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Проведение итоговых мероприятий.
- Представление проекта коллегам ДОУ.
Содержание проекта.
Методы и приёмы проекта:
- утренний круг;
- использование ИТК: презентации, мультфильмы сказок, интерактивные игры;
- чтение сказок;
- словарная работа по объяснению значения старинных слов;
- сказкотератия;
- логосказки;
- рассматривание репродукций картин и иллюстраций с изображением сказок;
- изобразительная деятельность;
- драматизация;
- игровая технологии: дидактические, подвижные, словесные игры.
План мероприятий.
Образовательные области | Мероприятия |
Социально-коммуникативное развитие | - Беседа «Что такое сказка?» - Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам - с/ р игра «Библиотека» - Дидактические игры: «Угадай сказку», «Что сначала, что потом», «Назови сказку по предмету», «Какие сказки перепутались?», «Кто лишний?» - Настольные игры: лото «Сказочные герои», бродилки «Мои любимые сказки», игры с кубиками и пазлами «Сложи сказку» - Ручной труд «Больница для книг» |
Познавательное развитие | - Беседа – экскурсия «Что такое библиотека» - Занятие- моделирование «Моя любимая сказка» - Интерактивная игры: «Калейдоскоп сказок», «О сказках и сказочках» - Презентации «Русские народные сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк» - Викторина «Путешествие по сказкам» |
Речевое развитие | - Нескучная артикуляционная гимнастика (с баранками, соломкой, карамелью) - Создание коллажа «Ромашка со сказочными героями» словесная игра «Скажи, какой этот герой?» - Загадывание загадок о сказках, героях сказок. - Пересказ сказки по мнемотаблице - Придумывание сказок «Волшебный сказочный салат» - Драматизация сказок и потешек - Пальчиковая игра «Сказки» - Речевые игры – упражнения: «Я назову, а вы продолжите», «Волшебные слова» - Чистоговорки |
Художественно-эстетическое развитие | - Чтение русских народных сказок. - Прослушивание песен из фильмов – сказок. - Рассматривание иллюстраций разных художников к русским народным сказкам (И. Билибин, В. Васнецов) - Рисование «Вышла буква из сказки» - Лепка «Любимый сказочный персонаж» - Аппликация по сказке «Колобок» |
Физическое развитие | - Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Бабка Ежка», «Водяной», «Красная шапочка» |
Взаимодействие с родителями.
- Консультация «Зачем читать ребёнку сказки».
- Семейное творчество: иллюстрирование знакомых сказок и сочинение сказок.
- Акция «Подари книгу» (помощь в пополнении мини-библиотеки группы сказками).
- Изготовление декораций и атрибутов для театра.
- Оформление стенда «Сказочная юмористическая викторина» (ребусы и кроссворды по сказкам).
Итоговые мероприятия:
- Викторина «Путешествие по сказкам».
- Выставка детского творчества «Наши любимые сказки».
- Иллюстрированная книга «Сказочная азбука»
- Показ инсценирования сказки «Колобок» для младших групп.
- Видеоролик для родителей и педагогам ДОУ по итогам проекта.
Оснащение предметно-развивающей среды.
- Набор костюмов, масок (животных, сказочных героев)
- Театрально – игровой центр с различным видом театра (варежковый, настольный, теневой, пальчиковый, куклы бибабо)
- Аудиозаписи детских песен из сказок
- Подбор иллюстраций и репродукции картин по теме «Сказки»
- Выставка книг с русскими народными сказками «Наши добрые сказки»
- ИТК, магнитофон
- Настольные игры: лото «Сказочные герои», бродилки «Мои любимые сказки», игры с кубиками и пазлами «Сложи сказку».
Список использованной литературы.
1. Большова Т.В. Учимся по сказке. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
2. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. // Дошкольное воспитание № 11. – 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО Речь, 2000
4. Семеренко И.Г. В гостях у сказки: развивающие занятия для самых маленьких. – СПб.: Изд.Дом Литера, 2006.
5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необх...
Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
БЕЗОПАСНОСТЬ! Это основа основ современного мира. Дети беззащитны перед агрессивной средой и не умеют защитить себя, своё здоровье, окружающих. Мы, взрослые, родители и педагоги обязаны научить , объя...
Педагогический проект "Вечная память" 1941-1945 гг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Данный материал будет интересен педагогам, работающих с детьми дошкольного возраста с ЗПР...
Статья Педагогический проект- "Игры для пальчиков для девочек и мальчиков" старший дошкольный возраст
Эта статья демонтстрирует вариант использования метода проектов в ДОУ для достижения положительных результатов в процессе совместной деятельности педагога, детей, родителей над определенной практическ...
Проект «Наши любимые поэты и писатели» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цели проекта:1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качест...
Педагогический проект "Овощи и фрукты-полезные продукты" для детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект "Овощи и фрукты-полезные продукты" для детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...