2023-2024 Совместный проект родителей и ДОО в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «Семейные ценности и традиции»
проект (подготовительная группа)
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).
Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: Основной целью взаимодействия сотрудничества ДОО и семьи является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов. Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.
Задачи проекта:
- Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
- Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
- Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023-2024_proekt_s_semyoy_semeynye_tsennosti_i_traditsii.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Совместный проект родителей и ДОО
в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР
«Семейные ценности и традиции»
Авторы-составители:
воспитатели Вознова Е.С., Радговская Е.Н.
Смоленск, 2023-2024 учебный год
«Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная
чистота матери и отца».
В.А.Сухомлинский
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).
Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: с 01.12.2023 г. по 30.05.2024 г.
Образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Условия реализации проекта:
- Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОО и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
- Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
- Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОО и семьи.
- Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Методы исследования:
- изучение семей детей;
- изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей;
- накопление и обмен семейными традициями;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО через организацию семейных творческих проектов и новых эффективных форм работы.
Актуальность: В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. В ДОО не обобщен материал по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Цель проекта: Основной целью взаимодействия сотрудничества ДОО и семьи является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов. Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.
Задачи проекта:
- Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
- Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
- Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Объектом исследования являются семейные ценности и традиции дошкольников подготовительной группы, а также их родителей.
Предметом исследования являются семьи воспитанников, взаимоотношения в семье, семейные традиции и обычаи.
Гипотеза исследования: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по духовно-нравственному воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи с детским садом.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Реализация Проекта помогала учесть актуальные и активные жизненные позиции участников образовательного процесса, укреплению семейного института, передаче опыта в воспитании детей, а также способствовала повышению педагогической компетентности родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
Умение составить свою родословную.
Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
Владение навыками продуктивной деятельности, составление и оформление семейного альбома.
Уважительное отношение к старшему поколению.
Бережное отношение к семейным фотографиям.
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды.
Повышение качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
Создание методической копилки по данной проблеме.
Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Продукты проектной деятельности:
Стенгазета «Ах, какие мамы, загляденье прямо!»
Творческая работа: «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная». «Семейный календарь» и «Семейный альбом»
Презентация «Семейные ценности и традиции»
Информационный путеводитель для родителей: «Роль семьи в нравственном воспитании детей»
Информационное поле для родителей: «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности»
Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!»
Выставка творческих работ детей «Мама солнышко моё!»
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта и сроки исполнения
Теоретический: декабрь 2023г. - январь 2024г.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Опрос детей о своей семье.
Составление плана работы.
Свободный разговор с родителями по теме проекта.
Информационное поле для родителей «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности».
Разработка и содержание проекта «Семейные ценности и традиции»
Основной (практический): январь-апрель.
Сбор информации о семейных ценностях семей воспитанников (фото, рассказы)
Минутки общения: «Разговор о маме»
Конкурс рисунков «Мама солнышко моё»
Интервью с детьми: рассказы детей о своих мамах: «О самой любимой на свете, о маме моей говорю!»
Художественная мастерская: изготовление стенгазеты «Ах, какие мамы, загляденье прямо!»
Свободный разговор на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи».
Прочтение стихотворений на тему «Моя семья – мое богатство».
Индивидуальное общение с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам)
Разговор-рассуждение с детьми на тему: «Можно ли человеку прожить без семьи?».
«Пословица недаром молвится» - знакомство детей с пословицами о семье.
Информационный путеводитель для родителей:
«Роль семьи в нравственном воспитании детей».
Семейная гостиная «Семейные ценности и традиции» (родители в гостях у детей в группе детского сада).
Художественная литература: чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»; произведений: Я.Аким «Моя родня», В. Осеева «Сыновья».
Индивидуальные занятия с детьми на тему «Семья глазами ребенка»
Минутки общения: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди» — Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?»
Речевая игра «Назови родственников».
Информационная акция «Семейные традиции и домашние праздники».
Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!»
Заключительный (обобщающий); май.
Семейная художественная студия (творческая работа по изготовлению семейного древа): «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная».
Минутки общения с детьми: «Понравилось ли тебе создавать дерево своей семьи?».
Изготовление «Семейного календаря» и «Семейного альбома».
Создание презентации «Моя семья – мое богатство».
Список литературы:
1. «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Глебова С.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
5. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. М.,2001
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л.С. Киселева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с
7. интернет -ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной работы ...
Конспект совместной деятельности воспитателя и воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности по ФЭМП "Весеннее приключение"
В НОД решаются как познавательные, так и речевые задачи. Занимательное приключение, где дети с помощью математических заданий выручают весну....
Сценарий совместного с родителями развлечения В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Игра-викторина - «Что? Где? Когда?»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию сценарий совместного с родителями развлечения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи - Игры-викторины -...
Рабочая программа педагога по образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ОВЗ (с диагнозом тяжелое нарушение речи)
Рабочая программа по развитию и воспитанию детей подготовительной логопедической группы обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста и индивидуальных психологических и физиологических осо...
Перспективное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми с тяжелым нарушением речи по нравственно-патриотическому воспитанию
Любовь к Отчизне и любовь к людям-это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма....
Перспективное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми с тяжёлым нарушением речи по образовательным областям.
Перспективное планирование составлено по программе Н.В.Нищевой....
Развивающая предметно-пространственная среда "Центр речевого развития в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР"
Развивающая предметно-пространственная среда "Центр речевого развития в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР"...