2023-2024 Совместный проект родителей и ДОО в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «Семейные ценности и традиции»
проект (подготовительная группа)
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).
Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: Основной целью взаимодействия сотрудничества ДОО и семьи является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов. Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.
Задачи проекта:
- Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
- Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
- Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023-2024_proekt_s_semyoy_semeynye_tsennosti_i_traditsii.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Совместный проект родителей и ДОО
в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР
«Семейные ценности и традиции»
Авторы-составители:
воспитатели Вознова Е.С., Радговская Е.Н.
Смоленск, 2023-2024 учебный год
«Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная
чистота матери и отца».
В.А.Сухомлинский
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).
Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: с 01.12.2023 г. по 30.05.2024 г.
Образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Условия реализации проекта:
- Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОО и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
- Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
- Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОО и семьи.
- Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Методы исследования:
- изучение семей детей;
- изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей;
- накопление и обмен семейными традициями;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО через организацию семейных творческих проектов и новых эффективных форм работы.
Актуальность: В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. В ДОО не обобщен материал по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Цель проекта: Основной целью взаимодействия сотрудничества ДОО и семьи является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов. Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.
Задачи проекта:
- Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
- Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
- Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Объектом исследования являются семейные ценности и традиции дошкольников подготовительной группы, а также их родителей.
Предметом исследования являются семьи воспитанников, взаимоотношения в семье, семейные традиции и обычаи.
Гипотеза исследования: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по духовно-нравственному воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи с детским садом.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Реализация Проекта помогала учесть актуальные и активные жизненные позиции участников образовательного процесса, укреплению семейного института, передаче опыта в воспитании детей, а также способствовала повышению педагогической компетентности родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
Умение составить свою родословную.
Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
Владение навыками продуктивной деятельности, составление и оформление семейного альбома.
Уважительное отношение к старшему поколению.
Бережное отношение к семейным фотографиям.
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды.
Повышение качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
Создание методической копилки по данной проблеме.
Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Продукты проектной деятельности:
Стенгазета «Ах, какие мамы, загляденье прямо!»
Творческая работа: «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная». «Семейный календарь» и «Семейный альбом»
Презентация «Семейные ценности и традиции»
Информационный путеводитель для родителей: «Роль семьи в нравственном воспитании детей»
Информационное поле для родителей: «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности»
Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!»
Выставка творческих работ детей «Мама солнышко моё!»
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта и сроки исполнения
Теоретический: декабрь 2023г. - январь 2024г.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Опрос детей о своей семье.
Составление плана работы.
Свободный разговор с родителями по теме проекта.
Информационное поле для родителей «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности».
Разработка и содержание проекта «Семейные ценности и традиции»
Основной (практический): январь-апрель.
Сбор информации о семейных ценностях семей воспитанников (фото, рассказы)
Минутки общения: «Разговор о маме»
Конкурс рисунков «Мама солнышко моё»
Интервью с детьми: рассказы детей о своих мамах: «О самой любимой на свете, о маме моей говорю!»
Художественная мастерская: изготовление стенгазеты «Ах, какие мамы, загляденье прямо!»
Свободный разговор на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи».
Прочтение стихотворений на тему «Моя семья – мое богатство».
Индивидуальное общение с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам)
Разговор-рассуждение с детьми на тему: «Можно ли человеку прожить без семьи?».
«Пословица недаром молвится» - знакомство детей с пословицами о семье.
Информационный путеводитель для родителей:
«Роль семьи в нравственном воспитании детей».
Семейная гостиная «Семейные ценности и традиции» (родители в гостях у детей в группе детского сада).
Художественная литература: чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»; произведений: Я.Аким «Моя родня», В. Осеева «Сыновья».
Индивидуальные занятия с детьми на тему «Семья глазами ребенка»
Минутки общения: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди» — Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?»
Речевая игра «Назови родственников».
Информационная акция «Семейные традиции и домашние праздники».
Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!»
Заключительный (обобщающий); май.
Семейная художественная студия (творческая работа по изготовлению семейного древа): «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная».
Минутки общения с детьми: «Понравилось ли тебе создавать дерево своей семьи?».
Изготовление «Семейного календаря» и «Семейного альбома».
Создание презентации «Моя семья – мое богатство».
Список литературы:
1. «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Глебова С.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
5. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. М.,2001
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л.С. Киселева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с
7. интернет -ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной работы ...
Конспект совместной деятельности воспитателя и воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности по ФЭМП "Весеннее приключение"
В НОД решаются как познавательные, так и речевые задачи. Занимательное приключение, где дети с помощью математических заданий выручают весну....
Сценарий совместного с родителями развлечения В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Игра-викторина - «Что? Где? Когда?»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию сценарий совместного с родителями развлечения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи - Игры-викторины -...
Проект «Кладовая здоровья» в подготовительной группе компенсирующей направленности .
Тема: Изучаем свой организм.Авторы проекта: воспитатели В.В. Петрова, Н.В. Садовская, учитель-логопед В.В. Колесова.Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: информационно-игровой.Срок ...
Проект по ПДД в подготовительной группе компенсирующей направленности «Правила движения каждый должен знать обязательно на «пять!»
В рамках конкурса – фестиваля социально-значимых акций «Белая полоса», проводимых среди образовательных учреждений Выборгского района, педагогами группы были подготовлены мероприятия...
Проект "Удивительный мир птиц" (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Экологическое образование детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает осо...