Рабочая программа "Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая группа)

Труфанова Елена Витальевна

В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду.  Для волонтёра характерны такие качества личности, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни, ответственность, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей. Дошкольный возраст характеризуется как период сензитивности для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтёрского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volontyory_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_kruzhok.docx120.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Пользователь\Pictures\ЭМБЛЕМА СКАЗКА.png

детский сад – «Сказка» села Шипуново

Шипуновского района Алтайского края

Рабочая программа  «Событийное волонтёрство  как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста»

Разработал воспитатель высшей

квалификационной категории

Труфанова Елена Витальевна

с. Шипуново – 2023


СОДЕРЖАНИЕ:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2

1.1. Пояснительная записка

2

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

2

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

2

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

3

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3

2.1. Описание образовательной деятельности

3

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

7

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

9

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

12

3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы

12

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

12

3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

12

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

14

4.1. Краткая презентация программы

15

                                                

1. Целевой раздел        

1.1. Пояснительная записка

В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду.  Для волонтёра характерны такие качества личности, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни, ответственность, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей. Дошкольный возраст характеризуется как период сензитивности для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтёрского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

Целью рабочей программы кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки  на добровольческую деятельность.

2. Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

3. Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.

4. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО и соответствующих принципам ФОП ДО (п. 14.3.):

  1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников[1] (далее вместе – взрослые);
  4. признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  5. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  6. сотрудничество МБДОУ с семьей;
  7. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  8. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  9. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  10. учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.2. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы представляют собой

возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста:

  • участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
  • дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
  • создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения, организовать самостоятельную деятельность детей;
  • расширит представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
  • приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Календарно-тематический план

Дата

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

07.09.23

Беседа

«Кто такие волонтёры?»

Знакомство с понятиями «Волонтёр», «Волонтёрская группа». Разработать эмблему, девиз команды (оформить в родительском уголке)

Юлия Котенева «Сказка о добрых делах»

14.09.23

Акция «Очистим планету от мусора»

Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Грабли, мешки для мусора, перчатки

21.09.23

Просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

Расширить представления о том, как дети вступают в ряды волонтеров

Мультимедиа, социальный ролик «Волонтёры», мультфильм «Рука помощи» на электронном носителе

28.09.23

Чтение художественной литературы: А. Гайдар – «Тимур  и его команда» (главы)

Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве

Произведение А. Гайдар – «Тимур  и его команда» (главы)

05.10.23

Беседа «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?»

Выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают, что такое «добро»

12.10.23

Беседа «День пожилого человека»

Воспитание чувства уважения по отношению к старшему поколению

пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года, солнышко и лучики, песня «Дедушке»

19.10.23

26.10.23

Акция «Ты не один»

Изготовление подарков ко дню пожилого человека совместно с детьми подготовительных групп

Цветная бумага, ножницы, клей, досточки, салфетки

02.11.23

Беседа «Как поделиться добротой?»

Углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим им людям; воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение к ближнему; развивать  умение ценить и дорожить великим даром общения и дружбы

09.11.23

Всемирный  день приветствия (акция «Ладошка доброты»

Способствовать повышению  воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения ,  нравственных качеств, созданию благоприятного климата, обеспечивающих сближение и взаимопонимание

Фоамиран  для изготовления ладошек, ножницы,  фотобумага

16.11.23

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы»

Формирование нравственных понятий доброта, вежливость, отзывчивость

Мультимедиа, мультфильм «Уроки тётушки Совы»

23.11.23

Чтение художественной литературы К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве

Произведение  К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

30.11.23

Десант в группу  «Научим малышей играть»

Развивать ответственность, коммуникативную компетентность

Атрибуты для игры

07.12.23

Праздник «День волонтёра»

Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность

Удостоверение волонтёра на каждого ребёнка, цветик –семицветик, стихи о волонтёрах, гимн волонтёра

14.12.23

Акция «Ждём в гости птиц»

Пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам

Семечки, зерно, сало

21.12.23

Акция «Подарки для ёлки»

Изготовление безопасных ёлочных игрушек для малышей. Побуждать детей проявлять заботу о младших

Цветная бумага, ножницы, клей, досточки, бумажные салфетки

28.12.23

«Умеем помогать» (оказание помощи при одевании на прогулку)

Способствовать становлению  саморегуляции  собственных действий. Воспитывать у детей самостоятельность, ответственность

11.01.24

Беседа «Легко ли быть добрым?»

Формирование личности, способной к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в жизненных ситуациях

Музыкальные произведения: «Будьте добры!» - автор текста Санин А.,  композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.

18.01.24

Трудовой десант «Чистые дорожки»

Побуждать желание помогать младшим детям

Лопаты для уборки снега

25.01.24

Видео-поздравление «Татьянин день»

Воспитывать внимательное и уважительное отношение

01.02.24

Десант «Научи меня играть»

Развивать ответственность, коммуникативную компетентность

Аттрибуты к игре

08.02.24

«Добрые дела всей семьёй» фотоколлаж

Обогатить представления детей о доброте, добрых поступках через совместную продуктивную деятельность. Развивать творческие способности, фантазию, воображение.

15.02.24

Десант в группу «Поможем малышам одеться на прогулку»

Воспитывать взаимопомощь, выручку, чувство удовлетворения от сделанной работы, желание помогать маленьким

22.02.24

Видео-поздравление ко дню Защитника Отечества

Прививать уважительное отношение к тем служил и служит

07.03.24

Фото - выставка «В объятиях мамы»

Формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме

Клей, ножницы, ватман, фото с мамой

14.03.24

Чтение художественной литературы В.Осеева  «Что легче?, «Сыновья», «Волшебное слово»

Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве

Произведение В. Осеева «Что легче?, «Сыновья», «Волшебное слово»

21.03.24

28.03.24

Показ кукольного театра  для детей младшей группы

Создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков у детей  через театрализованную деятельность

04.04.24

Просмотр мультфильма «Уроки доброты с Дуняшей»

Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве

Мультфильм «Уроки доброты с Дуняшей» на электронном носителе, мультимедиа

11.04.24

Выставка рисунков «Миром правит доброта»

Воспитание у детей сострадания и милосердия к другим людям, птицам, животным, насекомым и т.д.

Листы бумаги А4 на каждого, цветные карандаши, фломастеры, краски

18.04.24

Чтение художественной литературы В. Сутеев «Мешок яблок», «Кораблик», « Под грибом»

Помочь детям запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание героя), обогатить речь ребёнка, воспитывать дружеские отношения

Тексты произведений, иллюстрации к произведениям

25.04.24

«В мире игр» проведение дидактической игры «Хорошо – плохо» для детей средней группы

Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.

Карточки «Хорошо-плохо»

02.05.24

Беседа «Почему добро побеждает зло?»

Возложение цветов «Никто не забыт, ничто не забыто»

Содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим

Цветы гвоздики, фотоальбом «Дети-герои войны»

16.05.24

Трудовой десант «Цветущая клумба»

Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать, бережное отношение к окружающей природе, ответственность за посаженные растения, трудолюбие.

Лейки, перчатки, семена цветов

23.05.24

Чтение художественной литературы В. Катаев «Цветик-семицветик»

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини

Произведение В. Катаев «Цветик-семицветик»

30.05.24

«Копилка добрых дел» презентация

Подведение итогов работы детей-волонтёров

Мультимедиа, презентация

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы, способы, методы и средства реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду определяет в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.

Согласно ФГОС ДО,  педагог использует различные формы реализации Программы  по организации волонтёрского движения в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:

 в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет):

  • игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, дидактическая, подвижная ) ;
  • общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
  • речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
  •  изобразительная деятельность (рисование,  аппликация) и элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
  • музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение).

Для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду педагог использует следующие методы:

  • организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
  • осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
  • мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры).

При организации обучения традиционные методы (словесные, наглядные, практические) дополняются методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:

1) при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание иллюстраций, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);

2) репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа);

3) метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений;

4) при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

5) исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций

Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.

При реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду педагог использует различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные.

Вариативность форм, методов и средств реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду зависит не только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе.

Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка, как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.

Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:

1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;

2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;

3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;

4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;

5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;

6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;

7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

8) поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.

Дети пяти - семи лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых. Поэтому педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество. Для этого педагог создает ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он регулярно поощряет стремление к самостоятельности, старается определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю, постоянно поддерживает желание преодолевать трудности и поощряет ребенка за стремление к таким действиям, нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.

Для поддержки детской инициативы рекомендуется использовать ряд способов и приемов.

1) Не следует сразу помогать ребенку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребенку, педагог сначала стремится к ее минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.

2) У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребенком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребенком. Важно уделять внимание ребенку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.

4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать способы ее достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребенка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.

6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребенка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях. Эти материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребенком (с учетом возрастных особенностей). Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и МБДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам воспитания конкретного ребенка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи для

Педагог самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогу устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы

Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» соответствуют психолого-педагогическим условиям реализации ФОП ДО (п.30).

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение образовательной рабочей программы кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» соответствует пункту 31 ФОП ДО.

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Групповое помещение

Занятия с детьми

Группа оборудована современной детской мебелью (столы, стулья, шкафы) для практической деятельности. Для участия в массовых мероприятиях имеется волонтёрская форма (жилеты)

Перечень материалов, необходимых для работы на занятиях: канцелярские принадлежности, бумага, ножницы, клей, картон, ватманы, карандаши, ручки, фломастеры.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Картотека :

Пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимовыручки; художественная литература; музыкальные произведения (на электронном носителе)

3.3. Описание обеспеченности методическими материалами

и средствами обучения и воспитания

1.КнязеваО,Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 2020 г.

2.Деркунская В.А., Агабекян С.С., Воронина Н.А.: Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие - Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г.

3. Амирова Р.И.  Волонтёрство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.

 4. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет. Программа, планирование, занятия/ Составители Э.А. Халикова, Н.В.Колебошина/ Волгоград: Учитель,2015г.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» http://docs.cntd.ru/document/420277810

6. Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).

7. Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

8. Кодрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.

9. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через  декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр.

7. Фесюкова Л.Б.. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.

8. Шевченко Л.Л. «Добрый мир» из-во «Подмосковье» 2012г.

9. В.В. Екимова. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 104-105. — URL

10. СтепановВ.  Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.

11. ГришаеваН.П.  Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

12. Шпикалова Л.Я.,Поровская Г.А. «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с

13. КомароваТ.С. «Народное искусство в  воспитании детей». М.: Издательство «Российское  педагогическое  агентство» 1997.- 208с.

14.  Сухомлинский В.А.  «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990

- (Библиотека учителя).

15.Ильина, И. Волонтерство в России [Текст]/И. Ильина // Интернет советы. Режим доступа: http://www.isovet.ru/

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Краткая презентация программы

Рабочая программа кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста » рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет),  целью которой является формирования нравственных качеств дошкольников» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи: 

1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки  на добровольческую деятельность.

2. Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

3. Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.

4. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса. 

Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста: дошкольники научаться  вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных, будут более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

Программа построена на  принципах ДО, установленных ФГОС ДО и соответствующих принципам ФОП ДО (п. 14.3.). В программе представлен календарно-тематический план работы. Согласно ФГОС ДО,  педагог использует различные формы реализации Программы  по организации волонтёрского движения в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей. Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях, учитывая необходимые условия.

Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях, активно используется воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач. 

Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы кружка «» соответствуют психолого-педагогическим условиям реализации ФОП ДО (п.30).

 Материально-техническое обеспечение образовательной рабочей программы кружка «Волонтёрское движение в детском саду как средство формирования нравственных качеств дошкольников» соответствует пункту 31 ФОП ДО.


[1] Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное учреждение как первая ступень в образовании, обязано создать условия для реализации познавательной активности дошкольников...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...