Рабочая программа "Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая группа)
В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Для волонтёра характерны такие качества личности, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни, ответственность, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей. Дошкольный возраст характеризуется как период сензитивности для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтёрского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontyory_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_kruzhok.docx | 120.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад – «Сказка» села Шипуново
Шипуновского района Алтайского края
Рабочая программа «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста»
Разработал воспитатель высшей
квалификационной категории
Труфанова Елена Витальевна
с. Шипуново – 2023
СОДЕРЖАНИЕ: | |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 2 |
1.1. Пояснительная записка | 2 |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | 2 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 2 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы | 3 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 3 |
2.1. Описание образовательной деятельности | 3 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 7 |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы | 9 |
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 11 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 12 |
3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы | 12 |
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы | 12 |
3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 12 |
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 14 |
4.1. Краткая презентация программы | 15 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Для волонтёра характерны такие качества личности, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни, ответственность, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей. Дошкольный возраст характеризуется как период сензитивности для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтёрского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
Целью рабочей программы кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.
4. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО и соответствующих принципам ФОП ДО (п. 14.3.):
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников[1] (далее вместе – взрослые);
- признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество МБДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.2. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста:
- участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения, организовать самостоятельную деятельность детей;
- расширит представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
- приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Календарно-тематический план
Дата | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование |
07.09.23 | Беседа «Кто такие волонтёры?» | Знакомство с понятиями «Волонтёр», «Волонтёрская группа». Разработать эмблему, девиз команды (оформить в родительском уголке) | Юлия Котенева «Сказка о добрых делах» |
14.09.23 | Акция «Очистим планету от мусора» | Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе. | Грабли, мешки для мусора, перчатки |
21.09.23 | Просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры». | Расширить представления о том, как дети вступают в ряды волонтеров | Мультимедиа, социальный ролик «Волонтёры», мультфильм «Рука помощи» на электронном носителе |
28.09.23 | Чтение художественной литературы: А. Гайдар – «Тимур и его команда» (главы) | Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве | Произведение А. Гайдар – «Тимур и его команда» (главы) |
05.10.23 | Беседа «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?» | Выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают, что такое «добро» | |
12.10.23 | Беседа «День пожилого человека» | Воспитание чувства уважения по отношению к старшему поколению | пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года, солнышко и лучики, песня «Дедушке» |
19.10.23 26.10.23 | Акция «Ты не один» | Изготовление подарков ко дню пожилого человека совместно с детьми подготовительных групп | Цветная бумага, ножницы, клей, досточки, салфетки |
02.11.23 | Беседа «Как поделиться добротой?» | Углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим им людям; воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение к ближнему; развивать умение ценить и дорожить великим даром общения и дружбы | |
09.11.23 | Всемирный день приветствия (акция «Ладошка доброты» | Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения , нравственных качеств, созданию благоприятного климата, обеспечивающих сближение и взаимопонимание | Фоамиран для изготовления ладошек, ножницы, фотобумага |
16.11.23 | Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы» | Формирование нравственных понятий доброта, вежливость, отзывчивость | Мультимедиа, мультфильм «Уроки тётушки Совы» |
23.11.23 | Чтение художественной литературы К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» | Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве | Произведение К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» |
30.11.23 | Десант в группу «Научим малышей играть» | Развивать ответственность, коммуникативную компетентность | Атрибуты для игры |
07.12.23 | Праздник «День волонтёра» | Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность | Удостоверение волонтёра на каждого ребёнка, цветик –семицветик, стихи о волонтёрах, гимн волонтёра |
14.12.23 | Акция «Ждём в гости птиц» | Пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам | Семечки, зерно, сало |
21.12.23 | Акция «Подарки для ёлки» | Изготовление безопасных ёлочных игрушек для малышей. Побуждать детей проявлять заботу о младших | Цветная бумага, ножницы, клей, досточки, бумажные салфетки |
28.12.23 | «Умеем помогать» (оказание помощи при одевании на прогулку) | Способствовать становлению саморегуляции собственных действий. Воспитывать у детей самостоятельность, ответственность | |
11.01.24 | Беседа «Легко ли быть добрым?» | Формирование личности, способной к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в жизненных ситуациях | Музыкальные произведения: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. |
18.01.24 | Трудовой десант «Чистые дорожки» | Побуждать желание помогать младшим детям | Лопаты для уборки снега |
25.01.24 | Видео-поздравление «Татьянин день» | Воспитывать внимательное и уважительное отношение | |
01.02.24 | Десант «Научи меня играть» | Развивать ответственность, коммуникативную компетентность | Аттрибуты к игре |
08.02.24 | «Добрые дела всей семьёй» фотоколлаж | Обогатить представления детей о доброте, добрых поступках через совместную продуктивную деятельность. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. | |
15.02.24 | Десант в группу «Поможем малышам одеться на прогулку» | Воспитывать взаимопомощь, выручку, чувство удовлетворения от сделанной работы, желание помогать маленьким | |
22.02.24 | Видео-поздравление ко дню Защитника Отечества | Прививать уважительное отношение к тем служил и служит | |
07.03.24 | Фото - выставка «В объятиях мамы» | Формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме | Клей, ножницы, ватман, фото с мамой |
14.03.24 | Чтение художественной литературы В.Осеева «Что легче?, «Сыновья», «Волшебное слово» | Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве | Произведение В. Осеева «Что легче?, «Сыновья», «Волшебное слово» |
21.03.24 28.03.24 | Показ кукольного театра для детей младшей группы | Создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков у детей через театрализованную деятельность | |
04.04.24 | Просмотр мультфильма «Уроки доброты с Дуняшей» | Углублять представления детей о доброте как о ценном неотъемлемом качестве | Мультфильм «Уроки доброты с Дуняшей» на электронном носителе, мультимедиа |
11.04.24 | Выставка рисунков «Миром правит доброта» | Воспитание у детей сострадания и милосердия к другим людям, птицам, животным, насекомым и т.д. | Листы бумаги А4 на каждого, цветные карандаши, фломастеры, краски |
18.04.24 | Чтение художественной литературы В. Сутеев «Мешок яблок», «Кораблик», « Под грибом» | Помочь детям запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание героя), обогатить речь ребёнка, воспитывать дружеские отношения | Тексты произведений, иллюстрации к произведениям |
25.04.24 | «В мире игр» проведение дидактической игры «Хорошо – плохо» для детей средней группы | Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других. | Карточки «Хорошо-плохо» |
02.05.24 | Беседа «Почему добро побеждает зло?» Возложение цветов «Никто не забыт, ничто не забыто» | Содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим | Цветы гвоздики, фотоальбом «Дети-герои войны» |
16.05.24 | Трудовой десант «Цветущая клумба» | Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать, бережное отношение к окружающей природе, ответственность за посаженные растения, трудолюбие. | Лейки, перчатки, семена цветов |
23.05.24 | Чтение художественной литературы В. Катаев «Цветик-семицветик» | Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини | Произведение В. Катаев «Цветик-семицветик» |
30.05.24 | «Копилка добрых дел» презентация | Подведение итогов работы детей-волонтёров | Мультимедиа, презентация |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду определяет в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.
Согласно ФГОС ДО, педагог использует различные формы реализации Программы по организации волонтёрского движения в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет):
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, дидактическая, подвижная ) ;
- общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
- речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
- изобразительная деятельность (рисование, аппликация) и элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
- музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение).
Для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду педагог использует следующие методы:
- организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
- осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
При организации обучения традиционные методы (словесные, наглядные, практические) дополняются методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:
1) при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание иллюстраций, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);
2) репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа);
3) метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений;
4) при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
5) исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду педагог использует различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Вариативность форм, методов и средств реализации Программы по организации волонтёрского движения в детском саду зависит не только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе.
Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка, как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;
3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
8) поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
Дети пяти - семи лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых. Поэтому педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество. Для этого педагог создает ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он регулярно поощряет стремление к самостоятельности, старается определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю, постоянно поддерживает желание преодолевать трудности и поощряет ребенка за стремление к таким действиям, нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.
Для поддержки детской инициативы рекомендуется использовать ряд способов и приемов.
1) Не следует сразу помогать ребенку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребенку, педагог сначала стремится к ее минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
2) У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребенком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребенком. Важно уделять внимание ребенку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать способы ее достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребенка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребенка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях. Эти материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребенком (с учетом возрастных особенностей). Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и МБДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам воспитания конкретного ребенка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи для
Педагог самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогу устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы
Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» соответствуют психолого-педагогическим условиям реализации ФОП ДО (п.30).
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение образовательной рабочей программы кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста» соответствует пункту 31 ФОП ДО.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Групповое помещение | Занятия с детьми | Группа оборудована современной детской мебелью (столы, стулья, шкафы) для практической деятельности. Для участия в массовых мероприятиях имеется волонтёрская форма (жилеты) Перечень материалов, необходимых для работы на занятиях: канцелярские принадлежности, бумага, ножницы, клей, картон, ватманы, карандаши, ручки, фломастеры. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» Картотека : Пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимовыручки; художественная литература; музыкальные произведения (на электронном носителе) |
3.3. Описание обеспеченности методическими материалами
и средствами обучения и воспитания
1.КнязеваО,Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 2020 г.
2.Деркунская В.А., Агабекян С.С., Воронина Н.А.: Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие - Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г.
3. Амирова Р.И. Волонтёрство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
4. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет. Программа, планирование, занятия/ Составители Э.А. Халикова, Н.В.Колебошина/ Волгоград: Учитель,2015г.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» http://docs.cntd.ru/document/420277810
6. Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
7. Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
8. Кодрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
9. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр.
7. Фесюкова Л.Б.. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
8. Шевченко Л.Л. «Добрый мир» из-во «Подмосковье» 2012г.
9. В.В. Екимова. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 104-105. — URL
10. СтепановВ. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.
11. ГришаеваН.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
12. Шпикалова Л.Я.,Поровская Г.А. «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
13. КомароваТ.С. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.- 208с.
14. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990
- (Библиотека учителя).
15.Ильина, И. Волонтерство в России [Текст]/И. Ильина // Интернет советы. Режим доступа: http://www.isovet.ru/
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Краткая презентация программы
Рабочая программа кружка «Событийное волонтёрство как средство формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста » рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), целью которой является формирования нравственных качеств дошкольников» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Расширять представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.
4. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста: дошкольники научаться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных, будут более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.
Программа построена на принципах ДО, установленных ФГОС ДО и соответствующих принципам ФОП ДО (п. 14.3.). В программе представлен календарно-тематический план работы. Согласно ФГОС ДО, педагог использует различные формы реализации Программы по организации волонтёрского движения в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей. Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях, учитывая необходимые условия.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях, активно используется воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы кружка «» соответствуют психолого-педагогическим условиям реализации ФОП ДО (п.30).
Материально-техническое обеспечение образовательной рабочей программы кружка «Волонтёрское движение в детском саду как средство формирования нравственных качеств дошкольников» соответствует пункту 31 ФОП ДО.
[1] Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...
Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...
Выпускная квалификационная работа "Значение регионального компонента для формирования основ социализации детей старшего дошкольного возраста"
Материал имел оценку отлично ,при защите на соответствие в 2015 году в ИПК г.Тула...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное учреждение как первая ступень в образовании, обязано создать условия для реализации познавательной активности дошкольников...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...