Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на городском фестивале педагогических идей и инновационных разработок, на тему: «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» .
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужого мнения в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.
Основа толерантности – признание права на отличие.
Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.
Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности.
Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.
Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.
Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте. Первая группа методов, это:
Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):
- метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);
- художественная литература;
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
Вторая группа методов, это:
Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
- личный пример авторитетного взрослого.
Третьей группой методов являются:
Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей:
-поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков;
-высказывание неодобрения отрицательных поступков.
-оценка только поступка, а не личности ребенка.
Но какой бы ни использовали метод,важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.
На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача – воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т.д.
И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.
Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
С целью воспитания толерантности старших дошкольников задействован большой спектр средств. Первым, самым объёмным средством является:
- социальная действительность, которая понятна, доступна, лично значима для ребёнка семилетнего возраста ( семья, детский сад, библиотека, школа, улицы города, музей ит.д.);
- общение;
- предметы рукотворного мира: игрушки разных народов, технические;
- изобразительное искусство стран мира;
- музыка стран мира;
- случайная информация, полученная ребёнком из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности;
- художественная литература, произведения устного народного творчества стран мира.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.
Существуют разные формы работы на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, но их объединяет одно – они дают дошкольнику возможность поделиться радостью пережитого, вводят ребёнка в мир человечности, красоты и доброты. На занятиях дети знакомятся с таким жанром, как сказки, которые позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.
Я знакомлю детей доброму отношению к людям через нестандартные занятия (например, занятие - путешествие, занятие - экскурсия, занятие -ролевая игра, занятие -выставка, занятие -сказка). По сути, такие «нестандартные» занятия представляют собой новые формы обучения с элементами новых коммуникативных технологий, успешность которых напрямую зависит от толерантности субъектов коммуникаций.
Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в детском саду говорит нам, что работа даёт результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .
видеоматериал к тексту выступления «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» ....
Cатья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья способствует формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством поликультурного воспитания....
Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей " Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...
« Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...