Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
рабочая программа (старшая группа)
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Данная программа «Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Программа включает в себя семь разделов работа, в каждом из разделов осуществляется в форме проектной деятельности, а результатом работы являются готовые продукты совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей.
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_pozitinaya_sotsializatsiya_detey_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Борисоглебского городского округа Детский сад № 20 комбинированного вида
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ БГО
Детского сада № 20
Комбинированного вида
___________В.А. Лаптева
Протокол № от_______2016 г. Приказ №_____от_____________2016г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!»
на 2016-2018 учебный год
Срок реализации 2 года
Направленность: социально-педагогическая
Автор:
Бондарева Инна Владимировна,
воспитатель
г. Борисоглебск, 2016
Содержание программы
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Учебный план………………………………………………………………9
3. Учебно-тематический план…………………………………………..…..10
4. Содержание программы…………………………………………………..11
5. Список литературы……………………………………………………….19
Пояснительная записка
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)
В современном обществе перед педагогами и психологами встала острая проблема социализации в детском коллективе. В чём причина? Прогресс предопределяет новые формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир [9].
Современная действительность с её прогрессивными технологиями вносит поправки в способы взаимодействия между людьми, в частности между детьми. Ребёнок, попадая в коллектив, испытывает огромные трудности в общении.
Первоначальные навыки социализации, как правило, формируются в семье. К сожалению, родители, зачастую заменяют собственное ежедневное общение с детьми на приобретение новых дорогих игрушек, просмотр мультфильмов, развлечения с аниматорами, таким образом, пытаясь «откупиться» от собственных чад, и тем самым лишая их способности легко и гармонично социализироваться в современном детском коллективе.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспризводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [10].
В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [пункт 2.6. ФГОС ДО приказ от 17 октября 2013 г. N 1155].
Современное дошкольное образование должно формировать у детей компетентно – личностные качества и умения, позволяющие ребёнку успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в современном мире. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребёнка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребёнком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений» [1, 34].
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. Какую социализацию уместно назвать позитивной?
Позитивная социализация – это освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства, происходящее в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленное на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
Какие компоненты позитивной социализации можно выделить? Первое – это эмоциональное благополучие ребенка в любом коллективе; второе – позитивное восприятие окружающего мира; третье – коммуникативная компетентность дошкольника; четвёртое – развитие социальных навыков детей соответственно возрасту. Дошкольный возраст – «начальный период осознания ребёнком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений» [7, 74].
Формирование навыков позитивной социализации у дошкольников базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.
Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед нами задачи в области позитивной социализации, мы выделили определённые инструменты, представляющие интерес не только для нас, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях ДОО, по нашему опыту, является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность - форма работы, объединяющая воедино все виды деятельности и вовлекающая всех участников воспитательного процесса, включающая все компоненты позитивной социализации это проектная деятельность.
Проектная деятельность в ДОО – это специально организованная взрослым и выполняемая детьми деятельность, завершающаяся созданием творческих работ.
Стоит отметить также влияние проектной деятельности на социализацию родителей. Родители сами превращаются в детей, уходят закрепощённость, замкнутость, агрессия, высокомерие. Возникает желание общаться, играть, творить, созидать.
Почему мы считаем проектную деятельность важным инструментом позитивной социализации? Проектная деятельность устанавливает контакты в различном сочетании: взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, семья-ребёнок, педагог-родители; даёт представления ребёнку о планировании собственной деятельности, возможность поставить вопрос (проблему) и определить пути решения, т. е. делает его социально-компетентным; расширяет кругозор детей, пытливость ума, творческие способности, когнитивные качества; вооружает ребёнка инструментами позволяющими, решать любые творческие и естественно – практические задачи; даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт; даёт родителям возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения; даёт возможность детям почувствовать свою значимость, а родителям увидеть успешность своих детей.
Проектная деятельность в детском саду является источником положительных эмоций, способствует развитию коммуникативных процессов, погружает ребёнка в атмосферу радости, творчества создаёт фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям, владеющим формулой успешности в обществе – умением общаться с людьми. А по выражению Антуана де Сент-Экзюпери единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Данная программа «Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Программа включает в себя семь разделов работа, в каждом из разделов осуществляется в форме проектной деятельности, а результатом работы являются готовые продукты совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей.
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Задачи:
1) формирование представление детей старшего дошкольного возраста о социальных ролях, которые он выполняет в обществе, государстве и мире;
2) формирование нравственных и культурных ценностей через совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
3) привлечение родителей дошкольников к процессу позитивной социализации их детей;
4) повышение компетентности сотрудников ДОО в вопросах позитивной социализации дошкольников в проектной деятельности;
5) обновление информационной среды учреждения по организации позитивной социализации дошкольников посредством технологии проектирования.
Ожидаемые результаты:
• развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
• создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях;
• приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
• формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий;
• формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Учебный план
Особенность данной программы заключатся в том, что деятельность по ее реализации не является четко регламентированной и осуществляется в форме подготовки и презентации проектов соответствующей тематики.
Раздел 1. «Я - человек»
Раздел 2. «Я - друг»
Раздел 3. «Я – член семьи»
Раздел 4. «Я – воспитанник детского сада»
Раздел 5. «Я – житель города Борисоглебска»
Раздел 6. «Я - Россиянин»
Раздел 7. «Я - обитатель планеты Земля»
Учебно-тематический план
Раздел 1. «Я - человек»
Название проекта: «Что я знаю о себе?»
Продукт проектной деятельности: альбом «Я расту», папка-передвижка «Тайна имени».
Раздел 2. «Я - друг»
Название проекта: «Дружба начинается с улыбки».
Продукт проектной деятельности: концерт «Дружба начинается с улыбки».
Раздел 3. «Я – член семьи»
Название проекта: «Моя семья – моя гордость».
Продукт проектной деятельности: выставка «Генеалогическое древо семьи».
Раздел 4. «Я – воспитанник детского сада»
Название проекта: «Наш любимый детский сад»
Продукт проектной деятельности: коллективная работа «Макет детского сада», фильм «Детский сад – наш дом»
Раздел 5. «Я – житель города Борисоглебска».
Название проекта: «Мой город Борисоглебск».
Продукт проектной деятельности: фотоальбом «Любимый уголок г. Борисоглебска».
Раздел 6. «Я - Россиянин»
Название проекта: «Традиции Русского народа».
Продукт проектной деятельности: устный журнал «Россия – родина моя».
Раздел 7. «Я - обитатель планеты Земля»
Название проекта: «Земля - наш дом».
Продукт проектной деятельности: «Атлас огромного Мира».
Содержание программы
Раздел 1. «Я - человек».
Название проекта: «Что я знаю о себе?».
Игровая деятельность: «Чем похожи», «Умею – не умею», «Заводная игрушка», «Чудесный мешочек», «На что похоже», «Почини варежку», «Заводная игрушка», «Кто быстрее достигнет цели», «Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди пару», «Угадай, кто это?», «Составь фигуру девочки (мальчика)», «Подбери одежду», «Волшебная дорожка», «Кто больше знает о себе», «Узнай кто это», «Что сначала, что потом».
Коммуникативная деятельность - беседы на тему: «Я и мое имя», «Мое настроение», «Что я чувствую» и т.д.
Познавательно-исследовательская деятельность. Сенсорные игры, направленные на ознакомление с возможностями организма человека: «Узнай по вкусу», «Определи на ощупь». Рассматривание демонстрационного материала «Я расту», «Мой рост и вес» (экскурсия в медицинский кабинет – антропометрия), нахождение общих признаков и отличий между взрослым человеком и ребенком, рассматривание альбомов «Я расту».
Изобразительная деятельность. Рисуем пальчиками, рисуем ладошками, аппликация из ладошек «Волшебные ладошки».
Восприятие художественной литературы и фольклора. «Мой замечательный нос» Э. Мошковская, «Танины достижения» В. Осеева, «Плохо» В. Осеева, «Фантазеры» Н. Носов, «Тайное становится явным» В. Драгунский, «Цветик - семицветик» В. Катаев и др.
Самообслуживание и бытовой труд: учимся ухаживать за собой.
Конструирование: «Дерево эмоций» из бросовых материалов, «Экран настроения».
Музыкальная деятельность: «Улыбка» М/ф "Крошка Енот" Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, м/ф "Крошка Енот", «День рождения» М/ф "Чебурашка" Сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского, м/ф "Чебурашка".
Двигательная деятельность: «Поиграем с ушками» (массаж ушей), комплекс дыхательной гимнастики, комплекс артикуляционной гимнастики «Сказка про язычок».
Раздел 2. «Я - друг»
Название проекта: «Дружба начинается с улыбки».
Игровая деятельность: игра «Волшебный клубок». (Правила детского общения), «Солнечные лучики», «Насос и мяч» (игра в паре), «Узнай друга по описанию».
Коммуникативная деятельность: разучивание «Мирилочек». Словесное упражнение «Закончи предложения». Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает».
Познавательно-исследовательская деятельность: интервью с другом.
Изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга». Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй пословицу о дружбе».
Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение стихотворения с последующей беседой «Ничего тебе не дам» (Н. Найдёнова). Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит». Чтение художественной литературы «Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского. «Обидчики», «Синие листья», «Кто наказал его» В. Осеева.
Самообслуживание и бытовой труд. Выполнение поручений в паре «Дружеский патруль».
Конструирование. Продуктивная деятельность (ручной труд): «Подарки моим друзьям».
Музыкальная деятельность: «Настоящий друг» (сл. Пляцковского М., композитор - Савельев Б.), «Вместе весело шагать», (Слова:М.Матусовский, композитор В.Шаинский), « Улыбка» (Слова: М. Пляцковский, Музыка: В. Шаинский), «Если рядом с тобой друг» (Слова: М. Пляцковский, Музыка: В. Шаинский), «Музыкальная игра « Вместе будет веселее».
Двигательная деятельность. Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий».
Раздел 3. «Я – член семьи».
Название проекта: «Моя семья – моя гордость».
Игровая деятельность: «Кем быть?», «Сложи картинку», «Определи возраст», «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Назови, как тебя дома ласково называют?». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин».
Коммуникативная деятельность. Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома), «Как мы отдыхаем», «Что такое генеалогическое древо моей семьи», «Как я помогаю родителям»
Познавательно-исследовательская деятельность: викторина «В какой сказке встречаются семьи».
Изобразительная деятельность: рисование «Моя семья».
Восприятие художественной литературы и фольклора: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д.Родари, «Мамина дочка» В. Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил», А.Барто «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский, «Похищенное имя» Шорыгина Т.А.
Самообслуживание и бытовой труд: дневник домашних дел «Помогаю маме».
Конструирование: «Дом, в котором мы живем» (из бросового материала).
Музыкальная деятельность: «Песенка о счастье» (Муз. Павел Хайрулин, сл. Наталья Камышова, исп. Людмила Скрягина), «Моя семья» (Музыка и слова: Александр Ермолов), «Моя дружная семья»(Сл.Татьяна Рядчикова, муз. Александр Комаров, исп. Дарья Ушакова).
Двигательная деятельность: утренняя гимнастика «Дружная семья», пальчиковая гимнастика «Мышиная семья».
Раздел 4. «Я – воспитанник детского сада».
Название проекта: «Наш любимый детский сад».
Игровая деятельность: развивающая игра «Я знаю много… (названий растений группы)». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры в детский сад: С/р игра «Детский сад», «Кухня». Изготовление игры «Угадай, кто это?» (о сотрудниках).
Коммуникативная деятельность: видео-интервью у сотрудников об их работе, отношению к ней, к д/саду. Правила поведения в детском саду. Рассказы на тему «За что я люблю д/сад», «Мои любимые игры в д/саду», «Мой любимый воспитатель (сотрудник)» (на выбор).
Познавательно-исследовательская деятельность: экскурсия «Мой детский сад».
Изобразительная деятельность: лепка «Моя любимая игрушка». Подарки-сувениры сотрудникам д/с. Коллаж «Профессии сотрудников д/сада», альбомы о сотрудниках ДОУ (с родителями, по желанию). Рисование на тему «Мой любимый детский сад.
Восприятие художественной литературы и фольклора: стихотворения «Катя в яслях» (З. Александровой), «Детский сад» (Н. Ярославцев), «Дошколята» (И. Гурина), «Второй ваш дом» (Г. Шалаева), «Детский сад» (О. Высоцкая), «В детский сад» (А. Вишневская), «Наш любимый детский сад» (Е. Груданов ).
Самообслуживание и бытовой труд. Труд в групповой комнате.
Конструирование. Конструирование здания детского сада. План - карта прогулочного участка.
Музыкальная деятельность. Песня «Детский сад» (слова Т.Волгиной, музыка А. Филиппенко), «Дом окнами в детство» (Н. Агошкова), «Детский сад» (Т. Керстен).
Раздел 5. «Я – житель города Борисоглебска».
Название проекта: «Мой город Борисоглебск».
Коммуникативная деятельность: заочная экскурсия по городу Борисоглебску (рассматривание фотографий и открыток). Рассказывание по теме «Мой любимый уголок города Борисоглебска» (подготовка с родителями).
Познавательно-исследовательская деятельность. Мой родной город. История моего города. Символика города Борисоглебска. Презентация «Памятники города Борисоглебска».
Изобразительная деятельность. «Дома на нашей улице», «Городской транспорт».
Восприятие художественной литературы и фольклора. Произведения писателей г. Борисоглебска.
Конструирование. «Мосты», «Микрорайон города».
Музыкальная деятельность. Гимн города Борисоглебска.
Раздел 6. «Я - Россиянин».
Название проекта: «Традиции Русского народа».
Игровая деятельность. Народная игра «Курочки». Сюжетно-ролевая игра «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
Коммуникативная деятельность. Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обсуждение пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит». Разучивание закличек. «Предметы из бабушкиного сундука» (составление описательных рассказов).
Познавательно-исследовательская деятельность. Общение с использованием презентации «Как одевались в старину», «История возникновения имен, фамилий», «В гости к русским мастерам».
Изобразительная деятельность. Лепка из пластилина «Избушка».
Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах. Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах. Лепка «Филимоновской свистульки» из пластилина. Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа.
Восприятие художественной литературы и фольклора. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Самообслуживание и бытовой труд. Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа.
Конструирование. Русский народный костюм.
Музыкальная деятельность. Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»).
Двигательная деятельность: русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок». Подвижные игры: «Капуcта», «Бой петухов». Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка».
Раздел 7. «Я - обитатель планеты Земля».
Название проекта: «Земля - наш дом».
Игровая деятельность. Дидактические игры по Экологии «Живая - неживая природа», «Чей домик», «Кто, что ест?».
Коммуникативная деятельность. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля». Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.
Познавательно-исследовательская деятельность. Планета Земля в опасности, эксперименты с водой, почвой, воздухом. Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду».
Изобразительная деятельность. Плакаты: «Береги свой город!», «Пусть всегда будет небо», «Природа среди нас одна!». Коллективная работа детей по аппликации «Разноцветная Земля». Рассматривание и беседа репродукций картин Шишкин И. И. «Утро в сосновом бору», Васнецов В М. «Иван- царевич на сером волке», Васнецов В. М. «Три богатыря», Айвазовский И. К. «Морской берег», Решетников Ф. П. «Опять двойка», Саврасов А. К. «Грачи прилетели».
Восприятие художественной литературы и фольклора. Ю. Демянская «Дом Земли», В. Орлова «Общий дом», Я. Аким «Есть одна планета - сад», А. Томилин «Как люди открывали свою планету», К. Булычев «Девочка с земли». Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля». Чтение и обсуждение рассказов о животных: М. Пришвин "Беличья память" «Еж», В. Бианки "Мастера без топора " Н. Сладков "Дятел ", "Загадочный зверь " и др.
Конструирование: жилища разных народов, оформление книжек-самоделок «Моё любимое растение»
Музыкальная деятельность. Весенняя колыбельная сверчка (И. Егиков - Ю. Кушак), Веселые гости (С. Баневич - Е. Руженцев), Веселый музыкант (А. Филиппенко - Т. Волгина) Вот какие чудеса! (А. Филиппенко - Н. Берендгоф), Гусята (немецкая песня, обр. Т. Попатенко, пер. А. Кузнецовой), Африка (сл. и муз. Ю. Харченко), Березка (Е.Тиличеева - А. Абрамов), В деревянном башмаке (А. Суханов - норв. народн., пер. Ю.Вронского), Веселые дороги (Л. Бакалов - Ю. Полухин).
Двигательная деятельность. Развлечения в бассейне на тему: “Вода вокруг нас”. Физминутка «Слон», «Обезьянки», «Зайчата», «Мишка вылез из берлоги», «Беличья зарядка», «Жираф». Пальчиковая гимнастика «Ягоды».
Список литературы
1. Агафонова И.Н., Князева Н.А., Цветкова Е.В, Корниенко О.С. Развитие взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы [Текст] / И. Н. Агафонова, Н. А. Князева, Е. В. Цветкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 – № 4 – С. 34–41., с. 34
2. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] /В. С. Близнецова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.
3. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] /О.В. Виноградов// Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.
4. Волкова М.С. Проект “Школа дошкольных наук” [Текст] /М. С. Волкова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №9. С.6-9.
5. Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А. Проектирование летнего отдыха дошкольников с семьей [Текст] / Е. С. Евдокимова, Е. А. Кудрявцева // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. 2004 №2.С.40-56.
6. Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр [Текст] / В.В. Кухлинская // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.52-62.
7. Лихачёва Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Диагностика, программа занятий . [Текст] / Е. Н. Лихачева // Методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с., с. 74
8. Тимофеева Г.Е. Проектная деятельность в воспитании любви к родному городу [Текст] /Г. Е Тимофеева // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.83-85.
9. Токач Е. В., Бобкова Н. П., Ершова Е. С. [и др.] ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОУ [Текст] / Е. В. Токач, Н. П. Бобкова, Е. С. Ершова // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 74-81.
10. Краткий психологический словарь.— Ростов-на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.