Мастер-класс для педагогов "Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности в доу"
учебно-методический материал (средняя группа)

Повышение профессиональногомастерства участников мастер-класса в процессе педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №10 г.Ардон

Мастер-класс для педагогов ДОУ

 «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»

Выполнила: Певная И.Н.

2022г.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольников.

Задачи мастер-класса :

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

- Продемонстрировать опыты с бумагой,  водой, молоком, краской которые можно использовать в экспериментальной деятельности детей.

- Заинтересовать педагогов в применении данной методики.

Оборудование: Катя (кукла, емкости для воды, пресная вода, подносы, 2 мандарина, салфетка, сахар, гуашь, молоко, ватные палочки, моющее средство.

Ход МАСТЕР-КЛАССА

Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать.

Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество.

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста.

Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства;

растения на участке, птиц, насекомых;

ловят ветерок, запускают самолетики;

превращают снег в воду, а прозрачную воду – в разноцветную.

Тематика и содержание экспериментов могут быть очень разнообразными.

В младших группах эксперименты короткие, простые. Их рассказывает и показывает воспитатель. Например, «Автобус». В течение дня мы с малышами в игре обследовали части автобуса, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводили опыт: поедет ли автобус без одного колеса? и т. д.

В средней и старшей группе воспитатель уже может привлекать к опытам детей.

В старших группах эксперименты сложнее.

В подготовительной – уже дети сами могут экспериментировать.

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Сказка называется «Путешествие Кати в мир чудес».

Жила была девочка, Катя. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Катя услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Катя отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже всходило, и Катя увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Давайте вернёмся к китайской пословице, о которой я говорила в начале:

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Так вот, здесь было задействовано только образное мышление. И это ошибка многих, когда мы рассказываем детям, а не показываем и не даём самим попробовать.

Опыт № 1 «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт №2 Дерево металл

Катя захотела поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как она не умела плавать, ей надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, она увидела кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, она с ужасом заметила, что она утонула. Следующую попытку она проделала с корой дерева и с удовлетворением отметила, что она плавает.

Вывод: металл тяжелее дерева.

Плывя на коре дерева, она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2 «Танцующая мандаринка»

Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее дольку мандарина. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что долька мандаринки всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и отяжелевшая мандаринка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет.

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают мандаринку.

Но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Катя от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Катя решила идти дальше. Тут она увидела радугу

Опыт № 4 «Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт 5.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.

Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!

Как же получился взрыв цвета?

Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Катеньке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Вам удалось почувствовать себя детьми?

Выразите своё отношение к тому, что вы делали

1— тремя существительными (мастер-класс, игра, эксперимент)

2 — тремя прилагательными (интересное, увлекательное, познавательное)

3 — тремя глаголами (играли, экспериментировали, слушали)

Выскажите своё мнение, для вас все, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми?

Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Заканчиваю свою работу словами известного психолога Павла Петровича Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»  

Мне было приятно с вами работать и общаться. Спасибо вам за участие в мастер-классе. В заключение процитирую слова Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех». Желаю всем нам успехов и плодотворного сотрудничества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»

Данный мастер класс может быть интересен  педагогам,  его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  на...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...

Презентация мастер - класса "Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников "

Распространение опыта по проблеме организации  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников  с учётом принципов ФГОС...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»

Повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавател...