Отчёт по самообразованию
методическая разработка (средняя группа)

Игошина Наталья Алексеевна

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад с.Скорняково

Отчёт по самообразованию

 «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»

Средняя группа

Выполнила:

 Игошина Наталья Алексеевна

Актуальность моей темы по самообразованию обусловлена значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе.

Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Социально-коммуникативное развитие очень важно для детей дошкольного возраста, так как его основной целью является – позитивная социализация дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств.

Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Содержание образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма для детей 4-5 лет в соответствии с ФОП: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.

Понятие патриотизма сложное и широкое, а задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста могут решаться разными способами. Один из них игра.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе я не могу не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.

Считаю, что взятая мною тема по самообразованию поможет мне как педагогу реализовывать инновационные технологии в ДОУ по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП и ФГОС ДОО, изучить парциальную программу и внедрить ее в образовательный процесс средствами игровой деятельности.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.

Задачи:

  • разработать перспективный индивидуальный план работы по теме самообразования, а также план с детьми и педагогами, родителями воспитанников;
  • изучить и внедрить парциальную программу «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова), разработанную с учетом направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания; направленную на решение задач патриотического воспитания через приобщение к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям и знакомство с национальной исконной культурой и формирования основ гражданской идентичности;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, создание центра патриотического воспитания

Этап работы над темой самообразования:1 год.

Изучение методической литературы:

  1. Парциальная программа «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова) (сама программа и материалы к ней в сети интернет. Точка доступа: https://npctio.ru/yuniy_patriot)
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
  4.  Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж, методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
  5. Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999.
  6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. (Синяя птица)
  7. Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  8. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015.
  9. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
  10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
  11. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
  12. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
  13. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
  14. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.  (Детям о самом важном)
  15. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
  16. Ресурсы сети интернет.

Мною составлен и реализован перспективный план работы по теме самообразования с детьми, педагогами и родителями воспитанников.

Подготовительный этап работы я начала с изучения методической и педагогической литературы по вопросу патриотического воспитания детей средней группа, использования в этих целях игровой деятельности. 

Составляя перечень игр, я учитывала возраст и индивидуальные особенности детей, какой для них понадобится инвентарь, заранее готовила все необходимое. При подборе игр учитывались любимые игры детей.

      Проведены все мероприятия с детьми в течение года:  

Тематическая беседа «3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом»

Дети приняли участие в досуге «1 сентября: День знаний».

Интерактивная игра «Экскурсия по детскому саду»

Дидактические игры:

 «Наш детский сад»

 «Как найти дорожку в детский сад?»

 «Моих родителей зовут…»

СРИ. Игра «Моряки»
Игра-презентация «Что нам осень принесла?»  

Сентябрь

Тематическая беседа «1 октября: Международный день пожилых людей».

Игровая ситуация «Маленькие помощники».
Дидактические игры:

 «Расскажи о своей семье»

 «Мой адрес…»

 «История родного города»

 СРИ. Игра «Военные разведчики»

Октябрь

Тематическая беседа «8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России»

Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

Дидактические игры:

 «Заколдованный город»

 «Путешествие по городу»

 «Загадки о городе»

СРИ. Игра «Пограничники»

Ноябрь

Рассматривание иллюстраций «3 декабря: День неизвестного солдата».

Познавательная презентация «5 декабря: День добровольца (волонтера) в России»

Оформлена выставка в центре патриотического воспитания «9 декабря: День Героев Отечества»

Словесная игра «Где это находится?»

Дидактические игры:

Д/и «Сложи герб из фрагментов»       

Д/и «Города ……………области»

Д/и «Где находится памятник?»

Д/и «Знаешь ли ты?»

Картотека СРИ. Игра «МЧС-спасатели»

Декабрь

Интерактивная игра «Рождество»

Дидактические игры:

 «Район, в котором мы живём»

 ««Кто знает, тот угадает!»

 «В нашем городе гости»

 СРИ. Игра «Летчики»

Тематическая беседа «27 января: День снятия блокады Ленинграда

Январь

Тематическая беседа «2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»

Ситуативный разговор «15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»

Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе»

Словесная игра «Если бы не было…»

Игра-беседа «Маленький капитан»

Дидактические игры:

 «Герб города»

 «Продолжи пословицу»

 «Народные промыслы»

Лото «Народные промыслы»

СРИ. Игра «Российская армия»

Интерактивная игра «Широкая Масленица»

Февраль

Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

Дидактические игры:

 «Птицы нашего города»

 «Нарисуй узор»

 «Одень куклу»

 «Сортируй узоры»

 «Собери узор»

СРИ. Игра «Танкисты»

Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций «18 марта: День воссоединения Крыма с Россией»

Март

Интерактивная игра

«Путешествие по разноцветной земле»
Дидактические игры:

 «У кого какой домик»

 «Страны и народы»

 «Богатства недр земли»

 «Назови кто»

Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций «12 апреля: День космонавтики»
Оформлен патриотический центр (макеты, лэпбуки)

Игра «Космонавты», «Космическое приключение»

Апрель

Познавательная беседа «История праздника и как отмечают праздник в наши дни «1 мая: Праздник Весны и Труда».

Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений «9 мая. День Победы»

Игра — развлечение «Кот Васька».

Дидактические игры:

 «Узнай флаг»

 «Узнай герб нашей страны»

 «Кто и в какой стране живет

 СРИ. Игра «Российская армия»

Май

Тематические ситуации общения

Наблюдение на прогулке

Игровая деятельность в режимных моментах

Развивающие игры

Использовала в работе комплект тематических (настольно-печатных) игр к парциальной программе «Юный патриот».

Флеш-накопитель с электронными материалами для работы с комплексом «Юный патриот».

Для организации подвижных игр на прогулке использовала хрестоматию «Подвижные игры народов России» (сост. Т.Н. Ерофеева, Е.А. Сухова)

ежедневно

Проведен мониторинг уровня знаний

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Родная семья.
  • Умение называть членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)
  • Умение называть членов семьи по именам, знать кто в семье старший.
  • Знание домашнего адреса
  • Умение рассказывать о семейных традициях
  • Умение составлять короткий рассказ о семье
  1. Родная природа
  • Знать названия времен года (приметы, признаки)
  • Знать диких животных (жилище)
  • Умение рассказывать, как звери готовятся к зиме, как зимуют звери и птицы
  • Умение называть зимние забавы
  1. Родной город
  • Название родного города
  • Умение узнавать достопримечательности города по иллюстрациям
  • Виды городского транспорта
  1. Родная страна
  • Знание названия нашей страны – Россия
  • Знать государственные символы России (флаг, герб, гимн) и умение узнавать их среди других.
  1. Родная культура
  • Знание русских народных праздников
  • Знание предметов декоративно-прикладного искусства (дымковские игрушки, русские матрешки)
  • Знание праздников

Взаимодействие с родителями воспитанников   в воспитательно-образовательном процессе в рамках реализации темы по самообразованию:

Особенно важной считаю работу с семьями воспитанников, так как воспитание детей начинается в семье, а эффективность любой воспитательно-образовательной деятельности обеспечивается именно совместной деятельностью семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Для родителей, помимо ознакомительного родительского собрания, я проводила групповые консультации по патриотическому воспитанию дошкольников, привлекала членов семей воспитанников к участию в мероприятиях группы.

Тема и форма

Сроки

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Сентябрь

Оформление выставки рисунков к празднику «1 октября: Международный день пожилых людей».

Участие в пополнении центров активности детей игровым оборудованием, сделанными своими руками.

Октябрь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «4 ноября: День народного единства»

Оформление тематической выставки рисунков, посвященной Дню матери.

Рекомендации «Воспитание маленького патриота»

Ноябрь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «3 декабря: День неизвестного солдата», «5 декабря: День добровольца (волонтера) в России».  «9 декабря: День Героев Отечества»«12 декабря: День Конституции Российской Федерации»

Памятка «Как создать герб и флаг своей семьи»

Декабрь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «27 января: День снятия блокады Ленинграда.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Январь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве».

Рекомендации родителям

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

Февраль

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «18 марта: День воссоединения Крыма с Россией»

Сообщение на родительском собрании «Первые чувства патриотизма»

Март

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «12 апреля: День космонавтики»

Участие в оформлении макетов и лэпбуков «День космонавтики». Детско-семейное творчество.

Апрель

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «1 мая: Праздник Весны и Труда», «9 мая: День Победы»

Совместная презентационная работа по теме самообразования: родители предоставили фотоматериалы.

Май

В течение года: индивидуальные беседы по теме самообразования.

Использовала:

  • Комплект технологических карт «Для родителей». ПП «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова).
  • Сборник консультаций и рекомендаций для родителей по «Нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» См. приложение
  • Наработки в процессе реализации темы самообразования.

Обогащена РПСС в группе:

  • Центры активности оснащены атрибутами для игр, сделанными родителями из подручного материала, изготовлены макеты, лэпбуки, развивающие игры для самостоятельной игровой детятельности.

 

Участвовали в конкурсах:

(добавить)

Работа с педагогами по теме самообразования в течение года:

Тема и форма

Сроки

Утверждение темы по самообразованию: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»

Обсуждение актуальности темы.

Сентябрь

Обмен опытом по организации развивающей среды в рамках патриотического воспитания в соответствии ФОП и ФГОС ДОУ.

Октябрь

Взаимодействие со специалистами ДОУ (просмотр центров активности детей по патриотическому воспитанию)

Обмен опытом по изготовлению атрибутов и развивающих игр по патриотическому воспитанию детей.

Ноябрь

Сообщение на педсовете «Виды игр по патриотическому воспитанию».

Декабрь

Просмотр игровой деятельности детей в разных возрастных группах по патриотическому воспитанию детей.

Январь

Мастер-класс «Изготовление лэпбука «Моя Родина -Россия»

Февраль

Педагогическая гостиная. Анализ вовлеченности родителей воспитанников группы в патриотическое воспитание дошкольников -высокий уровень вовлеченности.

Март

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования:

Апрель

Презентация опыта работы по теме самообразования.

Май

Заключение: Результатом работы по теме самообразования  «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО» является повышение  моего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области использования игровой деятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников.

Мною внедряется в образовательный процесс  парциальная  программа по патриотическому воспитанию «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова), что служит хорошим фундаментом для работы с детьми старшего дошкольного возраста в следующем учебном году, так как на   каждом этапе реализации программы не только водятся новые темы (праздники) в соответствии с особенностями каждой возрастной группы, но и расширяются знания и представления о праздниках, с которыми дети познакомились на предыдущем этапе: изменяются объем образовательного материала, сложность, длительность изучения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...