Отчёт по самообразованию
методическая разработка (средняя группа)
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности» | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад с.Скорняково
Отчёт по самообразованию
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»
Средняя группа
Выполнила:
Игошина Наталья Алексеевна
Актуальность моей темы по самообразованию обусловлена значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе.
Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Социально-коммуникативное развитие очень важно для детей дошкольного возраста, так как его основной целью является – позитивная социализация дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств.
Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Содержание образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма для детей 4-5 лет в соответствии с ФОП: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
Понятие патриотизма сложное и широкое, а задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста могут решаться разными способами. Один из них игра.
Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе я не могу не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.
Считаю, что взятая мною тема по самообразованию поможет мне как педагогу реализовывать инновационные технологии в ДОУ по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП и ФГОС ДОО, изучить парциальную программу и внедрить ее в образовательный процесс средствами игровой деятельности.
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
- разработать перспективный индивидуальный план работы по теме самообразования, а также план с детьми и педагогами, родителями воспитанников;
- изучить и внедрить парциальную программу «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова), разработанную с учетом направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания; направленную на решение задач патриотического воспитания через приобщение к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям и знакомство с национальной исконной культурой и формирования основ гражданской идентичности;
- активизировать участие родителей в образовательном процессе;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, создание центра патриотического воспитания
Этап работы над темой самообразования:1 год.
Изучение методической литературы:
- Парциальная программа «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова) (сама программа и материалы к ней в сети интернет. Точка доступа: https://npctio.ru/yuniy_patriot)
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
- Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж, методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
- Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. (Синяя птица)
- Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
- Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
- Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
- Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном)
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
- Ресурсы сети интернет.
Мною составлен и реализован перспективный план работы по теме самообразования с детьми, педагогами и родителями воспитанников.
Подготовительный этап работы я начала с изучения методической и педагогической литературы по вопросу патриотического воспитания детей средней группа, использования в этих целях игровой деятельности.
Составляя перечень игр, я учитывала возраст и индивидуальные особенности детей, какой для них понадобится инвентарь, заранее готовила все необходимое. При подборе игр учитывались любимые игры детей.
Проведены все мероприятия с детьми в течение года:
Тематическая беседа «3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом» Дети приняли участие в досуге «1 сентября: День знаний». Интерактивная игра «Экскурсия по детскому саду» Дидактические игры: «Наш детский сад» «Как найти дорожку в детский сад?» «Моих родителей зовут…» СРИ. Игра «Моряки» | Сентябрь |
Тематическая беседа «1 октября: Международный день пожилых людей». Игровая ситуация «Маленькие помощники». «Расскажи о своей семье» «Мой адрес…» «История родного города» СРИ. Игра «Военные разведчики» | Октябрь |
Тематическая беседа «8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России» Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» Дидактические игры: «Заколдованный город» «Путешествие по городу» «Загадки о городе» СРИ. Игра «Пограничники» | Ноябрь |
Рассматривание иллюстраций «3 декабря: День неизвестного солдата». Познавательная презентация «5 декабря: День добровольца (волонтера) в России» Оформлена выставка в центре патриотического воспитания «9 декабря: День Героев Отечества» Словесная игра «Где это находится?» Дидактические игры: Д/и «Сложи герб из фрагментов» Д/и «Города ……………области» Д/и «Где находится памятник?» Д/и «Знаешь ли ты?» Картотека СРИ. Игра «МЧС-спасатели» | Декабрь |
Интерактивная игра «Рождество» Дидактические игры: «Район, в котором мы живём» ««Кто знает, тот угадает!» «В нашем городе гости» СРИ. Игра «Летчики» Тематическая беседа «27 января: День снятия блокады Ленинграда | Январь |
Тематическая беседа «2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» Ситуативный разговор «15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе» Словесная игра «Если бы не было…» Игра-беседа «Маленький капитан» Дидактические игры: «Герб города» «Продолжи пословицу» «Народные промыслы» Лото «Народные промыслы» СРИ. Игра «Российская армия» Интерактивная игра «Широкая Масленица» | Февраль |
Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Дидактические игры: «Птицы нашего города» «Нарисуй узор» «Одень куклу» «Сортируй узоры» «Собери узор» СРИ. Игра «Танкисты» Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций «18 марта: День воссоединения Крыма с Россией» | Март |
Интерактивная игра «Путешествие по разноцветной земле» «У кого какой домик» «Страны и народы» «Богатства недр земли» «Назови кто» Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций «12 апреля: День космонавтики» Игра «Космонавты», «Космическое приключение» | Апрель |
Познавательная беседа «История праздника и как отмечают праздник в наши дни «1 мая: Праздник Весны и Труда». Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений «9 мая. День Победы» Игра — развлечение «Кот Васька». Дидактические игры: «Узнай флаг» «Узнай герб нашей страны» «Кто и в какой стране живет СРИ. Игра «Российская армия» | Май |
Тематические ситуации общения Наблюдение на прогулке Игровая деятельность в режимных моментах Развивающие игры Использовала в работе комплект тематических (настольно-печатных) игр к парциальной программе «Юный патриот». Флеш-накопитель с электронными материалами для работы с комплексом «Юный патриот». Для организации подвижных игр на прогулке использовала хрестоматию «Подвижные игры народов России» (сост. Т.Н. Ерофеева, Е.А. Сухова) | ежедневно |
Проведен мониторинг уровня знаний СРЕДНЯЯ ГРУППА
|
Взаимодействие с родителями воспитанников в воспитательно-образовательном процессе в рамках реализации темы по самообразованию:
Особенно важной считаю работу с семьями воспитанников, так как воспитание детей начинается в семье, а эффективность любой воспитательно-образовательной деятельности обеспечивается именно совместной деятельностью семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Для родителей, помимо ознакомительного родительского собрания, я проводила групповые консультации по патриотическому воспитанию дошкольников, привлекала членов семей воспитанников к участию в мероприятиях группы.
Обогащена РПСС в группе:
- Центры активности оснащены атрибутами для игр, сделанными родителями из подручного материала, изготовлены макеты, лэпбуки, развивающие игры для самостоятельной игровой детятельности.
Участвовали в конкурсах:
(добавить)
Работа с педагогами по теме самообразования в течение года:
Тема и форма | Сроки | |
Утверждение темы по самообразованию: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО» Обсуждение актуальности темы. | Сентябрь | |
Обмен опытом по организации развивающей среды в рамках патриотического воспитания в соответствии ФОП и ФГОС ДОУ. | Октябрь | |
Взаимодействие со специалистами ДОУ (просмотр центров активности детей по патриотическому воспитанию) Обмен опытом по изготовлению атрибутов и развивающих игр по патриотическому воспитанию детей. | Ноябрь | |
Сообщение на педсовете «Виды игр по патриотическому воспитанию». | Декабрь | |
Просмотр игровой деятельности детей в разных возрастных группах по патриотическому воспитанию детей. | Январь | |
Мастер-класс «Изготовление лэпбука «Моя Родина -Россия» | Февраль | |
Педагогическая гостиная. Анализ вовлеченности родителей воспитанников группы в патриотическое воспитание дошкольников -высокий уровень вовлеченности. | Март | |
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования: | Апрель | |
Презентация опыта работы по теме самообразования. | Май |
Заключение: Результатом работы по теме самообразования «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО» является повышение моего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области использования игровой деятельности в процессе патриотического воспитания дошкольников.
Мною внедряется в образовательный процесс парциальная программа по патриотическому воспитанию «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова), что служит хорошим фундаментом для работы с детьми старшего дошкольного возраста в следующем учебном году, так как на каждом этапе реализации программы не только водятся новые темы (праздники) в соответствии с особенностями каждой возрастной группы, но и расширяются знания и представления о праздниках, с которыми дети познакомились на предыдущем этапе: изменяются объем образовательного материала, сложность, длительность изучения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
Отчёт по самообразованию
С этим отчётом я выступила в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....
Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"
Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...
Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...
Мой отчёт по самообразованию
Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...