Проект «Формирование представлений у воспитанников о безопасном поведении на улицах города»
проект

Тучина Елена Викторовна

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование представлений у воспитанников о безопасном поведении на улицах города»

методист, Тучина Е.В.

г.о. Луховицы

Актуальность опыта.  

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Цель опыта.

Целью моей   работы является формирование у воспитанников представлений о правилах дорожного движения и развитие у них навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи опыта.

Для достижения поставленной цели я выделила для себя следующие задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

     6.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

  1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Длительность работы над педагогическим опытом.

Выбранная мною тема достаточна широкая и многогранная. Я считаю, что недостаточно просто дать знания воспитанникам, нужно их систематизировать и закрепить, чтобы дети могли пользоваться ими на практике в повседневной жизни. Следовательно, это достаточно длительная работа, требующая немало времени. Я начала работать с воспитанниками младшей группы и планирую вести данную работу и в старшей группе. Таким образом, моя работа займёт приблизительно 2 года.

                                        Описание технологии опыта.

Ведущая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Описание сути опыта.

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо «воспитывать» и законных представителей детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в учреждении дошкольного образования – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике. Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

-Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

     При использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе я стараюсь соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я демонстрирую детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)», «Сеня».

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

Наравне с новыми технологиями, я в своей работе стараюсь широко использовать и проверенные временем традиционные методы. Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому   в своей работе использую различные дидактические игры: «Светофоры», «Инспекторы дорожного движения», «Ответь правильно», игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольные, подвижные игры: «Двустороннее движение», а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, отгадывание загадок, развлечения, досуги по данной тематике.

      Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия: папки-передвижки по ПДД; индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»; разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»; разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

Основные формы это: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил поведения и дорожного движения родителями, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление папок-передвижек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей. В индивидуальных беседах с родителями с помощью наглядной пропаганды подчеркиваю ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяю тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Кроме того, привлекаем родителей к созданию необходимых условий для профилактической работы с детьми.

Таким образом, я считаю, что накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Результативность опыта.

Главный результат моей работы - это понимание родителями ответственности за жизнь своих детей; это понимание детьми, что значит здоровый образ жизни и безопасность. Реакция и тех и других - положительная. Родители с удовольствием сотрудничают с учреждением дошкольного образования; дети, с интересом продолжают осваивать основные правила безопасности.

В результате бесед с воспитанниками, а также в процессе наблюдения за ними во время  игр, я пришла к следующим выводам об эффективности своей работы:

- дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

- воспитанники проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

- дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

-необходимо продолжать формировать компетентность в вопросах личной безопасности воспитанников и их законных представителей.

-актуальность систематической работы по данному вопросу.

                                                Заключение.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планомерно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.  

Можно с уверенностью сказать, что за прошедшее время удалось достичь единства во взаимодействии между педагогами и родителями в вопросах по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.   На основании проделанной работы и приобретенного опыта я пришла к выводу, что начатую работу необходимо продолжать для того, чтобы разработать систему мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города».

Цель проекта: Формировать у детей устойчивые навыки переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде....

Проект по ПДД "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....

Вариативная программа по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах города «АЗБУКА ПЕШЕХОДА»

Безопасное поведение  ребёнка на улице –это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях...

Сообщение из опыта работы. "Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города".

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, и будет прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все бол...

Презентация проект «Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»

laquo;Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»...

Долгосрочный проект по формированию основ безопасного поведения на улицах города «Азбука дорожного движения»

Цель проекта - сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.Его задачи: закрепить у детей знания некоторых дорожных знаков, научить понимат...