Вариативная программа по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах города «АЗБУКА ПЕШЕХОДА»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Безопасное поведение  ребёнка на улице –

это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях

                                                                                                        (Р.Б. Стёркина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_peshehoda.docx154.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                            Заведующий МАДОУ д/с «Радуга»

                                                                                                                                                   

                                                                                                                           

                                                                                                                     


Вариативная программа

по обучению воспитанников  старшего дошкольного возраста

правилам дорожного движения и

безопасному поведению на улицах города

«АЗБУКА ПЕШЕХОДА»

(для детей дошкольного возраста 5-7 лет)

                               

Программу разработал:

Давиденко Елена Борисовна

 г. Советский

Содержание программы

Паспорт программы

2

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 

5

    РАЗДЕЛ 2. Содержание  работы с детьми по освоению правил

дорожного движения

11

РАЗДЕЛ 3. Содержание работы с родителями по  обучению детей правилам дорожного движения

20

РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с педагогами  по обучению детей правилам дорожного движения

23

РАЗДЕЛ 5. Содержание работы с социальным партнером

(сотрудниками ГИБДД) обучению детей правилам дорожного движения.

25

Заключение

26

Литература

27

               

                         

 

Безопасное поведение  ребёнка на улице –

это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях

                                                                                                        (Р.Б. Стёркина).

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 

Наименование

программы

Вариативная программа по обучению воспитанников  старшего дошкольного возраста

правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах города

«АЗБУКА ПЕШЕХОДА»

Исполнитель

программы

МАДОУ  д/с «Радуга»»

Юридический адрес

628240  Тюменская область,

г.Советский, ул. Макаренко 9.

Сроки реализации

программы

Программа рассчитана на два года.

На кого рассчитана

программа

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (старших

и подготовительных к школе  групп).

Цель Программы

Обеспечение охраны  жизни и здоровья  воспитанников, путем создания условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, и формирование у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Задачи Программы

  • Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий.
  • Организация предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Разработка комплекса мероприятий по

формированию у детей навыков

безопасного поведения на дороге.

  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге и улицах города.
  • Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Ожидаемые  результаты:

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • Расширение представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения
  • Сформированность устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
  • Отрицательное отношение  к нарушениям правил дорожного движения.
  • Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Родители:

  • Понимание необходимости обучения детей правилам дорожного движения
  • Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения
  • Готовность к сотрудничеству

Педагоги:

  • Удовлетворенность от результатов своей деятельности
  • Новые проекты
  • Позитивная оценка родителями  педагогической деятельности по обучению детей правилам дорожного движения

Сотрудники полиции:

  • Удовлетворенность от проведения профилактических мероприятий по правилам дорожного движения с детьми
  • Удовлетворенность от проведения профилактических мероприятий по правилам дорожного движения с родителями

 

 

РАЗДЕЛ 1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Азбука пешехода» разработана для обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.    Данная программа регулируется нормативными документами:

  • Правилами дорожного движения РФ,
  • Федеральным законом «Об образовании в РФ»,
  • Конвенцией РФ,
  • Федеральным государственным образовательным стандартом,
  • Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга»: /[С.Г. Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н. Доронова и др.; науч. руков. Е.В. Соловьева].- М. Просвещение, 2014.-232с.
  • Методическим пособием для воспитателей «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: Просвещение, 2015. – 96с.

Обеспечение здоровья детей  -  основная цель и  главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости движения, пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.  Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится и остается все более актуальной проблемой.

Почти каждый гражданин бывает и в роли пешехода, и в роли водителя. А наши дети осваивают эти роли через игровую деятельность. Поэтому все водители должны помнить, что в их руках жизнь и здоровье людей. А родители должны помнить, что от их воспитания и внимания зависит безопасность детей. Дети должны знать, что только знание и соблюдение правил дорожного движения сохранит им жизнь и здоровье.

Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить их беспрекословно выполнять.  Поэтому необходимо начать обучение правилам дорожного движения в дошкольном возрасте.  Ведь все начинается в детстве. Эта задача будет успешно реализовываться при взаимодействии воспитателей и родителей, а также общественных организаций. Но основная роль отводится дошкольному учреждению, поскольку, большую  часть времени ребенок проводит именно здесь.

Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Необходимо помнить, что на поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей:

- дети не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части.

- дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет.

-дети не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

-дети обладают другими, отличными от взрослых людей, особенностями слуха и зрения. Поэтому им сложно определить, откуда слышится звук.

-дети не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.

-услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать шаг навстречу опасности.

- дети боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

- у детей дошкольного возраста еще недостаточно хорошо сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.

В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Дошкольников нельзя отпускать одних на улицу, при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку.

Программа «Азбука пешехода» создана с учетом возрастных особенностей детей, нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, адаптирована к условиям детского сада. Способствует охране жизни и здоровья  юных граждан, защите их прав и законных интересов, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор возможной будущей профессии.

Педагогическая целесообразность:

Важное значение имеет то, что игра дает возможность ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта поведения на дорогах и улицах города.

Цель программы:

Обеспечение охраны  жизни и здоровья  воспитанников, путем создания условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, и формирование у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Основные задачи  программы:

  • Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий.
  • Организация предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Разработка комплекса мероприятий по

формированию у детей навыков

безопасного поведения на дороге.

  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге и улицах города.
  • Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Основные принципы реализации программы:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Системности – работа должна строится систематически.
  • Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Принцип социальной безопасности – воспитанники должны понимать, они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей, которые могут стать активным участником педагогического процесса.

Основные направления деятельности программы:

  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Беседы,  подвижные, дидактические игры
  • Выставки рисунков
  • Совместная работа с ГИБДД
  • Работа с педагогами
  • Работа с родителями

Ожидаемые  результаты:

Дети:

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • Расширение представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения
  • Сформированность устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
  • Отрицательное отношение  к нарушениям правил дорожного движения.
  • Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Родители:

  • Понимание необходимости обучения детей правилам дорожного движения
  • Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения
  • Готовность к сотрудничеству

    Педагоги:

  • Удовлетворенность от результатов своей деятельности
  • Новые проекты
  • Позитивная оценка родителями  педагогической деятельности по обучению детей правилам дорожного движения

Сотрудники полиции:

  • Удовлетворенность от проведения профилактических мероприятий по правилам дорожного движения с детьми
  • Удовлетворенность от проведения профилактических мероприятий по правилам дорожного движения с родителями

Срок реализации программы: 2 года ( занятия проводятся один раз в месяц).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

    Мероприятия  с детьми проводятся 1 раз в месяц,

    с родителями – 2 раза в квартал,

   с педагогами – 1 раз в квартал,

   с сотрудниками ГИБДД – 1 раз в квартал.

Способом проверки достигнутых результатов является проведение

открытых       занятий в конце учебного года.

Для достижения ожидаемых результатов, работа выстраивается в разных     направлениях:

  • Взаимодействие с детьми
  • Сотрудничество  с педагогами
  • Сотрудничество с родителями
  • Сотрудничество с сотрудниками ГИБДД

  1. Взаимодействие  с детьми.

В работе с детьми  используются такие формы: индивидуальные, групповые.

Групповую форму работы проводится через непосредственно образовательную деятельность с детьми, в которую включаются подвижные игры, в основном, когда изучен материал.

Активно используются  дидактические игры, на формирование основ безопасного поведения, чаще всего в подгрупповой форме взаимодействия.

В работе со старшими дошкольниками, чтобы образовательная деятельность была более интересной и разнообразной, организуются прогулки- экскурсии  к светофору, где дети могут наглядно увидеть движение транспортного потока, закрепляют знания о предназначении светофора и его сигналах, движение пешеходов.

Для формирования познавательного интереса к профессии полицейского, к изучению правил дорожного движения для бесед с детьми приглашается сотрудник полиции.

Формы и методы, применяемые в работе с детьми:

  • Игровой метод - создание игровой ситуации.
  • Словесный метод - чтение художественной литературы, беседы, пояснения, объяснения, вопросы.
  • Наглядный метод - демонстрация наглядных пособий, наблюдения на экскурсиях.
  • Практический метод -  упражнения, эстафеты, игровые ситуации, игровые действия на площадке ПДД.

Для реализации программы используются такие средства, как, детский транспорт: машинки, грузовики; игры-макеты; картинки и иллюстрации о работе сотрудников ГИБДД, о дорожных ситуациях, художественная литература; оборудование для проведения  подвижных игр; технические средства – презентации, видео – диски.

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению правил дорожного движения проводится на специально оборудованной площадке ПДД.

Теоритическая часть непосредственно-образовательной деятельности  обычно проходится в группе, с использованием наглядного материала (иллюстрации, дидактические карточки), дидактических игр, презентаций, художественной литературы по теме.

  1. Сотрудничество с родителями

С родителями воспитанников проводятся  индивидуальные и групповые консультации,   организуется  выступление на родительских собраниях сотрудников ГИБДД, проводятся совместные мероприятия детей и родителей, оформляются тематические папки «Безопасность» для приемной каждой возрастной группы.

Методы,  применяемые  в работе с родителями:

  • Анкетирование
  • Родительские собрания
  • Консультации индивидуальные и групповые
  • Показ открытых занятий

  1. Сотрудничество с педагогами

По всем направлениям деятельности ДОУ по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма с педагогами определены формы работы:

  • Практические обучающие занятия
  • Анкетирование
  • Оформление стендов
  • Выставки
  • Обзор литературы

  1. Сотрудничество с ГИБДД

Огромную роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, которое реализуется в разнообразных формах работы – беседах с воспитанниками, проведении экскурсий к светофору, в участии на родительских собраниях, в предоставлении памяток для родителей, в участии в мероприятиях ДОУ.

РАЗДЕЛ 2. Содержание  работы с детьми по освоению правил

дорожного движения

Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.

Основной формой педагогической работы с детьми является  фронтальная, но может использоваться - и индивидуальная.

Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Срок реализации программы:  2 года.

Способы проверки результатов освоения программы: итоговые мероприятия в конце учебного года.

Перспективные планы составлены в соответствии с ФГОС, с учетом  возрастных особенностей, материально – технической базы ДОУ.

Перспективный план работы

по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному

поведению на дороге (старшая группа)

(продолжительность занятия 25 минут)

Задачи:

  • Знакомить детей с улицами города и движением транспорта.
  • Учить  правилам поведения в общественном транспорте и в автомобиле.
  • Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров.
  • Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
  • Наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира во время экскурсий.
  • Знакомить детей с видами  транспорта, специализированным транспортом.
  • Закреплять полученные знания в практической ситуации.

Показатели  развития:

  • Дети знают, что переходить проезжую часть можно только в специально обозначенном для этого месте.

  • Знают, как вести себя на остановке и в общественном транспорте, а также в автомобиле.

  • Знают различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специализированный).

  • Умеют ориентироваться в ситуации, приближенной к действительности, по дорожным знакам.

  • Имеют представление о работе регулировщика.

Дата

№ п/п

Форма занятия

Тема занятия

Программное содержание

Форма работы

Сентябрь

1

НОД

«Знакомство

с улицей»

Познакомить с особенностями улицы, строений, дорог, движением транспорта.

Фронтальная

индивидуальная

Октябрь

2

НОД

«Светофор»

Уточнить и закрепить представления детей о значениях светофора.

Закрепить знания перехода проезжей части.

Фронтальная

индивидуальная

Ноябрь

3

Беседа

Экскурсия

Наглядно познакомить детей с работой светофора, движением транспорта, пешеходов.

Фронтальная

Декабрь

4

НОД

«Я- пешеход»

Закрепить понятие «пешеход». Тренироваться в применении полученных знаний в практической ситуации.

Фронтальная

индивидуальная

Январь

5

НОД

«Транспорт»

Расширять  представления детей о транспорте, о видах транспорта.

Фронтальная

индивидуальная

Февраль

6

НОД

«Специализированный транспорт»

Дополнить представления детей о транспорте.

Фронтальная

индивидуальная

Март

7

НОД

«Я -  пассажир»

Познакомить детей с правилами поведения в автомобиле, общественном транспорте.

Фронтальная

индивидуальная

Апрель

8

НОД

«Правила уличного движения»

Повторить и закрепить изученные правила.

Фронтальная

индивидуальная

Май

9

Викторина

«Это знать ты должен»

Привлечение родителей к проблеме изучения  детьми ПДД, закрепление изученного материала.

Фронтальная

индивидуальная

Перспективный план работы

по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному

поведению на дороге  (подготовительная группа).

(продолжительность занятия 30 минут)

Задачи:

  • Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков, знакомить с новыми.

  • Познакомить с историей возникновения светофора, о древнем значении цветов «красный, желтый, зеленый».

  • Познакомить с назначением дорожных знаков «Знаки сервиса».

  • Познакомить с работой регулировщика движения.

  • Продолжать наблюдение на экскурсии за движением транспортного потока, уметь анализировать дорожную ситуацию.

  • Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

  • Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Показатели развития:

  • Дети знают новую категорию дорожных знаков- «Знаки сервиса».

  • Знают значения дорожных знаков, умеют определить их правильное расположение на улицах города.

  • Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

  • Умеют вести себя в общественном транспорте и на остановке.

  • Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

  • Умеют применять полученные знания на площадке ПДД  в специально созданной дорожной ситуации.

Дата

№ п/п

Форма занятия

Тема занятия

Программное содержание

Форма работы

Сентябрь

1

НОД

«Улицы нашего города»

Познакомить  с историей нашего города.

Фронтальная

индивидуальная

Октябрь

2

НОД

«Наши помощники»

Познакомить с историей возникновения светофора и дорожных знаков. Закрепить знания перехода проезжей части.

Фронтальная

индивидуальная

Ноябрь

3

Беседа

Экскурсия

Наблюдение за движением транспортного потока, знакомство с дорожными знаками нашей улицы.

Фронтальная

Декабрь

4

НОД

«Знакомство с новыми знаками»

Продолжить знакомство детей с дорожными знаками – «Знаками сервиса».  Продолжать тренироваться в применении полученных знаний в практической ситуации.

Фронтальная

индивидуальная

Январь

5

НОД

«Я – участник движения»

Закрепить понятия – пешеход и водитель.

Фронтальная

индивидуальная

Февраль

6

НОД

«Регулировщик»

Познакомить детей с работой регулировщика.

Тренироваться в практической дорожной ситуации.

Фронтальная

индивидуальная

Март

7

НОД

«Азбука пешехода»

Закрепление знаний о правилах дорожного движения. Изготовление книжки-малышки «Азбука пешехода»

Фронтальная

индивидуальная

Апрель

8

НОД

«Велосипедист»

Познакомить с историей возникновения велосипеда. Познакомить и закрепить правила перемещения на велосипеде.

Фронтальная

индивидуальная

Май

9

Спортивное развлечение

«Автостоп»

Привлечение родителей к проблеме изучения  детьми ПДД, совместная деятельность детей и родителей. акрепление изученного материала.

Фронтальная

индивидуальная

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения  и безопасному поведению на дорогах к концу обучения.

1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).

3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т.д.)

5. Опасные места на улицах и дорогах.

6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

7. Виды и назначение транспорта.

8. Опасные и безопасные действия.

9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

РАЗДЕЛ 3. Содержание работы с родителями

по  обучению детей правилам дорожного движения

 

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит  задача – донести информацию не только для детей,  но и для их родителей, таким образом, чтобы у них  выработалась устойчивая привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей.

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, городе обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.

С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям ведется тематический раздел в «Уголке безопасности» - «Безопасность», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, наглядная информация).

На регулярной основе  с родителями проводятся совместные собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраиваются открытые занятия по теме, инсценировки, родители вовлекаются  в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге.

В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения.

Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов,

дидактических игр.

Таким образом, с целью формирования у  детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

Дата

№ п/п

мероприятия

Форма

мероприятия

Название мероприятия

Группа,  возрастная категория

Старшая группа

Сентябрь

1

Консультация

«Схема безопасного маршрута домой»

Старшая

Октябрь

2

Родительское собрание

«Детский дорожно-транспортный травматизм»

Старшая

Ноябрь

-

-

-

-

Декабрь

-

-

-

-

Январь

3

Родительское собрание

«Обеспечение безопасности детей по дороге в д/с и домой»

Старшая

Февраль

4

Домашнее задание- совместная деятельность с детьми – рисунок.

«Машины - помощники»

Старшая

Март

5

Консультация

«Пристегни!»

Старшая

Апрель

6

Родительское собрание

«Еще раз о правилах дорожного движения»

Старшая

Май

Викторина        

«Это знать ты должен»

Старшая

Дата

№ п/п

мероприятия

Форма

мероприятия

Название мероприятия

Группа,  возрастная категория

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

Консультация

«Изучаем ПДД вместе»

Подготовительная к школе группа

Октябрь

Родительское собрание

«Детский дорожно-транспортный травматизм»

Подготовительная к школе группа

Ноябрь

-

-

Подготовительная к школе группа

Декабрь

Совместная с детьми работа

 «Знак сервиса»

Подготовительная к школе группа

Январь

Родительское собрание

«Обеспечение безопасности детей по дороге в д/с и домой»

Подготовительная к школе группа

Февраль

Домашнее задание- совместная деятельность с детьми – рисунок.

-

Подготовительная к школе группа

Март

Консультация

«Велосипед»

Подготовительная к школе группа

Апрель

Родительское собрание

«Еще раз о правилах дорожного движения»

Подготовительная к школе группа

Май

-

Подготовительная к школе группа

РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с педагогами

по обучению детей правилам дорожного движения

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их  пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в  виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия  и досуга дети  обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно — образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды   Развивающая среда для обучения основ  безопасности дорожного движения включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, специально оборудованная площадка ПДД.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить систематически, постоянно.

Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:

  • расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах

и дорогах города, в общественном и личном транспорте

  • научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;
  • пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД;
  • воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Чтобы повысить компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения, с ними организуются следующие формы профилактической работы:

Дата

№ п/п

мероприятия

Форма

мероприятия

Название мероприятия

Сентябрь

1

Консультация

«Важность обучения ПДД дошколят»

Октябрь

-

-

-

Ноябрь

-

-

-

Декабрь

2

Деловая игра

«Знатоки ПДД»

Январь

-

-

-

Февраль

-

-

-

Март

3

Беседа

«Рекомендуем родителям»

Апрель

-

-

-

Май

-

-

-

РАЗДЕЛ 5. Содержание работы с социальным партнером

(сотрудниками ГИБДД) обучению детей правилам дорожного движения.

 

Для того чтобы,  больше заинтересовать  родителей проблемой обучения детей правилам дорожного движения взаимодействуем с сотрудниками ОГИБДД ОМВД РФ г.Советский, которые регулярно встречаются с родителями  нашего сада.

Сотрудник ГИБДД строит свое выступление на статистических данных по нарушению правил дорожного движения водителями и пассажирами. Уделяет большое внимание детскому травматизму при ДТП. Рассказывает о профилактической работе среди детей и взрослых по сохранению их жизни на улицах города, еще раз уделяя внимание тому  факту, что родители являются примером для своих детей.

Дата

№ п/п

мероприятия

Форма

мероприятия

Название мероприятия

Сентябрь

1

-

-

Октябрь

-

Родительское собрание

«Детский дорожно-транспортный травматизм»

Ноябрь

-

-

-

Декабрь

2

-

-

Январь

-

Родительское собрание

«Обеспечение безопасности детей по дороге в д/с и домой»

Февраль

-

-

-

Март

3

-

-

Апрель

-

Родительское собрание

«Еще раз о правилах дорожного движения»

Май

-

-

-

Заключение.

Воспитание  дисциплинированного, грамотного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет грамотная и совместная работа педагогов, родителей и сотрудников ГИБДД.

Любопытство, жажда знаний, познавательный интерес часто приводят детей к реальным опасностям. И только в тесном содружестве ДОУ и семьи, возможно выработать у детей   устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города.

 Перспективы на будущее – в дальнейшем продолжать  работу в данном направлении, разработать проект по данной теме, более активно привлекать к работе родителей воспитанников и педагогов ДОУ.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
  6. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
  7. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  9. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
  11. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  12. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.
  13. Старцева О.В. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. –М.: ТЦ Сфера, 2012г.- 64с.
  14. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры.-Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.-168с.
  15. Сорокина Л.А. Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2011.-64с.
  16. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий.  – Изд.-2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.-173с.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Я примерный пешеход"

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для...

Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и поведения на улице

Существуют такие нормы, несоблюдение которых чревато большими проблемами. Про правила дорожного движения не случайно говорят, что они (как и воинский Устав) написаны кровью. И с этими правилами нобход...

Вариативная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД и формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города "Дети, дорога, безопасность".

Рабочая программа по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дети - дорога - безопасность» разработана в соответствии с основной о...

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах

Программа разработана с целью формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах...

Долгосрочный проект по формированию основ безопасного поведения на улицах города «Азбука дорожного движения»

Цель проекта - сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.Его задачи: закрепить у детей знания некоторых дорожных знаков, научить понимат...

Программа по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения "Юный пешеход"

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий –человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за ...