Сообщение из опыта работы. "Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города".
статья по обж
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, и будет прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, и будет прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности, опасности и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорости, и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возникновение опасности, и быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед двигающейся машиной, подвергая свою жизнь опасности. Они считают вполне естественным выезжать на проезжую часть на велосипеде или затеять веселую игру.
Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям?» Ведь ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Правила дорожного движения едины для всех - для детей и взрослых, но написаны они без всякого расчета на детей, с такими формулировками, что даже не каждый взрослый способен в них разобраться. Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Бесспорно, одно, дошкольника никогда не следует оставлять одного на дороге.
По данной теме я начала работать с детьми младшей группы, именно с этого возраста должна начинаться их подготовка к жизненной профессии участников движения, т.е. пешеходов. Так как в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок, в окружающем и все, что усваивается в детском саду, прочно остается у ребят навсегда. Главной целью работы по данной теме считаю это - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
С чего я начала свою работу? Прежде всего, более детально ознакомилась с имеющейся по этому вопросу методической литературой. Далее составила перспективный план «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения». Таким образом, у меня появилась четкая логическая цепочка, того, что мне нужно делать в данный момент, что позже. По данной теме я выделила следующие задачи:
- Расширение ориентирования в окружающем пространстве.
- Знакомство с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором.
- Игры на ориентирование в окружающем пространстве.
- Целевые прогулки.
Понимая, какое значение для детей имеют правила дорожного движения, я столкнулась со следующими трудностями:
- Недостаточное количество оборудования для изучения правил дорожного движения.
- Недостаточно дидактического материала.
- Дети плохо знают цвета.
- Дети плохо ориентируются в пространстве.
Решить эту проблему, без тесного взаимодействия с родителями невозможно.
Всю работу с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения построила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющая развитие личности ребенка в дошкольные годы. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и основывается на близких эмоциональных контактах между родителями и детьми. Поэтому родители становятся союзниками в воспитании у детей правильного поведения на дорогах.
Мною проведено анкетирование родителей на тему: «Что Вы знаете о правилах дорожного движения». Анализ анкет показал, что многие мамы и папы не всегда соблюдают правила дорожного движения. С помощью наглядной информации, содержащей практически рекомендации родителям по семейному воспитанию, обратила внимание на важность этой проблемы, через такие консультации:
- «Дисциплина на улице - залог безопасности ваших детей»
- «Правила движения «Учи без возражения»
- «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»
- Для повышения ответственности соблюдения детьми правил дорожного движения с родителями проводилась определенная работа: ежедневные, индивидуальные беседы, советы, рекомендации, изготовление атрибутов: макета светофора, макета города, пешеходной дорожки, дорожных знаков на подставках.
Обучая детей правилам дорожного движения использовала все доступные формы и методы работы. Это - беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр диафильмов, настольные дидактические игры. Работа шла комплексно, по всем разделам воспитания и обучения, где активно принимали участие дети, воспитатели, родители. Большую помощь в организации занятий оказывал мне:
- Музыкальный руководитель, который помогал устраивать игры-соревнования «Счастливый случай», «Лучший пешеход», «В стране Светофорика» и другое.
- Инструктор по физическому воспитанию, который организовывал спортивные соревнования на специально оборудованной транспортной площадке.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений учила детей различать направления: «вперед», «сзади», «налево», «направо», используя дидактические игры: «На что похоже», «Веселая зарядка», «Облако - загадки», «Сложи картинку», «Город знаков», «Дети на прогулке». Учитывая возрастные особенности детей, детям даю знания только в игровой форме. Через игру у детей развиваются воображение, фантазия, творческие способности. Продолжая работу по ознакомлению с дорожным движением, я использовала рассказы-беседы о дорогах в городе, что люди ходят по тротуару, они пешеходы, машины, автобусы ездят только по дороге, на улицах должен быть порядок. Во время таких бесед использовала красочные иллюстрации с изображением разных машин. Познакомила с функциями и предназначением машин, т.е. легковые, грузовые, автобусы. Для закрепления частей машин использовала художественное слово, дидактические игры «Найди рисунки, которые относятся к транспорту», «Найди три рисунка, которые к автомобилю не относятся», «Собери машину», где дети сами рассказывали и объясняли, для чего предназначена каждая часть машины. На улицах много разных дорожных знаков. Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов. Они рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать на дороге. На целевых прогулках закрепляла знания детей, полученные на занятиях, и в других видах деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические знания» ребенок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Рассказывала о назначении дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. Переходя улицу, обращала внимание, что переходить проезжую часть дороги нужно только по пешеходным переходам. На целевых прогулках создавала проблемные ситуации, например такие: взять мяч и поиграть на проезжей части или прокатиться на роликовых коньках. Реакция ребят была такая:
- Нельзя играть на дороге, потому что задавит машина.
- Будет авария, и отвезут в больницу.
Знания закрепляла в играх, развлечениях, соревнованиях, таких как: «Светофорики» супротив «Пешеходиков» (соревнования с ДОУ №7,), конкурсах. При организации поездок с детьми на автобусе (п.Утулик на «Птичий двор», ДК «Юбилейный») обращала внимание на умение детей правильно вести себя при движении группой, в транспорте, при переходе дороги.
Далее в моей работе было уделено большое внимание знакомству детей со светофором, так как дети младшей группы затрудняются в различии и названии основных цветов. В этом мне помогли игры по сенсорному воспитанию «Одень Мишутку», «Подбери ведро по цвету», «Закрой окошко» и т.д. В нашем городе светофора нет, поэтому нельзя познакомить детей со светофором в естественных условиях. Таким образом, с помощью наглядных иллюстраций, картин, плакатов, макета светофора объясняла, рассказывала о значении светофора и его световых сигналах:
- «Зеленый» - разрешается идти пешеходам.
- «Красный» - разрешается двигаться транспорту.
- «Желтый» - предупреждает о том, сейчас переменится сигнал.
Свои знания и впечатления по данной теме дети выражали в изобразительно-творческой деятельности (аппликация, рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бумаги, природного и бросового материала), сочиняли сказки, стишки с родителями о разных ситуациях и поведении на дорогах.
В рамках районного конкурса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Приключение Светофорика» был мною оформлен общий уголок «Мой друг светофор», групповой стенд, фотопланшет, наглядное пособие для родителей по правилам дорожного движения.
В обучении детей правилам дорожного движения большую помощь оказывают родители, которые выступают не в роли учеников, которым мудрый воспитатель вещает прописные истины, а равноправными участниками педагогического процесса, несущими полную ответственность за жизнь, здоровье, безопасность своих детей. Ведь только совместными усилиями воспитателей и семьи, можно добиться положительных результатов по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Дети знают:
- Назначение световых сигналов светофора.
- Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, санках.
- Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
- Безопасные участки улиц и дорог.
- Опасности на улице и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.
- Движение по тротуару, пешеходной дорожке.
Я, как воспитатель, понимаю важность этой проблемы и на достигнутых результатах не собираюсь останавливаться, буду и дальше уделять большое внимание в работе с детьми по изучению правил дорожного движения и формированию у них навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Список используемой литературы
1. | Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е.Н. Романовой, А.Б. Малюшкина ООО «ТЦ Сфера», 2005 г. |
2. | Кирьянов В.Н. Дорожная безопасность: Обучение и воспитание младшего школьника. - М.: «Третий Рим», 2005 г. |
3. | Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. - М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2006 г. |
4. | Скоролупова О.А. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения». - М., 2005 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.
Актуальность темы Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения количества пострад...
Методическая разработка проведения дидактической игры "Навигатор" на закрепление навыков осознанного безопасного поведения на улице
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших потребностей человечества. Формирование навыков осознанного безопасного поведения необходимо начинать еще с дошкольного возраста....
Картотека подвижных игр по теме "Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города"
Картотека содержит подвижные игры и физультминутки...
Конспект НООД в подготовительной группе ДОУ по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города.
Огромное значение для формирования у детей представлений о безопасном поведении в городе, о правилах дорожного движения имеет реализация непосредственно организованной образовательной деятельности вос...
Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....
Сообщение из опыта работы. Формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о растениях и животных.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место принадлежит наблюдению. В педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяется...
План работы по самообразованию на тему: «Организация по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения»
Актуальность изучения данного материала: У детей дошкольного возраста отсутствует та запретная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая соответствует взрослым. Их жажда знаний, желание ...