Методический проект "Развивающая предметно-пространственная среда группы"
проект
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной среды.
Считается, что значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребёнок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_proekt.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орешковская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор
МБОУ «Орешковская ООШ»
С.А.Зобова
Методический проект
"Развивающая предметно-пространственная среда группы"
Методист: Тучина Е.В.
г.о. Луховицы
2023 год
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Одно из важных условий в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, это правильная организация развивающей предметно - пространственной среды. Действует Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. На основании этой программы ведется ресурсная поддержка дошкольных образовательных учреждений для создания комфортных условий для обучения и воспитания дошкольников.
В нашем учреждении мы планируем организовать такую развивающую предметно - пространственную среду, которая включала бы в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей: развитие любознательности, творчества, коммуникативных способностей, вовлекая их в процесс познаний и усвоения навыков и умений. Мы считаем, что данный Проект позволит обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
Методологические и современные основы проекта к изучению развивающей среды:
Изучением вопросов о воспитательном потенциале развивающей среды, ее влиянии на развитие личности ребенка дошкольного возраста занимались многие ведущие известные педагоги и психологи: Божович Л. И, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С., Новикова Л.И., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Тихеева Е.И.
Современные исследователи: Артомонова О.В., Доронова Т.Н., Короткова Н.А., Петровский В.А. и др., подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно - ориентированного взаимодействия в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.
Цель проекта:
Создание в группе развивающей предметно – пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды группы, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Создать в группах условия для обеспечения разных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской).
3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Сроки проекта:
1 год.
Участники проекта:
Воспитатели, специалисты, родители, дети.
Для создания развивающих центров группы мы руководствовались требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
1. Соответствие возрастным особенностям.
2.Трансформированность игрового пространства.
3.Полифункциональность игровых материалов.
4.Вариативность среды.
5. Доступность среды.
6. Безопасность среды.
Центры активности, которые планируем организовать в группе:
-Центр «познавайка» образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
-Центр «природа» образовательные области: познавательное, речевое развитие.
-Центр «я познаю мир» образовательные области: познавательное, речевое развитие.
- Центр «сенсорного развития» образовательные области: познавательное развитие.
-Центр «конструктивной деятельности» образовательные области: познавательное, речевое развитие.
-Центр «хозяюшка» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
-Центр «семья» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
-Центр «мастерская» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
-Центр «патриотическое воспитание» образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное развитие.
- Центр «физического развития» образовательные области: физическое развитие, социально – коммуникативное.
- Центр «творчества» образовательные области: художественно – эстетическое развитие.
- Центр «музыкально-театрализованной деятельности» образовательные области: художественное – эстетическое, речевое развитие.
Все ближайшее окружение детей должно способствовать развитию творчества игры.
План мероприятий по организации развивающей предметно-пространственной среды группы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | до 01.09.2023г. | Педагоги, специалисты. |
2. | Изучение требований к развивающей предметно-пространственной среде группы в соответствии с ФГОС. | Сентябрь | Педагоги |
3. | Анализ состояния РППС группы. | Сентябрь. | Педагоги |
4. | Разработка модели РППС группы. | Октябрь | Педагоги, специалисты. |
5. | Приобретение и изготовление необходимого оборудования, игрушек в соответствии с новой моделью РППС группы. | Ноябрь-апрель | Педагоги, родители, дети. |
6. | Работа по приведению РППС группы в соответствии с ФГОС. | Декабрь | Педагоги Специалисты |
7. | Составление отчёта по созданию условий РППС группы в соответствии с ФГОС. | Май | Педагоги |
Планируемые результаты для участников проекта:
Воспитатели- оформление развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС; умение проектировать модель развивающей предметно – пространственной среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Специалисты– обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Родители – повышение компетентности, через сотрудничество с педагогами в создании комфортной развивающей предметно–пространственной среды для детей в группе ДОУ.
Дети – активно развиваться, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности; общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Список используемой литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А.-М.,2012.
2.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
3.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2001г.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дизайн-проект "Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе "Бабочка" с учетом ФГОС"
http://www.maaam.ru/detskijsad/dizain-proekt-razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-vo-vtoroi-mladshei-grupe-s-uchetom-fgos.html#c это ссылка на презентацию,так как сюда я её загрузить не см...
Методические рекомендации «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для физического развития детей в соответствии с ФГОС»
Примерные условия для реализацииОО "Физическое развитие"в группе раннего возраста, младший дошкольный возраст, физкультурный зал Условия расположения в группе;Рекомендуемый перечень ...
Педагогический проект «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»
«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»...
Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в рамках ФГОС
Развивающая предметно-пространственной среда- является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда —это в...
Методическая разработка "Развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе"
quot;Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и...
Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда группы, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада;- показать возможности использования развивающей предметно-пространственной среды в младшей гр...