Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда группы, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада;
- показать возможности использования развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе для развития речи детей;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_predmetno_prostranstvennoy_sredy.docx | 137.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развивающая предметно-пространственная среда группы,
как средство развития речи детей
младшего дошкольного возраста»
подготовила: М.С. Гикошвили,
воспитатель
Содержание:
1.Актуальность
2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада
3. Приложения
4.Список литературы
Актуальность
Цель: систематизация и трансляция опыта работы по организации речевой образовательной среды в младшей группе
Задачи:
- раскрыть особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада;
- показать возможности использования развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе для развития речи детей;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Работая в детском саду с 2006 года, обратила внимание, что с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает. Думаю, главная причина этой проблемы — снижение уровня развития мелкой моторики. Раньше родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу и т.д. В современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Из-за этого пострадало развитие мелкой моторики у детей. Доказано, чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Не зря еще Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов». Для того, чтобы стимулировать развитие речи своих воспитанников, использую разные методы, приемы и средства. Одно из них – развивающая предметно-пространственная среда группы.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада
Младший дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Обстановка в младших группах создается, прежде всего, как комфортная и безопасная для ребенка. Дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки - они предпочитают стабильность. Среда группы должна быть организована так, чтобы каждый воспитанник получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в сотрудничестве с взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.
Младшие дошкольники еще плохо координированы, у них нет ловкости, быстроты реакции, увертливости, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделить игровой уголок и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Не следует использовать много оборудования - примерно две трети пространства должны быть свободными.
Предметы ближайшего окружения являются для ребенка источником любопытства и началом познания мира, поэтому предметная среда должна быть организована так, чтобы ребенок накапливал чувственный опыт, проявлял активность.
Важно помнить: он многое видит впервые и воспринимает это как своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.
Предметная среда группы организуется так, чтобы способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) в обстановку можно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и т.д. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Обогащение игрового опыта ребенка становится объектом пристального внимания педагога. Игрушки должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Ряд игровых атрибутов можно заменить предметами-заместителями, что способствует развитию воображения, расширяет творческие возможности игры.
Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка - это способствует развитию его активности, самостоятельности.
Много возможностей для развития детей заложено в игре-экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (емкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др.). В группах для детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется сравнению величин, предметов по количеству и свойствам. Этому способствуют дидактические игры, мозаика, пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения.
Центры активности в младшей группе МДОУ – д/с 50
Младшую группу– д/с № 50 посещают дети 3 - 4 лет. Развивающая предметно-пространственная среда группы создана с учетом требований ФГОС ДО и возрастных особенностей воспитанников. В группе оформлены следующие центры: безопасности, экологический, речевой, книжный, физкультурный, психологической разгрузки, песка и воды, сенсорный, сюжетно-ролевых игр, конструирования, музыкально-театрализованной деятельности (Приложение 1).
Можно однозначно отметить, что грамотный, творческий педагог может использовать ресурсы практически любого игрового центра в целях стимулирования речевой активности детей. Настоящая разработка содержит описание содержания нескольких центров и варианты игр, упражнений в данных центрах для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Большинство пособий, дидактических материалов в группе изготовлено самостоятельно, по авторской задумке.
Центр речевого развития
Цель: совершенствование процесса развития речи детей.
Оснащение:
- игра «Разложи и назови»;
- различные виды театра;
- игра «Подуй»;
- настольно-печатные игры;
- паззлы;
- игра «Геометрический планшет»;
- картотека артикуляционной гимнастики;
- картотека дыхательной гимнастики;
- развивающие книги с картинками на липучках;
- игра «Половинки» по стихам А.Барто «Игрушки»;
- игра «Волшебный слон» (по типу «Волшебный мешочек»).
Игры и упражнения для развития речи детей
младшего дошкольного возраста
Игра «Угадай, что делать»
Цель: учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель: учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
Игра «Где позвонили?»
Цель: учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Ход: дети садятся в круг. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Ход: дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Игра «Пускание корабликов»
Цель: добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или многократно произносить звук «п» (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Ход: дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Игра «Громко — тихо»
Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Ход: взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Дидактическая игра «Медвежата мед едят»
Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
Цель: развивать речевое внимание детей.
Ход: воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Покормим птенчиков»
Цель: развивать речевой аппарат детей.
Ход: Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическое упражнение «На приеме у врача»
Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Воспитатель: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как они кричат. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
Дидактическая игра «Позови свою маму»
Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: у всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Дидактическая игра «Отзовись»
Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
Дидактическая игра «Колокольчики»
Цель: развивать речевое внимание детей.
Ход: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Идут животные»
Цель: развивать речевое внимание детей.
Ход: воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идут слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза).
- Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
- Идут поросята, они топают еще тише…
- Идут ежики, они топают очень тихо…
- Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»
Цель: развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком…
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Дидактическое упражнение «Подуем на шарик»
Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
Дидактическое упражнение «Ветерок»
Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
Дидактическая игра «Загадки»
Воспитатель: Наша лягушка любит отгадывать загадки.
Воспитатель с помощью жестов, мимики, звуков изображает животное, дети отгадывают загадку.
Список литературы:
- Артамонова О. В. Предметно - пространственная среда: её роль в воспитании личности/О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1991
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...
Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)
Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...
Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...
Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы
Оглавление1.Предисловие - 32.Введение -3.Пояснительная записка к сборнику «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». - 54.Рекомендация для воспитателей...