Развитие речи (составление рассказа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карпинчик Татьяна Алексеевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sostavlenie_rasskaza_po_skorogovorke.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  из области «Коммуникативное развитие»

на тему: «Составление рассказа по скороговорке»

 

Цели:

Связная речь:

·        учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы.

Грамматика:

·        упражнять детей в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа;

·        закреплять представление о том, что не всегда названия детёнышей можно образовать от названий самих животных;

·        активизировать употребление в речи сложноподчинённых предложений.

Звуковая культура речи:

·        учить вычленять слова со звуками [ш] и [ж] из предложения, чётко произносить фразы (скороговорки), насыщенные данными звуками;

·        формировать умение произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шёпотом;

·        учить делить трёхсложные слова на части, произнося каждую часть слова;

·        учить определять последовательность звучания слогов в слове.

Оборудование:

ü Плюшевый медведь;

ü Фишки (по количеству детей - по 4шт.);

ü Счётные палочки;

ü Карандаши (Сувенир);

ü Магнитная доска, магниты.

ü Карточки (с отгадками - для загадок).

 

Ход НОД:

 

Воспитатель: Послушайте стихотворение Татьяны Волжиной «Где чей дом»:

Воробей живёт под крышей.

В тёплой норке - домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик Пеночки в саду.

Эй, цыплёнок, где твой дом? -

Он у мамы под крылом.

 

Воспитатель:  Про что это стихотворение?

Д: Про дома; Про то, кто где живёт.

Воспитатель:  Про чьи дома рассказывается?

Д: Про дома Воробья, мыши, лягушки, цыплёнка.

Воспитатель:  А ещё, говорится о домике Пеночки. Пеночка - птичка, живёт она в саду. Вместе с папой воробьём живут: под крышей малыши…. во…

Д: …робьишки.

(Дети называют начало слова хором по подсказке воспитателя, либо самостоятельно.)

Воспитатель: В пруду домик лягушки и ля…

Д:…гушат

Воспитатель:  Домик цыплёнка у мамы под крылом. У курицы много… цып…

Д:…лят.

Воспитатель:  А у Пеночки птенцы также называются - Пеночки. Один птенчик - Пеночка, много - пе…

Д: …ночки.

Воспитатель:  Какие ещё птенцы называются так же, как и взрослые птицы? Лас…

Д:..точки.

Воспитатель:  Си…

Д:…нички.

Воспитатель:  Один птенчик - Лас…

Д:..точка.

Воспитатель:  Много - Лас…

Д:…точки.

Воспитатель:  Одна Си…

Д:…ничка.

Воспитатель:  Много - Си…

Д:…нички.

Воспитатель:  Каких ещё птиц и птенцов вы знаете?

Д: (отвечают самостоятельно, по желанию. За каждый правильный ответ ребёнок получает «фишку». Подводя итог, воспитатель подсчитывает, у кого больше фишек и сколько их всего.)

Физкультминутка:

Воспитатель:  Мы с вами подустали и пора нам отдохнуть!

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«Клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  
(Изображают)
Птички летают, поют 
(Машут руками)
Зёрнышки клюют 
(Наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  
(«Улетают», садятся)

Воспитатель:  А теперь, послушайте и отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Выползают из - под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Д: Ёжик.

Воспитатель:  Почему вы думаете, что это ёжик?

Д: (отвечают). (Выставляется картинка на магнитную доску).

Воспитатель:  Какой знакомый звук есть в отгадке: ж или ш?

Д: Звук ж.

Воспитатель:  Произнесите слово так, чтобы слышался звук ж?

Д: Ёжжжик.

Воспитатель:  Отгадайте другую загадку:

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живёт в норке,

Любит корки.

Д: Мышка.

Воспитатель:  Почему выдумаете, что это мышка?

Д: (отвечают). (Выставляется картинка на магнитную доску).

Воспитатель:  Какой здесь знакомый звук - ш или ж?

Д: Звук ш.

Воспитатель:  Произнесите этот звук в слове протяжно.

Д: Мышшшка.

Воспитатель:  Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Послушайте внимательно, и скажите, какой звук чаще всего встречается в стихотворении:

Мышонку шепчет мышь:

-Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.

Д: (отвечают).

Воспитатель: Придумайте рассказ про мышонка, который не спал.

(Воспитатель спрашивает 2- 3 детей).

Воспитатель: Послушайте ещё одно стихотворение:

Жук упал, и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

Воспитатель: Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог?

(Воспитатель спрашивает 2- 3 детей).

Воспитатель: А теперь, послушайте пожалуйста скороговорку:

«Хорош пирожок, внутри творожок»

Воспитатель: Давайте повторим её хором.

Д: (повторяют).

Воспитатель: А теперь, повторяем её медленно и громко.

Д: (повторяют).

Воспитатель:  А теперь  - тихо.

Д: (повторяют).

Воспитатель:…. - повтори скороговорку шёпотом, быстро.

(Воспитатель спрашивает 2- 3 детей).

Воспитатель: Мы с вами подустали. Пора нам отдохнуть!

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так 
(круговые движения головой)
Головой своей крутили

Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали

А потом они ходили 
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили 
(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Д: (Присаживаются за столы).

Воспитатель: А следующее задание для вас приготовил «Мишка» (Воспитатель говорит от имени игрушечного мишки).

М: Отгадайте, что я больше всего люблю?

Д: Мёд, малину.

Воспитатель: Послушайте это слово: Мааалииинааа. Сколько в нём частей?

Д: Три.

Воспитатель: Давайте посчитаем вместе: мааа - лиии - нааа. (При произношении каждой части дети кладут перед собой счётную палочку). Какая первая часть слова?

Д: Ма.

Воспитатель: Какая вторая?

Д: Ли.

Воспитатель: Третья?

Д: На.

Воспитатель: Сколько частей в слове малина?

Д: В слове малина всего три части.

Воспитатель: А сейчас, я загадаю вам ещё одну загадку. Послушайте очень внимательно:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Д: Машина. (Выставляется картинка на магнитную доску).

Воспитатель: Послушайте слова: мааашииинааа. Сколько в нём частей?

Д: Три.

Воспитатель: Давайте посчитаем вместе: мааа - шиии - нааа.

 (Дети «прохлопывают» слово; при произношении каждой части дети кладут перед собой счётную палочку.)

Воспитатель: Какая первая часть слова?

Д: Ма.

Воспитатель: Какая вторая?

Д: Ши.

Воспитатель: Третья?

Д: На.

Воспитатель: Сколько частей в слове машина?

Д: В слове машина всего три части.

Воспитатель: Молодцы ребятки!

М: (Подводит итог занятия, награждает тех детей, которые набрали большее количество «фишек»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект по развитию речи составление рассказа по картине "Зима в лесу"

Цели и задачи: 1.Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связной рассказ по фрагменту картины о зиме. 2.Уточнить и обобщить знания детей о зимних изменениях в природе. 3.У...

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи Составление рассказа «Три весны» для детей подготовительной группы

Занятие направлено на обогащение  словаря по теме «Весна»,  в формировании  умения  составлять простые, сложносочинённые и сложноподчинённыхе предложения, а также...

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Кормушка» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;-закреплять умение дифференцировать з...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин».

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.Развивающие: Развивать сп...