Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
проект (подготовительная группа)
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение №352
«Веселый хоровод»
Проект
«Патриотическое воспитание
в условиях
современного дошкольного
образовательного учреждения»
Выполнили воспитатели:
Громова Ю.В.
Чуханова М.А.
Новосибирск 2021
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Паспорт проекта
Сроки проекта: Сентябрь 2021г.- май 2023г. (долгосрочный)
Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 5-7 лет, по продолжительности - долгосрочный (2 года)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать потомками победителей и защитников.
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни народов Сибири.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
#1057;оздание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Деловая игра для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.
Предполагаемый результат
Дети должны знать.
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которое мы живем;
- пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта
Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Гостиная.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурсы стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа
- Театрализация.
- Природоохранная деятельность.
- Изготовление подарков.
- «Уроки доброты».
- Выставки и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Сказки.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Инсценировки, театрализации.
- Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
- Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
- Создание интерактивной папки «Моя малая Родина»
«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»
№ п/п | Образовательные задачи по патриотическому воспитанию | Темы недели |
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому | Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы» | |
Воспитание уважения к труду | Темы недели: «Город мастеров», «Праздник весны и труда» | |
Развитие интереса к русским традициям и промыслам | Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт» | |
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям | Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» | |
Формирование элементарных знаний о правах человека | Темы недели: «Я- человек», «Моя семья» | |
Расширение представлений о городах России | Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» | |
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) | Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» | |
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; | Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции» |
Изучение специализированной литературы.
Для реализации поставленных мною задач изучена методическая следующая литература:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская .Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.
Творческий этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;
- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Литература
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...
Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения".
Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"....
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект«Патриотическое воспитание в условияхсовременного дошкольного образовательного учреждения»Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представля...
Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...
Статья по реализации проекта "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.Проблема патриотического воспитания ...