Статья по реализации проекта "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"
статья (старшая, подготовительная группа)
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie_v_usloviyah_.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по реализации проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
(Галимова Р.А.)
(слайд №2) «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795
Особое внимание в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
(слайд № 3) Цель проектной деятельности – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
(слайд №4) Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
- Развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления) и мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) посредством специальных игр и упражнений.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, опираюсь на следующие документы: (слайд №5)
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». от 16 февраля 2001 г. N 122
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 98-ФЗ
(слайд №6) Сроки проекта: 2021-2023 г.г. (долгосрочный)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы
Ожидаемый результат: повышение уровня патриотического воспитания детей
Принципы работы по патриотическому воспитанию (слайд № 7):
- Принцип личностно-ориентированного общения
- Принцип культуросообразности.
- Принцип свободы и самостоятельности.
- Принцип гуманно-творческой направленности.
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям
- духовно-нравственное,
- социальное,
- эстетическое,
- краеведческое,
- трудовое,
- интеллектуальное,
- работа с семьей,
- взаимосвязь с социумом города и др.
Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду. Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно. (слайд № 8 таблица «Этапы и сроки реализации проекта»)
Этапы | Сроки реализации проекта | План работы |
I | 2021-2022 уч. год | Информационно – аналитический (подготовительный)
|
II | 2022-2023 уч. год | Творческий (основной)
|
III | 2023-2024 уч. год | Заключительный
|
В работе были использованы разнообразные методы и приемы патриотического воспитания (слайд № 9) с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, незнание истории и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все образовательные области в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, видеотека, информационная корзина. Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Формы и методы работы с детьми: ( на слайде № 10)
- Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Мини – музей.
- Гостиная.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурсы стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа
- Театрализация.
- Природоохранная деятельность.
- Изготовление подарков.
- «Уроки доброты».
- Выставки и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Сказки.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Инсценировки, театрализации.
- Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
- Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включили образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель. (слайд № 11,12 таблица «Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»)
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.
«Мероприятия с педагогами для реализации проекта» (слайд №13)
- Круглый стол «Мероприятия по внедрению и реализации программы Е.С. Бабуновой «Наш дом – Южный Урал»
- Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
- Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура уральского народа»; «Богатства Урала, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир»; «Символика России и Челябинска, Аши и Миньяра, и ее исторические корни»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».
- Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. (слайд № 14) Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города. В детском саду во второй половине дня организованы кружки для детей старшей и подготовительной к школе группе; «Самоделкин», «Краеведение», «Мастерица – золотые ручки», «Буратино», «Прикладное искусство» при взаимодействии с руководителями Детско –Юношеский Центра Творчества, Станцией Детско – Юношеского Туризма и Экскурсии, МУ «Миньярским историко – краеведческим музеем»также решаются в играх, в труде, в быту.
Результаты проекта: (слайд № 15)
- Приобретены пособия и литература по патриотическому воспитанию дошкольников;
- Составлены и оформлены картотеки стихов, пословиц, поговорок, загадок, народных игр по темам недели
- Подготовлены папки – передвижки по работе с родителями с консультациями и рекомендациями по теме проекта;
- Созданы мини – музеи в методическом кабинете и в группах;
- Создана в методическом кабинете мини – музей «Детский сад. Прошлое и настоящее»
- Составлены конспекты мероприятий: праздников, развлечений, досугов, НОД с детьми по возрастам;
- Проведены праздники «Этих дней не смолкнет слава», «Защитникам Отечества посвящается», «Тепло сердец для милых мам», праздники народного календаря: «Осенины», «Масленица» и др.
- Проведены конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и поделок к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы
В нашем детском саду в группах среднего и старшего возраста открыты мини - музеи патриотического воспитания дошкольников
(постепенно открыть слайды 16,17,18,19)
(по реализации программы Е.С. Бабуновой «Наш дом Ю. Урал») – это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, области, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Экспонаты мини - музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по разделам:
- «Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, видеоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан.
- Книги о родном городе.
- «Жизнь современного города»: участие детей в знаменательных мероприятиях городского Дворца культуры, фотографии из жизни современного города.
- «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотоальбомы выпускников, материалы знаменательных дат. (слайд №20)
- «Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним, символикой города, района, области.
- Макеты русской избы и башкирской юрты, с предметами быта двух народов, кукол в национальных одеждах.
- «Детям о Великой Победе» (слайд № 21)
Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское впечатление они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (пап, братьев, дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, службы в армии) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная празднованию Дня Победы.
(Предложить вниманию выставку «План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников», План работы по подготовке празднования Победы в Великой Отечественной войне).
Нами проведена большая краеведческая работа, который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Педагоги проводят большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. (слайд № 22,23 – план на слайде)
Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания к 23 февраля «Нашим Защитникам Отечества посвящается» и празднования Дня Победы «Этих дней не смолкнет слава», во время которого организуется: (слайд № 24-33 фото с мероприятиями)
- фотовыставка
- выставку детских работ
- непосредственно – образовательная деятельность
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
- конкурсы стихов, посвященные Защитникам Отечества;
- конкурсы совместных работ с родителями по изготовлению поделок из сбросового материала и рисунков на военную тему.
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для участников войны;
- НОД, беседы;
- утренник «День Победы»;
- проведения гостиных с тружениками тыла;
- экскурсии в исторический музей боевой и трудовой славы;
- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герои войны – наши земляки».
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. (слайд № 34 )
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «Что не сделаем мы сами, сделаем мы с мамой», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка», выставку творческих работ мам, бабушек и пап совместно с детьми и др.
- выставки поделок, сделанных руками мам «У моей мамы руки золотые»,
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Вывод: (слайд №35) Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...
«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и ...
Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».
Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...
Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...