Статья по реализации проекта "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"
статья (старшая, подготовительная группа)

Галимова Римма Ахатовна

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie_v_usloviyah_.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по реализации проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

(Галимова Р.А.)

 (слайд №2)  «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».  С. Михалков

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

Особое внимание в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. 

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.  

(слайд № 3) Цель проектной деятельности – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

(слайд №4)  Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:

  • Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  • Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
  • Развитие  познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления) и мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) посредством специальных игр и упражнений.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, опираюсь на следующие документы: (слайд №5) 

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». от 16 февраля 2001 г. N 122
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
  4. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 98-ФЗ

(слайд №6) Сроки проекта:  2021-2023 г.г. (долгосрочный)

Участники проекта:  дети, воспитатели, родители

Необходимые материалы:  пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы

Ожидаемый результат: повышение уровня патриотического воспитания детей

Принципы работы по патриотическому воспитанию (слайд № 7):  

  • Принцип личностно-ориентированного общения
  • Принцип культуросообразности.
  • Принцип свободы и самостоятельности.
  • Принцип гуманно-творческой направленности.
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям

- духовно-нравственное,

- социальное,

- эстетическое,

- краеведческое,

- трудовое,

- интеллектуальное,

- работа с семьей,

- взаимосвязь с социумом города и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду. Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно. (слайд № 8 таблица «Этапы и сроки реализации проекта»)

Этапы

Сроки реализации проекта

План работы

I

2021-2022

уч. год

Информационно – аналитический (подготовительный)

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • определение объема материала для детей;
  • планирование системы работы  

II

2022-2023

уч. год

Творческий (основной)

  • Оформление стендов по теме проекта;
  • Консультации для воспитателей и родителей;
  • Проведение мероприятий по теме проекта

III

2023-2024

уч. год

Заключительный

  • Подведение итогов.

 В работе были использованы разнообразные методы и приемы патриотического воспитания (слайд № 9)  с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, незнание истории и др.).  

 Патриотическое воспитание пронизывает все образовательные области в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, видеотека, информационная корзина. Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

Формы и методы работы с детьми: ( на слайде № 10)

  • Приглашение в путешествие.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Мини – музей.
  • Гостиная.    
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Театрализация.
  • Природоохранная деятельность.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.  

 В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включили образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель. (слайд № 11,12 таблица «Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»)

В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.

«Мероприятия с педагогами для реализации проекта» (слайд №13)

- Круглый стол «Мероприятия по внедрению и реализации программы Е.С. Бабуновой «Наш дом – Южный Урал»

- Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

- Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура уральского народа»; «Богатства Урала, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир»; «Символика России и Челябинска, Аши и Миньяра, и ее исторические корни»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».

- Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. (слайд № 14) Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города. В детском саду во второй половине дня организованы кружки для детей старшей и подготовительной к школе группе; «Самоделкин», «Краеведение», «Мастерица – золотые ручки», «Буратино»,  «Прикладное искусство» при взаимодействии с руководителями Детско –Юношеский Центра Творчества, Станцией Детско – Юношеского Туризма и Экскурсии, МУ «Миньярским историко – краеведческим музеем»также решаются  в играх, в труде, в быту.

Результаты проекта: (слайд № 15)

  • Приобретены пособия и литература по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Составлены и оформлены картотеки стихов, пословиц, поговорок, загадок, народных игр по темам недели
  • Подготовлены папки – передвижки по работе с родителями с консультациями и рекомендациями по теме проекта;
  • Созданы мини – музеи в методическом кабинете и в группах;
  • Создана в методическом кабинете мини – музей «Детский сад. Прошлое и настоящее»
  • Составлены конспекты мероприятий: праздников, развлечений, досугов, НОД с детьми по возрастам;
  • Проведены праздники «Этих дней не смолкнет слава», «Защитникам Отечества посвящается», «Тепло сердец для милых мам»,  праздники народного календаря: «Осенины», «Масленица» и др.
  • Проведены конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и поделок к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы

В нашем детском саду в группах среднего и старшего возраста открыты мини - музеи патриотического воспитания дошкольников

(постепенно открыть слайды 16,17,18,19)

(по реализации программы Е.С. Бабуновой «Наш дом Ю. Урал») – это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, области, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.  Экспонаты мини - музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по разделам:

  • «Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, видеоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан.
  • Книги о родном городе.
  • «Жизнь современного города»: участие детей в знаменательных мероприятиях городского Дворца культуры, фотографии из жизни современного города.
  • «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотоальбомы выпускников, материалы знаменательных дат. (слайд №20)
  • «Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним, символикой города, района, области.
  • Макеты русской избы и башкирской юрты, с предметами быта двух народов, кукол в национальных одеждах.
  • «Детям о Великой Победе» (слайд № 21)

 Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское впечатление они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (пап, братьев, дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, службы в армии) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. 

В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная празднованию Дня Победы.

 (Предложить вниманию выставку «План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников», План работы по подготовке празднования Победы в Великой Отечественной войне).

Нами проведена большая краеведческая работа, который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину.  Педагоги проводят большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. (слайд № 22,23 – план на слайде)

Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания к 23 февраля «Нашим Защитникам Отечества посвящается» и празднования Дня Победы «Этих дней не смолкнет слава», во время которого организуется: (слайд №  24-33 фото с мероприятиями)

- фотовыставка  

- выставку детских работ  

- непосредственно – образовательная деятельность  

- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;

- конкурсы стихов, посвященные Защитникам Отечества;

- конкурсы совместных работ с родителями по изготовлению поделок из сбросового материала и рисунков на военную тему.

Неделя Памяти, включающая:

- оформление поздравительных открыток для участников войны;

- НОД, беседы;

- утренник «День Победы»;

- проведения гостиных с тружениками тыла;

- экскурсии в исторический музей боевой и трудовой славы;

- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герои войны – наши земляки».

 

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника.  (слайд № 34 )

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок, фотографии: «Что не сделаем мы сами, сделаем мы с мамой», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка», выставку творческих работ мам, бабушек и пап совместно с детьми и др.

- выставки поделок, сделанных руками мам «У моей мамы руки золотые»,

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.

 

Вывод: (слайд №35) Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и ...

Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...

Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...