Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения".
проект

Тостоева Шуралай Геннадьевна

Мой успешный проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shuralay.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мой успешный проект

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Тема: "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения".

Пояснительная записка

           Нравственно-патриотическое воспитание является одной из главных задач моей педагогической деятельности. Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к народным традициям и промыслам.  Сегодняшние дети - это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты... От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, своей малой родиной, заботиться о ее процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.

     Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее и всей страны, и края родного, и не повторять ошибок прошлого. Мы должны сохранять преемственность поколений. Далеко не все, конечно, остается в нашей памяти. А документы слишком бесстрастны и лаконичны. Но все, что возможно, все, что не забыто, должно быть известно всем, особенно молодому поколению.

      Этнопедагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания. Проанализировав уровень воспитанности детей, я пришла к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-эстетические чувства, воспитывается любовь к Родине. Чтобы слова "Я люблю свою Родину" не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника.  

    Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, еще важнее не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

        Воспитание на правдивых фактах истории, на нравственных примерах старших поколений - это хорошая школа пробуждения трудового энтузиазма, развития инициативы. И очень важно, чтобы каждый ребенок проникся этим благородным стремлением приумножить исторический опыт созидания. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Актуальность:   Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

   Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во   многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

   Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

   Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

   Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Паспорт проекта

Сроки проекта: Сентябрь 2020г.- май 2021г. (долгосрочный)

Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-6 лет, по продолжительности - долгосрочный (2 года)

Участники проекта: дети среднего – старшего возраста, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.


   Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха посредством патриотического воспитания в интеграции образовательных областей дошкольного образования.

  Задачи:

1. Создать единое социально-образовательное пространство, включающее ДОО и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

2. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, краю, стране и бережное отношение к достопримечательностям, к природе.

3. Воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до конца.

4. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

     Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям:

1. Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

2. Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию нравственно-патриотических знаний, умений и чувств.

3. Сотрудничество педагогов ДОУ, родителей и детей в поддержании и развитии традицией семейного и общественного воспитания на основе нравственности.

4. Взаимодействие ДОУ с общественными патриотическими организациями социума.

5. Условно работу в ДОУ по патриотическому воспитанию можно представить по трем направлениям: с родителями, с педагогами, с детьми.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, свою работу строю в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

* "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

* Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

* Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

* Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

* Деятельностный подход - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

* Культуросообразность - основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

* Интеграция - этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.

* Региональный компонент (этнокультурная составляющая) необходимо осуществлять, опираясь на следующие положения:

- приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры;

- вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей;

- современный уровень образования.

 Концепция  проекта направлена на:

•        помощь детям в индивидуальном развитии;

•        мотивацию к познанию и творчеству:

•        к стимулированию творческой активности;

•        развитию способностей к самообразованию;

•        приобщение к общечеловеческим ценностям;

•        организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

Ожидаемый результат:

1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.

Предполагаемый результат

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  • свою национальность, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;
  • пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

  • Создание проблемной ситуации.
  • Мини – музей.
  • Гостиная.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Театрализация.
  • Природоохранная деятельность.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

  • Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
  • Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»
  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
  • Фотовыставки «Мой любимый край», «Самое красивое место в нашем поселке», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ ко Дню Матери, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).
  • Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня»,
  • Оформление информационного стенда: рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
  • Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
  • «Встреча с интересными людьми».

Этапы реализации проекта:

I этап. Ценностно-ориентированный этап

1. Изучение материалов в интернет-ресурсах.

2. Анализ предметно-пространственной среды в группе.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

4. Определение объема материала для детей.

5. Планирование системы работы.

II этап. Конструктивный этап

1. Проведение мастер-классов для педагогов и родителей, реализация мини-проектов.

2. Повышение квалификации педагога по патриотическому воспитанию.

3. Анализ и обработка научно-методических пособий по патриотическому воспитанию.

 III этап. Практический этап

1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями.

2. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию.

3. Совместная деятельность педагога и воспитанников.

4. Оформление стендов по теме проекта.

5. Разработка и реализация мини-проектов по блокам.

IV этап. Презентационный

1. Проведение презентационных мероприятий, выставки, обмен опытом между родителями по различным номинациям.

2. Выставка творческих работ дошкольников.

3. Выступление с проектом на районном уровне.

V этап. Оценочно-рефлексивный

1. Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта.

2. Анкетирование родителей, увеличение процента детей.

«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»

№ п/п

Образовательные задачи по патриотическому воспитанию

Темы недели

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому

Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы»

Воспитание уважения к труду

Темы недели: «Город мастеров», «Праздник весны и труда»

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт»

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

Формирование элементарных знаний о правах человека

Темы недели: «Я- человек», «Моя семья»

Расширение представлений о городах России

Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»

План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников

п/п

Мероприятия для родителей

Мероприятия для педагогов

1

Круглый стол «Воспитываем патриотизм» с выставкой метод. И худ. Литературой по теме патриотического воспитания дошкольников (Сентябрь)

Круглый стол «Мероприятия по внедрению и реализации программы А.Я Ветохиной и З.С. Дмитриенко «Наш дом – Земля» (Сентябрь)

2

Анкетирование «Каков ваш ребенок?»

(Сентябрь)

Консультации «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «Растительный мир»; «Символика России»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду».

(1 раз в квартал)

3

Консультация «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

(ноябрь)

Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану)

4

Консультация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

(декабрь)

Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану)

5

Фотовыставка «Наши папы»

(февраль)

Проведение игры на педсовете «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» (январь)

6

Рекомендации для родителей и воспитателей

«Как воспитать защитника?» (февраль)

7

Семинар - практикум «Как воспитать патриота» (март)

Педсовет «Создание условий для самореализации дошкольников в образовательном процессе» Консультации «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (март2019г.)

8

Презентация

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (май)

9

Выставка совместных работ с родителями «Нашим Защитникам Отечества посвящается» (февраль, май)

Проведение праздника с детьми «День Победы»

(май)

10

Для родителей выставка детских работ в приёмной комнате «Миру – мир, войны не нужно!»

(февраль, май)

Участие в педсовете ДОУ. Распространение опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду» (март 2019г.)

  Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

 Список литературы:

 

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Е.С. Бабунова Наш дом – Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  • Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.
  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  • Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  • Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Приобщение детей к русской культуре, к русским традициям, воспитание любви к близким, к родной природе, воспитание чувства патриотизма....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и ...

Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...

Гаджимурадова Гулбес. Анализ проекта «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». МБДОУ "Соловушка" ХМАО-Югра, п.г.т. Белый Яр.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других ...