Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
проект (средняя, старшая группа) по теме
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov_mkdouno6_g._minyara.docx | 90.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6
города Миньяра
Ашинского района Челябинской области
Проект
«Патриотическое воспитание в условиях
современного дошкольного образовательного учреждения»
Выполнила: Старший воспитатель МКДОУ № 6
города Миньяра
Галимова Р.А.
Миньяр
2014
Содержание проекта:
Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях ………….…..
1.1.Аннотация………………………………………………………………….....
1.2.Актуальность…………………………………………………………….....
1.3.Паспорт проекта………………………………………………………….…..
1.4.Цели и задачи проекта…………………………………………………….....
1.5.Основное содержание проекта………………………………………….…
1.6. Условия реализации проекта……………………………………….......
1.7.Мероприятия с педагогами и родителями по реализации проекта…...
1.8.Участники проекта
Глава 2. Практическая часть проекта……………………………….…..…
2.1.Этапы развития проекта………………………………………….……...
2.2. Уровень развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников …………………………………………………………………
2.3. Ожидаемые результаты проекта…………………………………...…..
2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта……………..........................
Литература………………………………………………………………….......
Приложение……………………………………………………………………
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях
1.1Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
1.2.Актуальность выбранной темы
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
1.3. Паспорт проекта
Сроки проекта: Сентябрь 2012г.- май2014г. (долгосрочный)
Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-6лет, по продолжительности - долгосрочный (2 года)
Участники проекта: дети среднего – старшего возраста, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, города Миньяра, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цели и задачи проекта:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Уральский Федеральный Округ.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.
Дети должны знать.
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которое мы живем;
- пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
1.4. Основное содержание проекта.
Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы по реализации проекта.
- Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
- Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.
Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания Е.С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал», и Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация система воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.
1.5. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;
- Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
- Результат:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;
- Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
- Использование системы мониторинга (психолого- педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
В холле ДОУ был организован выставочный стенд «Вернисаж», где регулярно проводятся выставки детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей. В музыкальном зале выставляются на отдельных столиках творческие работы детей и родителей к праздникам «День Матери», «День Защитников Отечества», «День Победы», где проводятся экскурсии для детей младшего, среднего возраста. Для создания и просмотра презентаций в музыкальном зале имеется мультимедийный проект, также имеется телевизор, видео и фотоаппаратура, музыкальный центр.
Для реализации данного проекта;
- использовали художественно-развивающую среду в детском саду;
- разработали календарно- тематический план деятельности детей;
-изучили учебно - методические пособия;
-подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.
Следует продумать и средства патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «Потемкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, или тематический набор «Москва —столица нашей Родины». Подобные наборы были бы интересны детям, облегчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее о производства и изъять у детей по многим причинам не дастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры то содержанию: сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну приносить ей пользу.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние, на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за привидениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символам России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.
1.6. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта
Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Мини – музей.
- Гостиная.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурсы стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа
- Театрализация.
- Природоохранная деятельность.
- Изготовление подарков.
- «Уроки доброты».
- Выставки и экспозиции.
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Сказки.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Инсценировки, театрализации.
- Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
- Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
- Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»
- Индивидуальные консультации, беседы.
- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
- Фотовыставки «Мой любимый город Миньяр», «Самое красивое место в нашем городе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).
- Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня»,
- Оформление информационного стенда: рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
- Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
- «Встреча с интересными людьми».
Глава 2. Практическая часть проекта.
2.1. Этапы развития проекта
Работа по патриотическому воспитанию строилась в несколько этапов:
Этапы | Сроки реализации проекта | План работы |
I | 2011-2012 уч. год | Информационно – аналитический (подготовительный)
|
II | 2012-2013 уч. год | Творческий (основной)
|
III | 2013-2014 уч. год | Заключительный
|
На информационно – аналитическом этапе осуществили анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили и интерпретировали результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлено актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определили направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый социально-значимый результат.
В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включили образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.
«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»
№ п/п | Образовательные задачи по патриотическому воспитанию | Темы недели |
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому | Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы» | |
Воспитание уважения к труду | Темы недели: «Город мастеров», «Праздник весны и труда» | |
Развитие интереса к русским традициям и промыслам | Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт» | |
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям | Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» | |
Формирование элементарных знаний о правах человека | Темы недели: «Я- человек», «Моя семья» | |
Расширение представлений о городах России | Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» | |
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) | Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» | |
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; | Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции» |
Изучение специализированной литературы.
Для реализации поставленных мною задач изучена методическая следующая литература:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Е.С. Бабунова Наш дом – Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
- Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Большая работа была проведена с педагогами.
План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
№п/п | Мероприятия для родителей | Мероприятия для педагогов | ||
1 | Круглый стол «Воспитываем патриотизм» с выставкой метод. И худ. Литературой по теме патриотического воспитания дошкольников (Сентябрь) | Круглый стол «Мероприятия по внедрению и реализации программы Е.С. Бабуновой «Наш дом – Южный Урал» (Сентябрь) | ||
2 | Анкетирование«Каков ваш ребенок?»(Сентябрь) | Консультации «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура уральского народа»; «Богатства Урала, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир»; «Символика России и Челябинска, Аши и Миньяра, и ее исторические корни»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Система работы по патриотическому воспитанию в современном детском саду». (1 раз в квартал) | ||
3 | Консультация «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников» (ноябрь) | Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану) | ||
4 | Консультация«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»(декабрь) | Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану) | ||
5 | Фотовыставка «Наши папы» (февраль) | Проведение игры на педсовете «Сказка – как средство патриотического воспитания дошкольников» (январь) | ||
6 | Рекомендации для родителей и воспитателей «Как воспитать защитника?» (февраль) | |||
7 | Семинар - практикум«Как воспитать патриота»(март) | Педсовет «Создание условий для самореализации дошкольников в образовательном процессе» Консультации «Гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (март2013г.) | ||
8 | Презентация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (май) | |||
9 | Выставка совместных работ с родителями «Нашим Защитникам Отечества посвящается» (февраль, май) | Проведение праздника с детьми «День Победы» (май) | ||
10 | Для родителей выставка детских работ в приёмной комнате «Миру – мир, войны не нужно!» (февраль, май) | Участие в педсовете ДОУ. Распространение опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду» (март 2014г.) | ||
11 | Родительское собрание: «240 - летие города Миньяра» | Работа кружковой деятельности: «Изготовление подарков папам, дедушкам, ветеранам войны и труда» (февраль, апрель) |
Творческий этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;
- работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания: ЦРТД и Ю, МУ ГДК, СДЮТ и Э, МУ ИКМ;
- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.
План мероприятий по созданию системы патриотического воспитания дошкольников
Название темы | Ответственный |
1-й этап - диагностический | |
Анализ затруднений воспитателей | Старший воспитатель |
Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме | Старший воспитатель |
Диагностирование детей | Воспитатели |
Анкетирование родителей | Воспитатели, педагог-психолог |
2-й этап - организационный | |
Построение развивающей среды в группах, метод. кабинете, муз. зале, обогащение развивающей зоны | Ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководители |
Разработка дидактических игр и пособий | Воспитатели |
Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед | Старший воспитатель, воспитатели |
Подбор материала в методическом кабинете по теме: "Патриотическое воспитание в современном мире" | Старший воспитатель |
Создание и обогащение мини-музея в детском саду: "История детского сада", «Башкирская юрта», «Куклы в народных костюмах», «История Дня Победы» | Старший воспитатель, воспитатели |
3-й этап - практический | |
Проведение консультаций и семинаров для воспитателей | Старший воспитатель |
Педсоветы по итогам работы в данном направлении | Старший воспитатель |
Обобщение передового опыта работы | Старший воспитатель |
Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок – передвижек, картотек | Воспитатели |
Составление сценариев праздников, развлечений, досугов, театрализованных представлений | Педагоги доп. Образования, муз. Руководитель |
Составление положений о проведении конкурсов творческих работ детей и родителей, конкурсов чтецов | |
Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности | Педагоги доп. образования, муз. руководитель |
Составление сценариев спортивных праздников, составление подборки народных игр | руководитель по физическому воспитанию |
План работы с детьми по подготовке и проведению
Дня защитника Отечества
Вид деятельности | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Спортивное развитие | Спартакиада "Мы сильные, смелые, ловкие" | ||
Изобразительная деятельность | Выставка детских изобразительных работ "Наши Защитники Отечества" | ||
Выставка художественной детской литературы, военной техники, фотовыставки | |||
Игровая деятельность | "Наша армия" — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Летчики", "Пограничники" | "Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Мы — моряки", "Будущие космонавты" | "Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевая игра "Мы — военные" |
Изготовление подарков | Изготовление открыток для пап и дедушек "Корабль" | Изготовление открыток для пап и дедушек "Самолет" | Изготовление открыток для пап и дедушек "Вертолет" |
Познавательное развитие | Тематические занятия. Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины | Тематические занятия "Что такое героизм?" | Выпуск газеты "Защитники мира" |
Работа с семьей | Создание альбомов "Мой папа" с иллюстрациями и фотографиями | ||
Музыкальная деятельность | Музыкальный праздник "Защитники Родины" | ||
Конструкторская деятельность | Конструирование самолета из деревянных кубиков | Конструирование корабля из напольного конструктора ЛЕГО | Изготовление военной техники из природного материала |
План работы с детьми по подготовке и проведения Дня Победы
Вид деятельности | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Музыкальная деятельность | Праздник "День Победы" с парадом, экскурсией в городской музей боевой славы, возложения цветов к памятнику павших героев и минутой молчания | ||||
Изобразительная деятельность | Выставка детских изобразительных работ "День Победы" Выставка творческих работ детей и совместных работ с родителями «Этих дней не смолкнет слава!» Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы | ||||
Спортивное развитие | Спортивный досуг "У наших ребят — замечательный парад" | Спортивный досуг "Герои — защитники Отечества" | |||
Познавательное развитие | Тематические занятия. Беседы о войне. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины | Проекты, доклады детей "Миньяр в годы войны". Тематические занятия. Чтение рассказов о детях в годы войны | |||
Работа с семьей | Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) "Этих дней не смолкнет слава!" | ||||
Экскурсионная деятельность | Экскурсия в подготовительную группу на выставку детских работ, посвященную Дню Победы | Экскурсия в городскую библиотеку; рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседа с библиотекарем | Целевая экскурсия к городской музей боевой и трудовой славы, к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов | ||
Изготовление подарков для ветеранов | Аппликация "Цветы" | Скручивание "Гвоздика" | Оригами "Цветы" | ||
Познавательное развитие | Познавательный досуг по истории ВОВ совместный с городской библиотекой | ||||
Конкурс | Конкурс чтецов для детей «О доблестях, о подвиге, о славе» Конкурс декоративно – прикладного и технического творчества дошкольников «Нашим Защитникам Великой Отечественной войны посвящается» |
План работы с педагогами ДОУ и социумом города по подготовке празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне
Содержание работы | Время проведения | Ответственный |
Разработка планов совместной работы с ЦРТД и Ю, МУ ГДК, СДЮТ и Э, МУ ИКМ | Август | Старший воспитатель |
Круглый стол на тему: «Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями в связи с подготовкой празднования Победы в ВОВ» | Сентябрь | Старший воспитатель |
Создание и Работа творческой группы по проведению празднования Дня Победы | Один раз в квартал | Раб. группа |
Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы | Август | Музыкальный руководитель |
Разработка планов спортивных соревнований среди детей и родителей, посвященных защитникам Отечества, дням воинской славы. | Август | Руководитель по физическому воспитанию |
Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей рекомендациями и стихами, посвященными Дню Победы. | Сентябрь — ноябрь | Воспитатели |
Подготовка положений для проведения конкурсов: чтецов среди детей среднего, старшего, подготовительного к школе группы, конкурса творческих работ детей и совместных работ детей и родителей | Сентябрь — ноябрь | Старший воспитатель |
Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы | Октябрь | педагог по изобразительной деятельности |
Организация встречи с воинами Российской армии и ветеранами войны | Апрель | Старший воспитатель, м уз. руководитель |
Посещение городского музея боевой славы | Февраль | Старший воспитатель |
Организация совместной с городской библиотекой познавательного досуга по истории ВОВ | Апрель | Старший воспитатель |
Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. | Февраль, Апрель | Воспитатели |
Проведение спортивного досуга совместно с папами | Февраль | Руководитель по физ. воспитанию |
Организация целевой экскурсии к памятнику павшим героям «Вечная слава героям», торжественное возложение цветов | Май | Старший воспитатель, муз. руководители |
Оформление выставки детских рисунков "Война глазами детей" в каждой группе | Май | Воспитатели |
Проведение спортивных и музыкальных мероприятий, посвященных Дню Победы | Май | Инструктор по физическому воспитанию, муз. руководитель |
Организация в методическом кабинете выставки книг, картин, альбомов, папок – передвижек, фото - видео- и диафильмов на данную тематику | В течение года | Старший воспитатель |
Обобщение опыта лучших воспитателей по патриотическому воспитанию | Июнь | Старший воспитатель |
Оформление материалов проведения мероприятий | Июнь | Старший воспитатель |
План работы с детьми по подготовке и проведению
Дня независимости России
Вид деятельности | Средняя группа | Старшая группа Подготовительная группа |
Изобразительная деятельность | Создание мини – музея в группе – уголка по символике России: флаг, герб, фото президента, столицы. | Пополнение мини – музея патриотического воспитания: областной и районной символикой. |
Выставка детских изобразительных работ "Миру – мир, войны не нужно" | ||
Познавательное развитие | Тематические занятия. Беседы. Просмотр иллюстраций о городах России, символике России. Обсуждение о празднике России | Тематические занятия. Просмотр видеофильма "Парад на Красной плащади" для детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня |
Спортивное развитие | Спортивная эстафета мира и "Пробег памяти" | |
Изготовление подарков | Изготовление открыток "Флаг России" | Рисование картины «Моя Родина» |
Музыкальное развитие | "Что мы Родиной зовем?": чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине | "День России" - праздничная программа |
Конструирование из снега | Конструирование крепости | Конструирование города "Город чудный, город древний!" |
Игровая деятельность | Эстафета «Сильные, смелые, ловкие» | Игровая викторина "Моя Москва" |
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. (слайд № 14) Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города. В детском саду во второй половине дня организованы кружки для детей старшей и подготовительной к школе группе; «Самоделкин», «Краеведение», «Мастерица – золотые ручки», «Буратино», «Прикладное искусство» при взаимодействии с руководителями Детско –Юношеский Центра Творчества, Станцией Детско – Юношеского Туризма и Экскурсии, МУ «Миньярским историко – краеведческим музеем» также решаются в играх, в труде, в быту.
2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:
- создавать с детьми более объёмные модульные изделия.
- разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
- подготовить консультации для родителей.
- Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.
Художественная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в технике оригами из бумажного материала) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую). Материалов для художественного творчества можно использовать разной фактуры, разного размера и разного цвета, нужно только развитие фантазии, увлеченность, терпение и трудолюбие. Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Е.С. Бабунова Наш дом – Южный Урал. Г. Челябинск, 2005г.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Уральские промыслы. Л. Коротковских. Челябинск. 2003г.
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
- Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. Г. Вилинбахов. Челябинск. 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы фор...
Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении
Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении"
Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционал...
Консультация Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
Статья на тему: « Патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДОУ»
патриотическое воспитание в ДОУ....
«Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования. Понятие патриотизма многогранно по свое...