Проект "Чьи эти следы на снегу"
проект (младшая группа)
Проект проведен в группе раннего возраста
цель: расширять представление детей о окружающем мире в зимний период, дать представление о том. что на снегу предметы и следы оставляют отпечатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chi_sledy.docx | 893.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ г. ДЕДОВСК»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
143530, г. Дедовск, ул. Энергетиков, дом 15 т. (49831) 7-76-41
Краткосрочный проект в группе раннего возраста
На тему: «Чьи эти следы на снегу?»
Подготовили: Гаврилина М.И.
Крылова Е. А.
2024 г.
Паспорт краткосрочного познавательно-исследовательского проекта в группе раннего возраста «Чьи эти следы на снегу».
Тип проекта: познавательно- творческий.
Вид проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный.
Сроки реализации: 15.01.2024 по 26.02.2024г.
По профилю знаний: краткосрочный.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта: воспитатели и дети группы раннего возраста.
Средства реализации: помощь родителей.
Актуальность: На прогулке после снегопада дети увидели много следов, знакомых и нет. Их очень заинтересовало, кто оставил эти следы. Дети не смогли ответить на этот вопрос. Некоторые дети отвечали, что это кошка (собака), показывая даже на следы птиц. Решили спросить у родителей, воспитателей, детей соседней (старшей) группы. Информация была разной: и правильной и нет. Многие дети (да и взрослые) на вопрос: «Что такое следы на снегу?» отвечают, что это следы животных. Этот однозначный ответ привел к необходимости объяснить детям, что на снегу оставляют следы любые предметы, животные, птицы и человек.
Цель проекта: Дать детям представление о том, что в природе оставленные на снегу следы помогают считывать информацию о предмете или живом организме, расширить знания и представления детей об окружающем мире в зимний период; способствовать развитию познавательной активности детей.
Задачи проекта:
1.Сформировать у детей: понятие «след», как оттиск любого предмета или тела; умение рассматривать и изучать предложенные образцы; умение проводить исследование следов животных и птиц; умение определять, кому принадлежит след, куда направляется.
2.Развивать познавательную активность детей, фантазию и творчество, логическое мышление.
3.Воспитывать любовь к Родине, родному краю.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта дети узнают, что любой предмет может оставить на снегу след (отпечаток). Научатся узнавать, кому принадлежат следы, называть и доказывать свою точку зрения. Определять направление следов. Повысить познавательный и исследовательский интерес к чудесам природы.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: 1.Создание творческой группы для определения задач, исходя из возникшей проблемы.
2. Разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала. Определение цели и задач проекта. Взаимодействие со специалистами детского сада для оказания помощи в организации спортивного праздника, прослушивания музыкальных произведений, рисования следов на бумаге.
3. Информирование родителей о предстоящем проекте. Оформление рекомендаций по проекту.
4. Совместная деятельность родителей и детей по исследованию следов на снегу на дворовой территории и в парках города. Основной: Формы и методы реализации проекта: - эксперименты и исследовательская деятельность; - наблюдения; - беседы; - рисование, лепка; - рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий по теме «Следы на снегу»; - самостоятельная художественная деятельность; - дидактические игры, настольные игры, народные игры.
Заключительный: - игра-путешествие «Угадай, чьи следы»; - развлечение «Угадай, чей след» - альбом «следы на снегу» (совместные работы детей и родителей; детей и воспитателя; работы детей во время самостоятельной деятельности); - презентация проекта.
Мероприятия реализации проекта: Познавательное развитие. Беседа «Зимующие и перелетные птицы». Дать представление о жизни животных в зимнее время. Учить рассматривать иллюстрации и фото местообитаний зверей, рассуждать об их особенностях. Беседа «Кто как зимует. Питание животных зимой» Формировать у детей представления о приспособлении животных к зимним холодам. Познакомить детей с особенностями питания животных в зимнее время. Воспитывать бережное отношение к животному миру.
Беседа «Как человек помогает животным зимой». Формировать у детей представления о деятельности лесника и лесничества в зимнее время. Воспитывать бережное отношение к животному миру.
Образовательная деятельность «Жизнь животных в зимнее время» Формировать представления детей об условиях обитания диких животных. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы: «Кто эти звери и птицы», «Кто наследил, «Мамы и детеныши», «Кто чем питается?»
Художественно-эстетическое развитие Лепка (пластилин): «Лисичка». Продолжать формировать представления у детей о строении животных. Развивать память, мышление, внимание, волевые процессы, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат. Воспитывать бережное отношение к жителям леса.
Рисование: «Следы на снегу» (НОД и прогулки) Показать и научить рисовать следы на снегу (бумаге), используя нетрадиционную технику. Развивать наблюдательность и познавательные интересы. Формировать способность к самостоятельному поиску способов выполнения задания.
Самостоятельная художественная деятельность. развивать наблюдательность и познавательный интерес детей, стремление к самостоятельному поиску способов решения задач. Дети самостоятельно изображают следы (отпечатки) животных, птиц, человека, машин, опираясь на рисунки и фотографии следов (отпечатков). Используют раскраски и трафареты
Чтение художественной литературы. В. Бианки «Чьи это ноги?», «По следу» Н. Сладков «Нечеловеческие шаги», «Заяц в штанах», «Кто в моем доме живет?», «Разговор медведя и сороки» М. Пришвин «Ёж»
Социально-коммуникативное развитие. Формировать коммуникативные навыки: стремление к дружелюбию по отношению к окружающему миру; развивать умения сопереживать, сочувствовать; поддерживать доброжелательное отношение в играх. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику, координацию движений руки.
- Эксперименты: «Следы машин», «Ангелы», «Здесь был Я», «Чьи это следы?», «Куда ведут следы?», «Динозавры», «Кто прилетал на кормушку?»
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Кто бежал?», «Куда ведут следы?», «Времена года», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Найди лишнее»
- Настольная игра «Чей хвост».
- Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Волк и зайцы», «У медведя во бору»
- Игра-путешествие «Путешествие в лес»
- Развлечение «Найди свой след»
Выводы: дети могут: - Рассказать о месте зимовья медведя, волка, лисы, зайца.
- Изображать следы кошки и птиц на листе бумаги и на снегу.
- Рассуждать о направлении исследуемых следов и определять их принадлежность и направление.
Список использованной литературы:
Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 2008, № 12, с.132
. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред. П.Г. Саморкутовой.- М., просвещение, 2008, с.42, 74
. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 2008, № 2, с.19-21
. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 2007, с.86
. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2009. - 100 с. - 8 п.л.
. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр "Академия", 2011. - 121 с. - 14 п.л.
. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006. - 32 с. - 2,5 п.л.
. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М.,2011, 9. - С. 6-11
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия в группе раннего возраста
«Следы на снегу».
Цель:
Заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, создать радостное настроение от занятия.
Задачи:
Образовательные:
1. Поговорить с детьми о времени года зима и его признаках.
2. Продолжать знакомить детей с животными, которые живут в лесу, их повадках и отличительных признаков.
3. Продолжать формировать умение слушать стихи.
4. Активизировать речь детей. Закрепить умения отвечать на вопросы
воспитателя.
Развивающие:
1. Развивать мышление.
2. Развивать умение работать с красками.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо.
2. Воспитывать интерес и положительное отношение к художественному творчеству.
Предварительная работа: Наблюдение за погодой на прогулках с детьми. Рассматривание иллюстраций на тему «Зима».
Ход занятия:
Воспитатель сажает детей на стульчики полукругом.
Воспитатель – Дети, сейчас я вам прочитаю загадку, попробуйте ее отгадать.
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
Воспитатель -Правильно дети –это зима! А что у нас зимой бывает? Какая погода? (ответы детей)
-Зимой холодно! (показываем движения руками, обнимаем себя)
-Зимой дует ветер! (показываем, как дует ветер)
-Метель завывает! (произнесение звука < У>на одном выдохе)
-Идет снег! (показываем, как падают снежинки, плавные движения руками сверху вниз)
-Молодцы! Всё знаете про зиму!
Воспитатель -Ребята, а вы любите гулять зимой? (ответы детей)
-А давайте с вами сходим на прогулку в зимний лес!
Воспитатель встает и зовет детей за собой на прогулку, читает стих:
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!
(Подходим к столу, на котором лежит лист ватмана).
Воспитатель -Вот мы и пришли на лесную полянку.
-Посмотрите, как красиво в лесу зимой. Вся полянка белая-белая. Елочки стоят красивые.
- Какого цвета елочки? (ответы детей)
-Правильно! Зеленого!
-Эта елочка какая по размеру? (ответы детей)
-Эта елочка большая!
-А эта елочка какая? (ответы детей)
-А эти елочки маленькие.
-Каких елочек больше? (ответы детей)
-Правильно дети! Маленьких елочек много, а большая елочка одна!
-Дети, посмотрите, а чьи это следы на полянке? (ответы детей)
-Давайте посмотрим, куда ведут эти следы?
Воспитатель пальчиками ходит по следам. Следы приводят к платочку, под которым прячется зайчик.
Воспитатель – Дети, посмотрите какой большой сугроб. Кто же там спрятался?
Вот сугроб. -А что внутри?
-Если хочешь, посмотри! -
Посмотрел, а там зайчишка,
Спрятался наш шалунишка!
Воспитатель поднимает платочек.
- Посмотрите дети, это же зайчик!
-Здравствуй заинька
- А что же ты тут сидишь в сугробе? Дети, как вы думаете, почему зайка спрятался? (ответы детей)
Зайчик –Здравствуйте ребята! Я играл на лесной полянке и тут услышал, что кто-то идет, я подумал, что это лиса, вот я и спрятался.
Воспитатель – Нет зайчик, это детки пришли в лес погулять. Дети у нас хорошие. Они тебя не обидят.
Зайчик – Я очень рад встречи с такими хорошими детьми!
Воспитатель – Зайка, а давай поиграем. Дети очень любят играть! Дети, вы хотите поиграть с зайкой? (ответы детей)
(Воспитатель проводит с детьми подвижную игру «Зайка»)
Воспитатель – Молодцы дети! Молодец зайка!
Зайка – Ой, я слышу, что кто-то идет! Ой как страшно!
Воспитатель – Дети, давайте спрячем зайку в сугроб!
Воспитатель накрывает зайку платком.
Воспитатель достает игрушку – лисичку.
Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет!
Лиса – Кто это тут в лесу гуляет? Кто это тут шумит?
Воспитатель – Никто здесь не шумит! Это детки пришли в лес погулять.
Лиса- А может быть дети скажут лисичке, где спрятался зайка?
Воспитатель – Нет, лисичка, дети не скажут тебе, где зайка. Дети не дадут тебе маленького зайку обижать. Уходи лиса прочь! Правильно дети? (ответы детей)
Лиса – Ой-ой-ой, ну и не надо, уйду я от вас!
Воспитатель- Иди лисичка, иди!
Воспитатель убирает игрушку лисы.
Воспитатель –Зайка, выходи. Не бойся! Дети, позовите зайку.
Воспитатель снимает с зайчика платочек.
Воспитатель
– Зайка, а что же ты такой грустный?
Зайка – Вот вы сейчас уйдете, а лисичка по моим следам меня и найдет, ой как страшно!
Воспитатель – Дети, надо зайке помочь! Что же нам делать? (ответы детей)
- А давайте нарисуем много-много следов, и тогда лиса не сможет найти следы зайчика!
На середину стола воспитатель ставит блюдечко с голубой краской. Предлагает детям обмакнуть пальчик в краску и походить пальчиком по лесной полянке, чтобы нарисовать много-много следов и запутать лису.
Воспитатель
– Посмотрите дети, как много следов мы нарисовали!
-Теперь лиса ни за что не сможет найти, где же прячется зайка! -Какие вы все молодцы! (хлопаем в ладоши)
Зайка – Спасибо дети за помощь!
Воспитатель – И тебе зайка спасибо за игры на лесной полянке! А теперь нам пора возвращаться в детский сад! До свидания заинька!
Зайка
– До свидания
Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста
«Зимняя полянка»
Задачи: расширять знания детей о нетрадиционных техниках рисования;
расширять представления детей о диких животных на примере зайца;
развивать у детей умение играть в подвижные игры простого содержания с
минимальными правилами; формировать умение отвечать на простейшие
вопросы; воспитывать интерес к живой природе.
Демонстрационный материал: игрушечный заяц, заячьи следы из бумаги,
акварельная краска.
Раздаточный материал: игрушка-заяц, гуашь белого цвета, тонированный
лист бумаги с нарисованными силуэтами елки, салфетка, кисть, подставка
под кисть, вода в баночке.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на зимнюю картинку.
Дети рассматривают деревья, дорожки, сугробы. Воспитатель напоминает
детям что на прогулке они на дорожках видели следы птиц, и сами оставляли
их на снегу, узорами. На ковре появляется лист тонированной бумаги с
темными следами – отпечатками.
Воспитатель заинтересовывает детей находкой.
- Что это, ребята? Да, это похоже на следы. Это следы зайца. Давайте пойдем
по ним и посмотрим, куда они нас приведут.
Физкультурная пауза – шагалка.
Дети находят за стульчиком зайца – игрушку.
Дети обследуют игрушку. Называют игрушку по всем признакам – мягкая
шубка, белая. Называют части тела.
Воспитатель обращается к игрушке:
- Зайка, а как ты у нас оказался?
- Я убежал от лисы, оставил следы на снегу и теперь боюсь, что лиса меня по
ним найдет!
- Успокойся, Зайка. Мы сможем тебе помочь! Ребята, как поможем Зайке?
Наверное, мы нарисуем много –много следов на снегу и таким образом
запутаем лису, и она не найдет зайчика!
- На ваших листах следов пока нет… а краска есть! Вспомните, ребята, чем
можно рисовать? Правильно, пальцами! Только сегодня я вам покажу новы
способ – согнутым пальчиком! Сгибаю палец, окунаю его в краску и
примакиваю к листу бумаги, следов должно быть много! По всему листу! По
окончании я обязательно вытру руки влажной салфеткой!
Дети приступают к работе, воспитатель оказывает им необходимую помощь,
поощряет самостоятельность и выполнение задания.
После окончания работы воспитатель предлагает выложить все работы на
ковре, анализируя их, обращает внимание на то, что следы получились очень
похожие, их много и это поможет запутать лису.
Заяц благодарит детей и радостный убегает обратно в лес.
Наблюдение на прогулке «Чьи следы?»
Цель: расширять знания детей о следах на снегу, рассматривая следы на снегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Следы на снегу
Конспект занятия в подготовительной группе...
Следы на снегу
Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Деятельность по рисованию является одновременно и работой по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ве...
Проект "Следы на снегу" по экологическому воспитанию
К работе над этим проектом очень хорошо привлечь родителей, особенно интересен он будет для пап....
Открыто занятие для первой младшей группы по области художественное творчество и коммуникация . Тема: "Следы на снегу"
Цель - развитие интереса детей к активному общению с взрослым и изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования Задачи:КоммуникацияРазвитие своб...
Дидактическая игра "Кто оставил следы на снегу"
Игровая задача: Соотнесение животных с отпечатками лап(ног). Наблюдение в природе -рассматривание следов птиц и домашних животных....
«Следы на снегу» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы
«Следы на снегу».ОО «Художественно-эстетическое развитие»Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель:Заинтересовать детей, вызва...