Проект "Чьи эти следы на снегу"
проект (младшая группа)

Гаврилина Марина Ивановна

Проект проведен в группе раннего возраста

цель: расширять представление детей о окружающем мире в зимний период, дать представление о том. что на снегу  предметы и следы оставляют отпечатки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chi_sledy.docx893.57 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ г. ДЕДОВСК»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

143530, г. Дедовск, ул. Энергетиков, дом 15                                               т. (49831) 7-76-41

Краткосрочный проект в группе раннего возраста

На тему: «Чьи эти следы на снегу?»

Подготовили: Гаврилина М.И.

Крылова Е. А.

2024 г.

Паспорт краткосрочного познавательно-исследовательского проекта в группе раннего возраста  «Чьи эти следы на снегу».

 

Тип проекта: познавательно- творческий.

Вид проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный.

Сроки реализации: 15.01.2024 по 26.02.2024г.

По профилю знаний: краткосрочный.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники проекта: воспитатели и дети группы раннего возраста.

Средства реализации: помощь родителей.

Актуальность: На прогулке после снегопада дети увидели много следов, знакомых и нет. Их очень заинтересовало, кто оставил эти следы. Дети не смогли ответить на этот вопрос. Некоторые дети отвечали, что это кошка (собака), показывая даже на следы птиц. Решили спросить у родителей, воспитателей, детей соседней (старшей) группы. Информация была разной: и правильной и нет. Многие дети (да и взрослые) на вопрос: «Что такое следы на снегу?» отвечают, что это следы животных. Этот однозначный ответ привел к необходимости объяснить детям, что на снегу оставляют следы любые предметы, животные, птицы и человек.

Цель проекта: Дать детям представление о том, что в природе оставленные на снегу следы помогают считывать информацию о предмете или живом организме, расширить знания и представления детей об окружающем мире в зимний период; способствовать развитию познавательной активности детей.

 

Задачи проекта: 

1.Сформировать у детей: понятие «след», как оттиск любого предмета или тела; умение рассматривать и изучать предложенные образцы; умение проводить исследование следов животных и птиц;  умение определять, кому принадлежит след, куда направляется.

2.Развивать познавательную активность детей, фантазию и творчество, логическое мышление.

3.Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Ожидаемый результат: 

В результате реализации проекта дети узнают, что любой предмет может оставить на снегу след (отпечаток). Научатся узнавать, кому принадлежат следы, называть и доказывать свою точку зрения. Определять направление следов. Повысить познавательный и исследовательский интерес к чудесам природы.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный: 1.Создание творческой группы для определения задач, исходя из возникшей проблемы.

2. Разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала. Определение цели и задач проекта. Взаимодействие со специалистами детского сада для оказания помощи в организации спортивного праздника, прослушивания музыкальных произведений, рисования следов на бумаге.

3. Информирование родителей о предстоящем проекте. Оформление рекомендаций по проекту.

4. Совместная деятельность родителей и детей по исследованию следов на снегу на дворовой территории и в парках города. Основной: Формы и методы реализации проекта: - эксперименты и исследовательская деятельность; - наблюдения; - беседы; - рисование, лепка; - рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий по теме «Следы на снегу»; - самостоятельная художественная деятельность; - дидактические игры, настольные игры, народные игры.

Заключительный: - игра-путешествие «Угадай, чьи следы»; - развлечение «Угадай, чей след» - альбом «следы на снегу» (совместные работы детей и родителей; детей и воспитателя; работы детей во время самостоятельной деятельности); - презентация проекта.

Мероприятия реализации проекта: Познавательное развитие. Беседа «Зимующие и перелетные птицы».  Дать представление о жизни животных в зимнее время. Учить рассматривать иллюстрации и фото местообитаний зверей, рассуждать об их особенностях.  Беседа «Кто как зимует. Питание животных зимой»  Формировать у детей представления о приспособлении животных к зимним холодам.  Познакомить детей с особенностями питания животных в зимнее время. Воспитывать бережное отношение к животному миру.

Беседа «Как человек помогает животным зимой». Формировать у детей представления о деятельности лесника и лесничества в зимнее время. Воспитывать бережное отношение к животному миру.

 Образовательная деятельность «Жизнь животных в зимнее время»           Формировать представления детей об условиях обитания диких животных. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

 Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы: «Кто эти звери и птицы», «Кто наследил, «Мамы и детеныши», «Кто чем питается?»

Художественно-эстетическое развитие  Лепка (пластилин): «Лисичка».  Продолжать формировать представления у детей о строении животных. Развивать память, мышление, внимание, волевые процессы, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат. Воспитывать бережное отношение к жителям леса.

Рисование: «Следы на снегу» (НОД и прогулки)  Показать и научить рисовать следы на снегу (бумаге), используя нетрадиционную технику. Развивать наблюдательность и познавательные интересы.  Формировать способность к самостоятельному поиску способов выполнения задания.

 Самостоятельная художественная деятельность.  развивать наблюдательность и познавательный интерес детей, стремление к самостоятельному поиску способов решения задач. Дети самостоятельно изображают следы (отпечатки) животных, птиц, человека, машин, опираясь на рисунки и фотографии следов (отпечатков). Используют раскраски и трафареты

 Чтение художественной литературы. В. Бианки «Чьи это ноги?», «По следу» Н. Сладков «Нечеловеческие шаги», «Заяц в штанах», «Кто в моем доме живет?», «Разговор медведя и сороки» М. Пришвин «Ёж»

Социально-коммуникативное развитие. Формировать коммуникативные навыки: стремление к дружелюбию по отношению к окружающему миру; развивать умения сопереживать, сочувствовать; поддерживать доброжелательное отношение в играх.  Развивать наблюдательность, познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику, координацию движений руки.

- Эксперименты: «Следы машин», «Ангелы», «Здесь был Я», «Чьи это следы?», «Куда ведут следы?», «Динозавры», «Кто прилетал на кормушку?»

- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Кто бежал?», «Куда ведут следы?», «Времена года», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Найди лишнее»

- Настольная игра «Чей хвост».

- Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Волк и зайцы», «У медведя во бору»

-  Игра-путешествие «Путешествие в лес»

- Развлечение «Найди свой след»

 

Выводы: дети могут: - Рассказать о месте зимовья медведя, волка, лисы, зайца.

- Изображать следы кошки и птиц на листе бумаги и на снегу.

- Рассуждать о направлении исследуемых следов и определять их принадлежность и направление.

Список использованной литературы:

Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 2008, № 12, с.132

. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред. П.Г. Саморкутовой.- М., просвещение, 2008, с.42, 74

. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 2008, № 2, с.19-21

. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 2007, с.86

. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2009. - 100 с. - 8 п.л.

. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр "Академия", 2011. - 121 с. - 14 п.л.

. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 2006. - 32 с. - 2,5 п.л.

. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М.,2011, 9. - С. 6-11

 

                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                              

Конспект занятия в группе раннего возраста

«Следы на снегу».

Цель:

Заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, создать радостное настроение от занятия.

Задачи:

Образовательные:

1. Поговорить с детьми  о времени года зима и его признаках.

2. Продолжать знакомить  детей с животными, которые живут в лесу, их повадках и отличительных признаков.

3. Продолжать формировать умение слушать стихи.

4. Активизировать речь детей. Закрепить умения отвечать на вопросы

воспитателя.

Развивающие:

1. Развивать мышление.

2. Развивать умение работать с красками.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо.

2. Воспитывать интерес и положительное отношение к художественному творчеству.

Предварительная работа: Наблюдение за погодой на прогулках с детьми. Рассматривание иллюстраций на тему «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель сажает детей на стульчики полукругом.

Воспитатель – Дети, сейчас я вам прочитаю загадку, попробуйте ее отгадать.

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зима)

Воспитатель -Правильно дети –это зима! А что у нас зимой бывает? Какая погода? (ответы детей)

-Зимой холодно! (показываем движения руками, обнимаем себя)

-Зимой дует ветер! (показываем, как дует ветер)

-Метель завывает! (произнесение звука < У>на одном выдохе)

-Идет снег(показываем, как падают снежинки, плавные движения руками сверху вниз)

-Молодцы! Всё знаете про зиму!

Воспитатель -Ребята, а вы любите гулять зимой? (ответы детей)

-А давайте с вами сходим на прогулку в зимний лес!

Воспитатель встает и зовет детей за собой на прогулку, читает стих:

Свежий воздух малышам

Нужен и полезен!

Очень весело гулять нам!

И никаких болезней!

(Подходим к столу, на котором лежит лист ватмана).

Воспитатель -Вот мы и пришли на лесную полянку.

-Посмотрите, как красиво в лесу зимой. Вся полянка белая-белая. Елочки стоят красивые.

- Какого цвета елочки? (ответы детей)

-Правильно! Зеленого!

-Эта елочка какая по размеру? (ответы детей)

-Эта елочка большая!

-А эта елочка какая? (ответы детей)

-А эти елочки маленькие.

-Каких елочек больше? (ответы детей)

-Правильно дети! Маленьких елочек много, а большая елочка одна!

-Дети, посмотрите, а чьи это следы на полянке(ответы детей)

-Давайте посмотрим, куда ведут эти следы?

Воспитатель пальчиками ходит по следамСледы приводят к платочку, под которым прячется зайчик.

Воспитатель – Дети, посмотрите какой большой сугроб. Кто же там спрятался?

Вот сугроб. -А что внутри?

-Если хочешь, посмотри! -

Посмотрел, а там зайчишка,

Спрятался наш шалунишка!

Воспитатель поднимает платочек.

- Посмотрите дети, это же зайчик!

-Здравствуй заинька

- А что же ты тут сидишь в сугробе? Дети, как вы думаете, почему зайка спрятался? (ответы детей)

Зайчик –Здравствуйте ребята! Я играл на лесной полянке и тут услышал, что кто-то идет, я подумал, что это лиса, вот я и спрятался.

Воспитатель – Нет зайчик, это детки пришли в лес погулять. Дети у нас хорошие. Они тебя не обидят.

Зайчик – Я очень рад встречи с такими хорошими детьми!

Воспитатель – Зайка, а давай поиграем. Дети очень любят играть! Дети, вы хотите поиграть с зайкой? (ответы детей)

(Воспитатель проводит с детьми подвижную игру «Зайка»)

Воспитатель – Молодцы дети! Молодец зайка!

Зайка – Ой, я слышу, что кто-то идет! Ой как страшно!

Воспитатель – Дети, давайте спрячем зайку в сугроб!

Воспитатель накрывает зайку платком.

Воспитатель достает игрушку – лисичку.

Повстречалась мне лиса

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет!

Лиса – Кто это тут в лесу гуляет? Кто это тут шумит?

Воспитатель – Никто здесь не шумит! Это детки пришли в лес погулять.

Лиса- А может быть дети скажут лисичке, где спрятался зайка?

Воспитатель – Нет, лисичка, дети не скажут тебе, где зайка. Дети не дадут тебе маленького зайку обижать. Уходи лиса прочь! Правильно дети? (ответы детей)

Лиса – Ой-ой-ой, ну и не надо, уйду я от вас!

Воспитатель- Иди лисичка, иди!

Воспитатель убирает игрушку лисы.

Воспитатель –Зайка, выходи. Не бойся! Дети, позовите зайку.

Воспитатель снимает с зайчика платочек.

Воспитатель

– Зайка, а что же ты такой грустный?

Зайка – Вот вы сейчас уйдете, а лисичка по моим следам меня и найдет, ой как страшно!

Воспитатель – Дети, надо зайке помочь! Что же нам делать? (ответы детей)

- А давайте нарисуем много-много следов, и тогда лиса не сможет найти следы зайчика!

На середину стола воспитатель ставит блюдечко с голубой краской. Предлагает детям обмакнуть пальчик в краску и походить пальчиком по лесной полянке, чтобы нарисовать много-много следов и запутать лису.

Воспитатель

– Посмотрите дети, как много следов мы нарисовали!

-Теперь лиса ни за что не сможет найти, где же прячется зайка! -Какие вы все молодцы! (хлопаем в ладоши)

Зайка – Спасибо дети за помощь!

Воспитатель – И тебе зайка спасибо за игры на лесной полянке! А теперь нам пора возвращаться в детский сад! До свидания заинька!

Зайка

– До свидания

C:\Users\Lenovo\Downloads\GridArt_20240211_194520197.jpg                     C:\Users\Lenovo\Downloads\GridArt_20240211_194548339.jpg

 

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста

«Зимняя полянка»

Задачи: расширять знания детей о нетрадиционных техниках рисования;

расширять представления детей о диких животных на примере зайца;

развивать у детей умение играть в подвижные игры простого содержания с

минимальными правилами; формировать умение отвечать на простейшие

вопросы; воспитывать интерес к живой природе.

Демонстрационный материал: игрушечный заяц, заячьи следы из бумаги,

акварельная краска.

Раздаточный материал: игрушка-заяц, гуашь белого цвета, тонированный

лист бумаги с нарисованными силуэтами елки, салфетка, кисть, подставка

под кисть, вода в баночке.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на зимнюю картинку.

Дети рассматривают деревья, дорожки, сугробы. Воспитатель напоминает

детям что на прогулке они на дорожках видели следы птиц, и сами оставляли

их на снегу, узорами. На ковре появляется лист тонированной бумаги с

темными следами – отпечатками.

Воспитатель заинтересовывает детей находкой.

- Что это, ребята? Да, это похоже на следы. Это следы зайца. Давайте пойдем

по ним и посмотрим, куда они нас приведут.

Физкультурная пауза – шагалка.

Дети находят за стульчиком зайца – игрушку.

Дети обследуют игрушку. Называют игрушку по всем признакам – мягкая

шубка, белая. Называют части тела.

Воспитатель обращается к игрушке:

- Зайка, а как ты у нас оказался?

- Я убежал от лисы, оставил следы на снегу и теперь боюсь, что лиса меня по

ним найдет!

- Успокойся, Зайка. Мы сможем тебе помочь! Ребята, как поможем Зайке?

Наверное, мы нарисуем много –много следов на снегу и таким образом

запутаем лису, и она не найдет зайчика!

- На ваших листах следов пока нет… а краска есть! Вспомните, ребята, чем

можно рисовать? Правильно, пальцами! Только сегодня я вам покажу новы

способ – согнутым пальчиком! Сгибаю палец, окунаю его в краску и

примакиваю  к листу бумаги, следов должно быть много! По всему листу! По

окончании я обязательно вытру руки влажной салфеткой!

Дети приступают к работе, воспитатель оказывает им необходимую помощь,

поощряет самостоятельность и выполнение задания.

После окончания работы воспитатель предлагает выложить все работы на

ковре, анализируя их, обращает внимание на то, что следы получились очень

похожие, их много и это поможет запутать лису.

Заяц благодарит детей и радостный убегает обратно в лес.

C:\Users\Lenovo\Downloads\InCollage_20240211_195129200.jpg

C:\Users\Lenovo\Downloads\InCollage_20240211_195222561.jpg       C:\Users\Lenovo\Downloads\InCollage_20240211_195301493.jpg

 Наблюдение на прогулке «Чьи следы?»

Цель: расширять знания детей о следах на снегу, рассматривая следы на снегу.

C:\Users\Lenovo\Downloads\InCollage_20240211_195443995.jpg

C:\Users\Lenovo\Downloads\GridArt_20240211_194407325.jpg                        C:\Users\Lenovo\Downloads\GridArt_20240211_194434174.jpg

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Следы на снегу

Конспект занятия в подготовительной группе...

Следы на снегу

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Деятельность по рисованию является одновременно и работой по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ве...

Проект "Следы на снегу" по экологическому воспитанию

К работе над этим проектом очень хорошо привлечь родителей, особенно интересен он будет для пап....

Открыто занятие для первой младшей группы по области художественное творчество и коммуникация . Тема: "Следы на снегу"

Цель - развитие интереса детей к активному общению с взрослым и изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования Задачи:КоммуникацияРазвитие своб...

Дидактическая игра "Кто оставил следы на снегу"

Игровая задача: Соотнесение животных с отпечатками лап(ног). Наблюдение в природе -рассматривание следов птиц и домашних животных....

«Следы на снегу» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы

«Следы на снегу».ОО «Художественно-эстетическое развитие»Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель:Заинтересовать детей, вызва...