Деловая игра "Приобщение дошкольников к русской народной культуре"
картотека

Елена Викторовна Лихачева

О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Деловая игра

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Уважаемые педагоги!

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Д.С. Лихачев

О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Но глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Каким образом необходимо приобщать ребёнка дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, игры и т.д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В – четвёртых, взаимодействовать вместе с семьей. Основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья.

Цели и задачи деловой игры.

Цель:

- Развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре.

Задачи: - -Создать развивающую среду, пробуждающую душу ребенка, воспитывающую в нем чувство красоты, любознательности, любви к родной культуре; - Приобщить детей к традициям народной культуры, знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской народной культуры; - Широко использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.);

- Создать партнёрские отношения с семьёй по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Сейчас я хочу предложить вам мозговой штурм-разминку: выполните задание Узнайте по иллюстрации потешку, сказку, былину.

Следующее задание: Педагогический тренинг

(ответы: 1 щелчок)

1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности? (необходимо донести до сознания наших детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, которая отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков).

3. Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой. (Создание атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.), знакомство с народным искусством и русскими народными играми, проведение традиционных народных праздников, проведение систематических интегрированных занятий-игр).

4. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (праздники народного календаря, народные игры, с их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки ценили домашний очаг, семью, мать и материнство. Фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он несёт в себе многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность, приобщение детей к русскому фольклору - это одно из условий воспитания детей и любви к своей Родине, к своему народу, его культуре).

Загадки на тему «Предметы русской старины».

(ответы: 1 щелчок, кадка: 2 щелчка)

Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)

Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)

В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)

Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват)

Следующий этап деловой игры – задание: Ответь на вопрос

А сейчас я попрошу аудиторию разделиться на 2 команды.

Каждой команде задаётся вопрос, к которому предлагаются 4 варианта ответа, необходимо выбрать верный.

(ответ: 2 щелчка)

В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?

1. Зимой 2. Летом 3. Осенью. 4. Весной

(В крещенские морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит соко-движения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась)

(ответ: 2 щелчка)

Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли Божьей ладонью?

1. Печь 2. Стол 3. Лавку 4. Сундук

(Божьей ладонью называли стол. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него)

(ответ: 2 щелчка)

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

1. Ель 2 Берёзу 3 Дуб 4. Иву

(Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии)

( ответ: 2 щелчка)

Как называлась специальная вставка в пройме крестьянской рубахи? .

1 Подоплёка 2 Ластовица 3 Понёва 4 Епанечка

(В пройму вшивалась ластовица: она вбирала в себя трудовой пот, а когда изнашивалась- её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи).

Теперь каждой команде я хочу предложить разгадать кроссворды.

(Раздать листы с кроссвордами).

Проверить результаты кроссворда.

В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства. Хочу поблагодарить участников деловой игры за работу, пожелать дальнейших творческих успехов в духовно нравственном воспитании наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Приобщение дошкольников к русской народной культуре".

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Педсовет-деловая игра«Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности возможно через приобщение дошкольников к народной культуре....

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Деловая игра «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Деловая игра«Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Педагогический тренинг Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?От к...

Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...