Проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)
Данный проект способствует формированию:
- эколого-краеведческих знаний, доступных пониманию дошкольника
- значимости Малой Родины в политической и экономической жизни России
- первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения
- гуманного отношения к окружающему миру, к культуре, традициям, быту родного края в процессе патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к Малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В основу патриотического воспитания в детском саду должна быть положена любовь к своему родному краю, к своей Малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания. Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Малая Родина… у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – все. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе занимают педагоги. Очень важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов Ямала относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему
гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей Малой Родины, где ребенок родился и живет, где ходит в свой любимый детский сад. Наша Родина – Ямал. В переводе с ненецкого языка это слово означает «край земли». На самом деле Ямал в настоящее время больше напоминает центр земли, где идет бурное усвоение недр и стремительное развитие экономики страны. Города и поселки, в том числе наш город Тарко-Сале, растут и развиваются. Но главное богатство Ямала – его уникальнейшая и красивейшая природа. В гармонии с ней веками живут коренные жители полуострова, которые довольны своей жизнью и, несмотря на суровый климат, не променяют ее на другую. Основные народности – ханты и ненцы - хранят из поколения в поколение свои национальные традиции. Каждый человек должен с уважением относиться к их обычаям и традициям.
Работа по ознакомлению с Малой Родиной включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего города и страны. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду. Хорошим примером совместного творчества является поисковая деятельность, результатом которой становится создание мини-музеев в ДОУ.
Системность работы по ознакомлению с Малой Родиной даёт положительный результат, питает ребенка чувством принадлежности к родному краю, чувством гармонии и красоты, чувством гордости, развивает интерес дошкольника, а значит, вызывает живой отклик в сердце маленького патриота.
Основными формами организации работы с детьми в данном направлении являются:
Используются:
– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек связь с социумом;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– работа с моделями и схемами;
– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;
– экскурсии, целевые прогулки, походы;
– беседы;
– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
– участие в городских конкурсах.
Осознавая значимость воспитания любви к Отчизне в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников, педагоги разрабатывают и успешно внедряют проектный вид деятельности по ознакомлению с Малой Родиной - Ямалом в ДОУ.
Я люблю эту землю
Бронёй ледяною одетую
Эти сопки, как волны
Мгновенно застывших морей
Я люблю этот край
И ни чуть не жалею, не сетую
Что давно он второю стал Родиной
В жизни моей!
Ненецкий поэт Пётр Нефёдов.
Педагогический проект по воспитанию любви к Малой Родине:
Аннотация.
Данный проект способствует формированию:
- эколого-краеведческих знаний, доступных пониманию дошкольника
- значимости Малой Родины в политической и экономической жизни России
- первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения
- гуманного отношения к окружающему миру, к культуре, традициям, быту родного края в процессе патриотического воспитания.
Актуальность.
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно-творческий.
По характеру содержания: культурные ценности родного города и родного края; знакомство с природой, традициями и бытом народов Крайнего Севера.
По характеру координации: открытый.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
- воспитанники старшей группы воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, социальные организации города музей.
По продолжительности: краткосрочный
Цель: Воспитание интересов и любви к Малой Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Гипотеза: Если в воспитательный процесс ввести системно организованную познавательную деятельность с элементами проблемного обучения, то это позволит создать мотивацию у детей по расширению знаний о родном крае, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Дидактические задачи:
1.Расширить представления о родном городе, крае, раскрыть роль Ямала для России.
2. Познакомить детей с достопримечательностями родного города, памятными знаками.
3. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
4. Развивать эмоционально-целостное отношение к родному краю.
5. Воспитывать любознательность и интерес к народным традициям и обычаям, культуре.
6. Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
Методические задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
2. Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
3. Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.
5. Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.
6. организовать выставки рисунков и фотовыставки.
Ожидаемые результаты:
1.Пробуждение познавательного интереса к родному краю.
2. Формирование чувства национального достоинства и ответственности.
3. Расширение кругозора детей через экскурсии в общественно-значимые учреждения родного города, общение с интересными людьми.
4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с ценностями культуры народов Крайнего Севера, традициями, достопримечательностями.
Этапы и сроки проведения.
1.Организационно-подготовительный
Анкетирование родителей и педагогов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Аналитический
Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
3. Практический
Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, создание дидактических пособий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков, участие в общественных событиях города, края.
4. Заключительный
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворённость всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Результативность.
Дети:
1. У детей появился интерес к изучению культуры родного края.
2. Сформировался необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства.
3. Пополнились знания о культурных событиях родного города, края и значимости для России.
4.Расширились знания о традициях, достопримечательностях и лучших людях нашего города.
5. Возросло желание детей изучать природу, традиции и быт народов Крайнего Севера.
Родители:
1.Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.
2. Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессу.
3. Повысилась заинтересованность к изучению культуры коренных жителей Крайнего Севера.
4. Разработаны методические рекомендации.
Педагоги:
1. Разработаны методические рекомендации для воспитателей.
2.Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
3.Обобщён опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
4. Презентация проекта ДОУ.
5. Появилось желание продолжить проектную деятельность.
Заключение
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.
Осознавая значимость формирования гражданских чувств молодого поколения, и констатируя эффективность системы работы по данному направлению, наше образовательное учреждение наметило дальнейшие перспективы работы и поиск новых форм по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Список использованной литературы
1. Виноградова Л. Дорогая моя столица //Дошкольное воспитание. – 1997. - №4.
2. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10. 3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.
4. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
6. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др.
7. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...