Инновационная эффективная технология взаимного обучения открывает новые возможности сотрудничества участников образовательных отношений в ДОУ
методическая разработка
Взаимное обучение – форма организации совместной деятельности, в соответствии с которой воспитанники, наиболее успешно овладевшие какой-либо деятельностью, занимаются со своими сверстниками под руководством педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_vzaimnogo_obucheniya_-bogdanova_reznikovaword.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная эффективная технология взаимного обучения
открывает новые возможности сотрудничества
участников образовательных отношений в ДОУ
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология сотрудничества. Технология взаимного обучения практически не изучена.
В истории европейской педагогики тенденция к взаимному обучению детей в процессе обучения прослеживается почти непрерывно от ранней античности до середины XIX в. В школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителя, но главное — надежную защиту, поддержку старшего друга.
Для автора «Великой дидактики» Я.А. Коменского (1592-1670) очевидной была необходимость одновременно учить людей чтению и письму и учиться и обучать тому, что усвоено. Именно он сформулировал принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил — обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Коменский утверждал, что преподаватель сможет эффективно работать лишь в том случае, если будет заниматься не отдельным учеником, но разделит всех учеников на группы, например на десятки, во главе каждого десятка поставит наблюдающих, а над ними в свою очередь — других, и так далее, вплоть до самого старшего. Если ученики не станут помогать друг другу, то учитель не сможет одновременно учить многих детей или будет это делать хуже, чем учитель, работающий с одним учеником, и, следовательно, нет смысла в создании массовых школ. Иными словами, сама организация массового обучения, по замыслу ее автора, предполагает взаимодействие учеников, а без него она попросту немыслима.
Применять эту технологию в ДОУ можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении.
На занятии ребята могут работать, как в группах, так и индивидуально, самостоятельно. Если педагог предпочел первую форму работы, то каждая группа в конце занятия делится элементарной оценкой и выводами.
Каждый ребёнок в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:
- совершенствуются навыки по данному материалу;
- включается в работу память;
- каждый воспитанник чувствует себя более свободно;
- несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;
- формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество способа взаимного обучения.
В школах взаимообучение использовали, чтобы развить в школьниках социальный конформизм, в других — творческую независимость. Одни педагоги организовывали взаимообучение, чтобы приблизить традиционную школу к практической жизни, к традициям многодетных семей, другие — чтобы оградить детские души от жестоких реалий мира взрослых. Взаимообучение помогло одним педагогам сделать детей предприимчивыми, инициативными, другим — послушными, управляемыми .
Какие бы ни решались задачи, важно одно: педагоги смогли из пестроты этих опытов вывести общие заключения:
- очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если педагог имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом;
- ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе — учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;
- одна из важнейших задач педагогов — организовать сотрудничество между детьми во всех сферах (игровая, трудовая и др. виды деятельности) жизни, в том числе и в учебной сфере.
Д. Джонсон и Р. Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
1) взаимозависимость членов группы;
2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность детей в группе;
4) социализация деятельности детей в группах;
5) общая оценка работы группы.
Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Исходная посылка заключается в понимании трех основополагающих принципов, выстроенных на стыке современных открытий физиологии, психологии, кибернетики, дидактики:
1) приведение в соответствие образной и логической компоненты мышления воспитанников в познавательной деятельности заданием принципа одновременности их функционирования;
2) признание равноправными компонентами содержания личностный опыт воспитанников и предметную представленность, а условием их равновесного существования считать организованное взаимодействие;
3) замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, обозначенный как параллельно-взаимный.
Суть системы взаимного обучения состоит в том, что сначала дети под руководством педагога изучают материал (стихотворение и др.), а затем, получив соответствующие инструкции, обучают других товарищей. Девиз: «Помоги другому и поймёшь сам!».
Взаимное обучение как специальная, самостоятельная система его организации не получила широкого распространения. Однако идея вызвала к жизни такую форму обучения, как работа в динамических парах (В.К. Дьяченко), где каждый обучает каждого. Отношение в паре «ребенок-учитель — ребенок-ученик» в общих чертах воспроизводит классическое детско-взрослое отношение «учитель — ученик», где учитель — это более опытный, более знающий партнер, чья главная функция — давать менее опытному партнеру готовые образцы действий и помогать новичку эти образцы усвоить и довести их воспроизведение до автоматизма.
Отношение знающего и незнающего, умелого и неумелого — это отношения, пронизывающие всю жизнь ребенка; это та форма взаимодействия, в которой ребенок осваивает львиную долю знаний, умений и навыков, в которой формируются множество человеческих способностей, прежде всего способностей к воспроизводству образцов и действий по инструкции.
Взаимообучение, благодаря которому ребенок осваивает не только детскую, но и взрослую сторону этих отношений, открывает новые потенции развития: из позиции взрослого, обучающего другого, менее знающего и менее умелого, ребенок — учитель получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия, обычно закрепленную за взрослым.
Рождение новой мысли, догадки, вопроса совершается также в ситуации сотрудничества, но это сотрудничество совершенно иного рода, отличное от несимметричного, иерархического отношения педагога и ребёнка, незнающего и знающего. Знание не только транслируется сверху вниз, от «учителя к ученику», в готовом виде; знание может быть порождено самостоятельной работой детской мысли. Естественно, ситуация порождения знания тщательно подготовлена и организована взрослым, но, вводя детей в ситуацию новой задачи, взрослый не дает им ни образцов, ни инструкций, пошагово направляющих действия детей к заранее спланированному педагогом «открытию». Специально соорганизованные действия детей, которые совместно решают новую задачу, не знают способа ее решения, но ищут его сообща, выдвигая, проверяя и уточняя самые безумные гипотезы — вот способ взаимного сотрудничества (взаимного обучения), как формы самостоятельного открытия детьми новых знаний.
Благодаря взаимообучению каждый ребенок получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции «ученика», так и с позиций «учителя», дающего образцы и помогающего сверстнику эти образцы воспроизвести.
Итак, взаимное обучение – форма организации совместной деятельности, в соответствии с которой воспитанники, наиболее успешно овладевшие какой-либо деятельностью, занимаются со своими сверстниками под руководством педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии межсубъектного взаимодействия участников образовательных отношений в процессе патриотического воспитания дошкольников.
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной п...
Инновационные коммуникационные технологии во взаимодействии участников образовательных отношений
Статья рассчитана на педагогов дошкольных учреждений, желающих повысить уровень активности родителей во взаимодействии с ДОУ при помощи инновационных коммуникационных технологий ....
Эссе на тему: "Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений"
Впервые в истории нашей культуры наше государство обратило внимание на самоценность дошкольного образования. Новый стандарт гарантирует качественное дошкольное образование....
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений...
«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».
Наиболее актуальным на сегодняшний день является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений....
"Дифференцированный подход, как способ эффективного совершенствования личности ребенка в условиях взаимодействия между участниками образовательных отношений"
ФГОС ДО выдвигает перед педагогами дошкольных организаций требования к построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, и использование в ...
Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений
Постер -технология – одна из эффективных форм взаимодействия участников образовательных отношений...