"Дифференцированный подход, как способ эффективного совершенствования личности ребенка в условиях взаимодействия между участниками образовательных отношений"
консультация по физкультуре
ФГОС ДО выдвигает перед педагогами дошкольных организаций требования к построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, и использование в образовательной деятельности форм и методов работы, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Исходя из этого, мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differintsirovannyy_podhod.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход, как способ эффективного совершенствования личности ребенка в условиях взаимодействия между участниками образовательных отношений.
ФГОС ДО выдвигает перед педагогами дошкольных организаций требования к построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, и использование в образовательной деятельности форм и методов работы, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Исходя из этого, мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
Научным основанием современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, возрастной, индивидуальный, личностно – ориентированный.
На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение реализуется на основе дифференцированного подхода, как условия личностно – ориентируемого обучения.
В условиях современного ДОУ “дифференцированный подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности.
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.
В России наиболее интенсивная разработка началась с 80 –х годов двадцатого века. Мудрик А.В., Кон И.С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования.
В настоящее время ряд ученых (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А. Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д и др,) исследуют и разрабатывают модели и технологии дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированное обучение
(дифференцированный подход в обучении) это:
- создание разнообразных условий обучения для различных образовательных групп, с целью учета особенностей их контингента;
- комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы, основанные на похожих, типичных особенностях некоторых детей. Эти подгруппы носят временный характер, они динамичные; переход из одной группы в другую осуществляется с учетом успешности развития каждого ребенка.
В разработках психологов Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. показано, что каждая личность проходит общие для всех возрастные ступени по-разному. Это приводит к возникновению индивидуальных отличий в самом процессе развития и его результатах.
В процессе дифференцированного подхода изучаем, анализируем, классифицируем различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяем стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
Поэтому целью нашей работы стало осуществление дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Вначале мы провели мониторинг физического развития и подготовленности детей. По результатам мониторинга были выявлены дети с низким, средним и высоким уровнем развития физических качеств.
Это позволило нам определить наиболее эффективные методы и приемы дифференцированного подхода в разных формах работы по физическому воспитанию дошкольников, обобщить данный опыт работы и внести коррективы, осуществить прогноз и предупредить нежелательные тенденции в физическом развитии детей.
Мониторинг дает возможность объективной оценки развития двигательных качеств, и как непрерывный процесс наблюдения за детьми, позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений.
Результаты считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.
Параллельно с мониторингом было проведено анкетирование родителей с целью получения информации о состоянии физического воспитания детей в семье, с учетом полученных данных, оказать помощь родителям в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий и определить направления психолого - медико - педагогического сопровождения семьи, с учётом имеющегося у ребёнка уровня физического развития. Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод о том, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка, но и учить их проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий в семье, через разнообразные организационные формы: семинары-практикумы, праздники по типу «Папа, мама, я - спортивная семья», открытые просмотры работы с детьми в условиях ДОУ и т.д.
Открытые физкультурные занятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
День открытых дверей в спортивном зале помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
Использование такой формы взаимодействия с семьями дошкольников даёт возможность:
- взаимное доверие и уважение между инструктором и родителями;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;
- помочь родителям ближе узнать своего ребёнка;
Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями являются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться семейным опытом, получить исчерпывающий ответ от специалистов детского сада. В ходе подобных мероприятиях имеет смысл обсуждать не только вопросы физического воспитания детей в семье, но и то, как повысить, по мнению родителей, эффективность данной работы и снизить детскую заболеваемость в дошкольном учреждении. Здесь же до родителей доносится информация об особенностях организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми. Данное взаимодействие обеспечивает тесный контакт и конструктивные взаимоотношения с родителями в вопросе укрепления здоровья дошкольников и повышает имидж дошкольного учреждения.
Физкультурные праздники способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
Каждый год в начале осени проводится тематическая «Неделя здоровья» для воспитанников всего детского сада, в рамках которой родители принимают непосредственное участие в выполнении физических упражнений со своими детьми. Подобные мероприятия позволяют настроить родителей на совместную с педагогами деятельность по оздоровлению детей средствами физкультуры, что значительно повышает эффективность работы по данному направлению.
В холодное время года проводится «Зимняя Спартакиада» для старшего дошкольного возраста, включающая элементы строя, бега, прыжков с элементами состязаний и, конечно, подвижные игры. В программу всех праздничных мероприятий, проводимых в детском саду, включаются средства физической культуры с рекреативной направленностью (тематические подвижные игры, эстафеты, игры - аттракционы, игротека, элементы видов спорта).
От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, а главное – дети. Они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих мам, пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые и смелые.
Учебное занятие по физической культуре - это основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании двигательной активности. Дети 5- 7 лет обладают развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях.
При реализации дифференцированного подхода к организации физкультурных занятий необходимо систематически осуществлять контроль за реакцией организма воспитанников на физическую нагрузку по внешним признакам утомления.
В процессе проведения занятия нагрузку можно дифференцировать следующим образом:
- изменять темп упражнений;
- изменять интервалы отдыха;
- варьировать количество повторений при выполнении физических упражнений;
- вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;
- варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Разработанный нами подход предусматривает задания, дифференцированные по величине физической нагрузки, и в соответствии с рекомендациями двигательного режима.
При организации и проведении занятий по физической культуре обязательно учитывается распределение воспитанников по группам физической подготовленности и осуществляется дифференциация допустимой нагрузки. Работу с детьми сильной группы ведёт инструктор по физической культуре, давая детям оптимальный уровень нагрузки. Воспитатель группы отслеживает состояние детей более слабой подгруппы, которые выполняют задания с учётом своих возможностей (упрощённые, более низкой интенсивности, скорости, непродолжительное время).
Также дифференцируем разные педагогические приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями. На каждом занятии решаем комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Для успешного решения оздоровительных задач следует обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.
Один из методов реализации дифференцированного подхода в процессе круговой тренировки на основе применения различных вариантов однотипных упражнений на "станциях".
Для реализации дифференцированного подхода надо распределить детей по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии физической подготовленности детей. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физического состояния.
Предлагаю несколько вариантов занятий с круговой тренировкой:
- По подгруппам. Для группы детей в 24 человека нужно подготовить 6 групп предметов по 4 каждого вида и расположить их по кругу в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц.
- Индивидуальная работа на "станциях" (например: 18 человек - 18 "станций")
- Работа в 2 круга. Здесь важное место занимает дифференцированный подход к детям. По первому кругу идут гиперактивные дети, а по второму - малоподвижные. Такой вариант дает возможность детям управлять своим поведением, появляется устойчивое внимание, качественнее выполняются упражнения. Дети становятся более спокойными. У малоподвижных детей появляется запас двигательных навыков, интерес к спорту, желание участвовать в играх. А так же улучшаются показатели основных видов движений.
- Круговая тренировка по желанию (ребенок выполняет те движения, которые хочет с учетом его двигательного запаса).
- Сюжетно-круговая тренировка представляет собой путешествие детей по придуманному мной сюжету или сказке.
- Образно-игровая тренировка, где дети входят в образ космонавта, спортсмена, моряка, пограничника.
Во всех перечисленных вариантах работа на "станциях" начинается и заканчивается по сигналу. Каждый ребенок проходит полный круг.
Таким образом, применение круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствует повышению его эффективности, что выражено в положительной динамике показателей функционального состояния и физической подготовленности дошкольников и формировании интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Дети предпочитают круговую тренировку другим формам занятий по физической культуре, а также включают сюжеты и упражнения из комплексов круговой тренировки в самостоятельную игровую и двигательную деятельность.
С целью создания условий для индивидуализации при проведении физкультурных занятий в детском саду они должны быть построены на дифференцированном использовании средств физической культуры и физической нагрузки с учётом физического развития детей. Только тесное взаимодействие и интеграция деятельности воспитателей, родителей и инструктора по физической культуре может обеспечить истинно индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Система физического воспитания дошкольного образовательного учреждения предполагает взаимосвязь всех специалистов детского сада. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиций сохранности здоровья каждого ребенка. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений, “чувство мышечной радости”, победы над своим неумением, понимание того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.
В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.
Здоровый, сильный, жизнерадостный ребенок! Что может быть прекраснее? А улыбки, не сходящие с лиц наших воспитанников, говорят о правильности выбранного нами пути в решении этой цели!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
положение...
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»...
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Настоящее Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Положение) разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образо...
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения (далее – комиссия) создается в целях урегулирования разногласий между участниками ...
«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям с целью снижения психоэмоционального напряжения....
порядок урегулирования споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
решение споров...
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения
Положениео комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений дошкольного образовательного учреждения...
- Мне нравится (1)