Консультация для педагогов "Использование природного материала в играх и поделках детей"
консультация

Голикова Светлана Михайловна

Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.                                                                                                Сенсорное развитие, которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребенка, в формировании представлений о внешних свойствах вещей, развитии процесса восприятия является важным направлением педагогической работы с дошкольниками, в формировании представлений о внешних свойствах вещей, развитии процесса восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_prirodnogo_materiala.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Родничок»

Консультация для педагогов

«Использование природного материала

 в играх и поделках детей»

Воспитатель: Голикова Светлана Михайловна

Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Сенсорное развитие, которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребенка, в формировании представлений о внешних свойствах вещей, развитии процесса восприятия является важным направлением педагогической работы с дошкольниками, в формировании представлений о внешних свойствах вещей, развитии процесса восприятия.

В ходе организации сенсорного воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС педагоги могут разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедряя в педагогический процесс инновационные технологии.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Большие возможности для сенсомоторного развития дошкольников имеют дидактические игры с природным материалом. Игра с природным материалом рано входит в жизнь ребенка. Игра помогает ребенку выражать чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т.к. именно малыши испытывают острую нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры в этом возрасте является не получение конкретного результата деятельности, а сам процесс игры. Излюбленные игры детей с песком, водой, снегом, приносящие ребенку внутренний покой и радость являются ярким примером. Эти игры полны свободы и независимости и являются пространством для бесконечного экспериментирования. Поэтому природный материал можно успешно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, знакомство с формами и фактурой предметов, развития мелкой моторики и речи поэтому. С помощью игр с природным материалом развивается память, внимание, восприятие и речи. Малыши в ходе игр с различными природными материалами и их свойствами учатся сравнить объекты и явления, выделяя признаки сходства и различия, а также приобретают умение классифицировать объекты по форме, цвету, величине, что закладывает фундамент для расширения сенсорного опыта младших дошкольников, а также приобретают умение классифицировать. Игры с природным материалом, снегом, песком, глиной, водой, травой, палочкой, ракушками, желудями, листьями, корнями растений, корнями растений, корнями растений, мхом, корой и т.д. являются не только средством формирования важных тактильных и зрительных ощущений, но и прекрасным сырьем для игры с песком позволяют узнать его свойства сухой песок — легко пересыпается из одной ёмкости в другую, влажный — позволяет лепить различные конструкции. Игры с водой помогут малышам понять, что вода принимает форму сосуда и течет. Наличие различных игрушек создает необходимые условия для разнообразной деятельности воспитанников и накопления чувственных представлений. Большую роль играет воспитатель. В процессе совместной игры с детьми педагог уточняет, изменяет состояние и свойства материалов, показывает последовательность и содержание игровых действий. Так, педагог напоминает, что песок лучше полить, потому что с мокрым песком хорошо играть. Во время поливки песка организация наблюдения за водой куда она делась, почему воды в песке не видно. Предлагая детям взять инициативу игры в свои руки, спрашивает, что можно сделать из мокрого песка. Что такое дворик, сад и огород. В строительной игре воспитатель обращает внимание на способы действий прохлопать стенки домика, чтобы они были красивыми и крепкими. Какие строительно-сюжетные игры с песком способствуют формированию ручных умений, навыков ориентироваться в расположении своей постройки в составе коллективной работы, т.е. закладываются навыки ориентировки в пространстве? При играх с песком происходит обучение детей разнообразным действиям, обогащающим сенсорный опыт детей набирать в формочки снег и изготавливать из него цветные льдинки, сделать горку из снега. В ходе игр у детей формируются представления о приемах преобразования снега, самым простым из которых считается лепка, например, лепят комочки-снежки, зайчика с ушками, морковку. Изготавливая комы для снеговика, малыши усваивают свойства влажного снега большая прочность, тяжесть и т.д. Из плодов рябины с помощью иголки и нитки можно сделать украшения бусы, браслет, из одуванчиков, осенних листьев – венки на голову. В играх с таким природным материалом детей повторяют цвет, исследуют тактильным способом различные материалы. Что происходит при совместном изготовлении гербария и картины из засушенных цветов и трав? Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения гладкий, шероховатый, острый, закругленные. Детские игры из природных материалов с ракушками, привезенные с отдыха из теплых стран, будут интересны детям. Малыши вместе с педагогами рассматривают различия морских ракушек, изготавливают и обыгрывают поделки. В ходе поделок из ракушек происходит сенсорное воспитание знакомство с различными формами. В дошкольном возрасте происходит взаимодействие с окружающей средой, которое является мощным средством сенсорного воспитания. Большую роль в структуре сенсорного воспитания дошкольников играют дидактические игры с природным материалом. Нахождение предметов по внешнему признаку (окраске, форме), в процессе которого дошкольники узнают большой объем сведений о представителях растительного мира, в процессе которого дети могут лучше различить отличительные признаки растений, создается основа для развития умения обобщать полученные впечатления; - нахождение предметов по внешнему признаку (на ощупь, на вкус). При организации дидактических игр с природным материалом основное внимание обращается на активность всех воспитанников в играх выполнение какого-либо игрового задания или роли, повторение действий другого ребенка.

Методические рекомендации для педагогов по обучению детей работе с природными материалами

1.Обеспечение активности и эмоционального настроя детей в процессе игровой деятельности с природным материалом.

2. Систематически организовывайте прогулки, экскурсии, в процессе которых наблюдайте за интересными предметами и явлениями окружающего мира, активно привлекайте воспитанников к сбору природного материала (шишки, семена клена, березы, различных цветов, засушенные травы и лепестки)

3. Храните собранный природный для детских поделок и игры аккуратно в коробках под крышками, наклеив соответствующие обозначения и разделив на ячейки для хранения мелкого материала.

4. Вместе с детьми рассматривайте, ощупывайте, обращайте внимание на оригинальность природных материалов причудливых форм (изогнутые веточки, интересные формы овощей и фруктов и т.д.)

5. В ходе изготовления детских поделок из природного материала используйте художественное слово.

6. Мастерите в присутствие детей, давайте им посильные трудовые поручения: смазать кисточкой с клеем внутреннюю часть скорлупы грецкого ореха, надеть

на нее шишку – получится грибок, с которым можно с помощью мелких игрушек разыграть различные сценки. В кусочек коры можно предложить ребенка вставить палочку, надеть на нее парус из бересты – изготовлена лодочка, которую можно пускать в таз с водой в группе, в лужи и ручейки на участке весной.

7.Поощряйте стремление детей собрать и использовать в играх и поделках природный материал различных регионов: ракушки, скорлупа грецких орехов, из теплых стран, шишки, семена из родного края.

8.Чаще планируйте в ходе совместной деятельности коллективное изготовление и обыгрывание различных коллективных композиций по мотивам сказок, водной, лесной тематики и т.д.

9. Активно привлекайте к сбору природного материала родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование природного материала в играх и поделках детей» (консультация для родителей)

Поделки из природного материала дети особенно любят, ведь их можно сотворить из того, что они сами найдут в парке, в поле, в лесу, на морском побережье или в горах. Главное – чтобы хва...

Консультация для педагогов "Использование природного материала в играх и поделках детей"

Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т. к. именно малыши испытывают острую нехватк...

Консультация для педагогов на тему: «Использование природного материала в играх и поделках детей»

Одним из важных направлений  педагогической работы с дошкольниками является сенсорное развитие,которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребёнка,в формировании представлений о внешних ...

Консультация для педагогов «Использование природного материала в играх и поделках детей»

Консультация для педагогов «Использование природного материала  в играх и поделках детей»...

Консультация для молодых воспитателей «Использование природного материала в играх и поделках детей»

Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.Одни...