Консультация для педагогов «Использование природного материала в играх и поделках детей»
консультация

Елена Ивановна Котовская

Консультация для педагогов «Использование природного материала  в играх и поделках детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование природного материала

 в играх и поделках детей»

        Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

        Одним из важных направлений педагогической работы с дошкольниками является сенсорное развитие, которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребенка, в формировании представлений о внешних свойствах вещей, развитии процесса восприятия.

        В ходе организации сенсорного воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС педагоги имеют возможность разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедряя в педагогический процесс инновационные технологии.

        Как известно, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Большие возможности для сенсомоторного развития дошкольников имеет дидактические игры с природным материалом.

        Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т.к. именно малыши испытывают острую нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры в этом возрасте является не получение конкретного результата деятельности, а сам процесс игры. Ярким примером является излюбленные игры малышей с песком, водой, снегом, приносящие ребенку внутренний покой и радость. Эти игры полны свободы и независимости и являются простором для бесконечного экспериментирования. Поэтому природный материал можно успешно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, знакомство с формами и фактурой предметов, развития мелкой моторики и речи. С помощью игр с природным материалом осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия и речи. Малыши в ходе игр с различными природными материалами и их свойствами учатся сравнить объекты и явления, выделяя признаки сходства и различия, а также приобретают умение классифицировать объекты по форме, цвету, величине, что закладывает фундамент для расширения сенсорного опыта младших дошкольников.

        Игры с природным материалом – снегом, песком, глиной, водой, травой, палочкой, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями растений, мохом, корой и т.д. являются не только средством формирования важных тактильных и зрительных ощущений, но и прекрасным сырьем для изготовления детских поделок и игр с ними.

        Игры с песком позволяют узнать его свойства: сухой песок — легко пересыпается из одной ёмкости в другую, влажный — позволяет лепить различные конструкции.

        Игры с водой подводят малышей к пониманию того, что вода принимает форму сосуда и течет.

        Наличие различных игрушек создает необходимые условия для разнообразной деятельности воспитанников и накоплению чувственных представлений. Большую роль играет участие в играх воспитателя. В процессе совместной игры с детьми педагог уточняет, изменяет состояние и свойства материалов, показывает последовательность и содержание игровых действий.

Так, педагог напоминает о том, что песок лучше полить, потому что с мокрым песком хорошо играть. Во время поливки песка организовывает наблюдение за водой: куда она делась, почему воды в песке не видно. Предлагая детям взять инициативу игры в свои руки, спрашивает, что можно сделать из мокрого песка? (дворик, сад, огород и т.д.). В ходе строительной игры воспитатель обращает внимание на способы действий: прихлопать стенки домика, чтобы они были красивыми и крепкими.

        Подобные строительно-сюжетные игры с песком способствуют формированию ручных умений, навыков ориентироваться в расположении своей постройки в составе коллективной работы, т.е. закладываются навыки ориентировки в пространстве.

        При играх с песком происходит обучение детей разнообразным действиям, обогащающим сенсорный опыт детей: набирать в формочки снег и изготавливать из него цветные льдинки, сделать горку из снега. В ходе игр у детей формируются представления о приемах преобразования снега, самым простым из которых считается лепка: например, лепят комочки-снежки, зайчика с ушками, морковку. Изготавливая комы для снеговика, малыши усваивают свойства влажного снега: большая прочность, тяжесть и т.д.

        В летнее и осеннее время при богатом выборе природного материала (желуди, шишки, веточки и т.д.) игровая деятельности младших дошкольников организуется на участке детского сада. Так, педагога дает малышам изготовленные из природного материала игрушки: цыплят, гусей, уточек, предлагает их рассмотреть и рассказывает о материалах, из которых они изготовлены. Вокруг этих птиц из найденного природного материала малыши делают заборчик для птиц, пруд, кормушки с кормом, обыгрывают постройку.

        Из природных материалов изготавливают музыкальные инструменты: с помощью пластиковых бутылок или других емкостей, наполненных косточками от вишни, черешни, арбуза, персика педагог делает шумелки. В зависимости от наполнения бутылки определенным содержимым, различается звучание шумелки.

        Из плодов рябины с помощью иголки и нитки можно сделать украшения: бусы, браслет, из одуванчиков, осенних листьев – венки на голову. В играх с таким природным материалом дети повторяют цвет, исследуют тактильным способом различные материалы. Закрепление цвета, формы происходит при совместном изготовлении гербария и картины из засушенных цветов и трав.

        Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, острый, закругленные.

        Интересны детям игры из природных материалов с ракушками, привезенными с отдыха из теплых стран. Малыши вместе с педагогами рассматривают отличия морских ракушек, изготавливают и обыгрывают поделки. В ходе поделок из ракушек происходит сенсорное воспитание: знакомство с различным формами.

        Таким образом, в  дошкольном возрасте происходит взаимодействие с окружающей средой, которое является мощным средством сенсорного воспитания.

        Большую роль в структуре сенсорного воспитания  дошкольников имеют дидактические игры с природным материалом.

        Организуя дидактические игры с природным материалом,  выдвигаются следующие игровые задачи:

- нахождение предметов по сходству (сначала с овощами и фруктами, затем - с комнатными растениями, позже - с камешками, листьями, деревьями и кустарниками и т.д., );

- нахождение предметов по словам-названиям, в процессе которого происходит закрепление в памяти детей знакомых предметов, конкретизирующих значение обобщенных слов;

- выделение отдельных признаков растений, в ходе которого дошкольники узнают большой объем сведений о представителях растительного мира, создается основа для развития умения обобщать полученные впечатления;

- узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, на запах) и называть их, решение которых позволит дошкольникам ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира;

- группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме), в ходе которых ребята закрепляют сенсорные знания, полученные ранее;

- выработка умения находить целое по части, что позволяет младшим дошкольникам научиться узнавать составные части и признаки разнообразного природного материала;

- нахождение растения по описанию взрослого, в ходе которого дети могут лучше различить отличительные признаки растений, формируется умение отлично мыслить.

        При организации дидактических игр с природным материалом основное внимание обращается на активность всех воспитанников в играх: выполнение какого-либо игрового задания или роли, повторение действий другого ребенка.          

Методические рекомендации для педагогов по обучению детей  работе с природными  материалами

1.Обеспечение активности и эмоционального настроя детей в процессе игровой деятельности с природным материалом.

2. Систематически организовывайте прогулки, экскурсии, в процессе которых наблюдайте за интересными предметами и явлениями окружающего мира, активно привлекайте воспитанников к сбору природного материала (шишки, семена клена, березы, различных цветов, засушенные травы и лепестки)

3. Храните собранный природный для детских поделок и игры аккуратно в коробках под крышками, наклеив соответствующие обозначения и разделив на ячейки для хранения мелкого материала.

4. Вместе с детьми рассматривайте, ощупывайте, обращайте внимание на оригинальность природных материалов причудливых форм (изогнутые веточки, интересные формы овощей и фруктов и т.д.)

5. В ходе изготовления детских поделок из природного материала используйте художественное слово.

6. Мастерите в присутствие детей, давайте им посильные трудовые поручения: смазать кисточкой с клеем внутреннюю часть скорлупы грецкого ореха, надеть на нее шишку – получится грибок, с которым можно с помощью мелких игрушек разыграть различные сценки. В кусочек коры можно предложить ребенка вставить палочку, надеть на нее парус из бересты – изготовлена лодочка, которую можно пускать в таз с водой в группе, в лужи и ручейки на участке весной.

7.Поощряйте стремление детей собрать и использовать в играх и поделках природный материал различных регионов: ракушки, скорлупа грецких орехов, из теплых стран, шишки, семена из родного края.

8.Чаще планируйте в ходе совместной деятельности коллективное изготовление и обыгрывание различных коллективных композиций по мотивам сказок, водной, лесной тематики и т.д.

9. Активно привлекайте к сбору природного материала родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".

Консультация для педагогов   "Использование игровых упражнений  при обучении грамоте детей  подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе. Мультимедийные презентации в детском саду с использованием компьютеров или проекционных экранов ...

Консультация для педагогов "Использование макетов в играх"

Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием с...

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных способов ручного труда у детей с ОВЗ».

Лепка-тестопластика. Изобразительная деятельность- нетрадиционные техники рисования....

Консультация для педагогов. Использование в работе игры «Волшебный сундучок» и учебно - игровое пособие «Играем в математику».

Цель: Познакомить педагогов с использование логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Использование природного материала в играх и поделках детей"

Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т. к. именно малыши испытывают острую нехватк...

Консультация для педагогов "Использование природного материала в играх и поделках детей"

Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей....