Консультация для педагогов на тему: «Использование природного материала в играх и поделках детей»
консультация (средняя группа)
Одним из важных направлений педагогической работы с дошкольниками является сенсорное развитие,которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребёнка,в формировании представлений о внешних свойствах вещей,развитии процесса восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №2 (дошкольное отделение)
Консультация для педагогов
на тему: ««Использование природного материала
в играх и поделках детей»
Подготовила: Куликова О.Е
г.Клин 18.10.2023г
«Использование природного материала
в играх и поделках детей»
Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Одним из важных направлений педагогической работы с дошкольниками является сенсорное развитие, которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребенка, в формировании представлений о внешних свойствах вещей, развитии процесса восприятия.
В ходе организации сенсорного воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС педагоги имеют возможность разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедряя в педагогический процесс инновационные технологии.
Как известно, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Большие возможности для сенсомоторного развития дошкольников имеет дидактические игры с природным материалом.
Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т.к. именно малыши испытывают острую нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры в этом возрасте является не получение конкретного результата деятельности, а сам процесс игры. Ярким примером является излюбленные игры малышей с песком, водой, снегом, приносящие ребенку внутренний покой и радость. Эти игры полны свободы и независимости и являются простором для бесконечного экспериментирования. Поэтому природный материал можно успешно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, знакомство с формами и фактурой предметов, развития мелкой моторики и речи. С помощью игр с природным материалом осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия и речи. Малыши в ходе игр с различными природными материалами и их свойствами учатся сравнить объекты и явления, выделяя признаки сходства и различия, а также приобретают умение классифицировать объекты по форме, цвету, величине, что закладывает фундамент для расширения сенсорного опыта младших дошкольников.
Игры с природным материалом – снегом, песком, глиной, водой, травой, палочкой, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями растений, мохом, корой и т.д. являются не только средством формирования важных тактильных и зрительных ощущений, но и прекрасным сырьем для изготовления детских поделок и игр с ними.
Игры с песком позволяют узнать его свойства: сухой песок — легко пересыпается из одной ёмкости в другую, влажный — позволяет лепить различные конструкции.
Игры с водой подводят малышей к пониманию того, что вода принимает форму сосуда и течет.
Наличие различных игрушек создает необходимые условия для разнообразной деятельности воспитанников и накоплению чувственных представлений. Большую роль играет участие в играх воспитателя. В процессе совместной игры с детьми педагог уточняет, изменяет состояние и свойства материалов, показывает последовательность и содержание игровых действий.
Так, педагог напоминает о том, что песок лучше полить, потому что с мокрым песком хорошо играть. Во время поливки песка организовывает наблюдение за водой: куда она делась, почему воды в песке не видно. Предлагая детям взять инициативу игры в свои руки, спрашивает, что можно сделать из мокрого песка? (дворик, сад, огород и т.д.). В ходе строительной игры воспитатель обращает внимание на способы действий: прихлопать стенки домика, чтобы они были красивыми и крепкими.
Подобные строительно-сюжетные игры с песком способствуют формированию ручных умений, навыков ориентироваться в расположении своей постройки в составе коллективной работы, т.е. закладываются навыки ориентировки в пространстве.
При играх с песком происходит обучение детей разнообразным действиям, обогащающим сенсорный опыт детей: набирать в формочки снег и изготавливать из него цветные льдинки, сделать горку из снега. В ходе игр у детей формируются представления о приемах преобразования снега, самым простым из которых считается лепка: например, лепят комочки-снежки, зайчика с ушками, морковку. Изготавливая комы для снеговика, малыши усваивают свойства влажного снега: большая прочность, тяжесть и т.д.
В летнее и осеннее время при богатом выборе природного материала (желуди, шишки, веточки и т.д.) игровая деятельности младших дошкольников организуется на участке детского сада. Так, педагога дает малышам изготовленные из природного материала игрушки: цыплят, гусей, уточек, предлагает их рассмотреть и рассказывает о материалах, из которых они изготовлены. Вокруг этих птиц из найденного природного материала малыши делают заборчик для птиц, пруд, кормушки с кормом, обыгрывают постройку.
Из природных материалов изготавливают музыкальные инструменты: с помощью пластиковых бутылок или других емкостей, наполненных косточками от вишни, черешни, арбуза, персика педагог делает шумелки. В зависимости от наполнения бутылки определенным содержимым, различается звучание шумелки.
Из плодов рябины с помощью иголки и нитки можно сделать украшения: бусы, браслет, из одуванчиков, осенних листьев – венки на голову. В играх с таким природным материалом дети повторяют цвет, исследуют тактильным способом различные материалы. Закрепление цвета, формы происходит при совместном изготовлении гербария и картины из засушенных цветов и трав.
Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, острый, закругленные.
Интересны детям игры из природных материалов с ракушками, привезенными с отдыха из теплых стран. Малыши вместе с педагогами рассматривают отличия морских ракушек, изготавливают и обыгрывают поделки. В ходе поделок из ракушек происходит сенсорное воспитание: знакомство с различным формами.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит взаимодействие с окружающей средой, которое является мощным средством сенсорного воспитания.
Большую роль в структуре сенсорного воспитания дошкольников имеют дидактические игры с природным материалом.
Организуя дидактические игры с природным материалом, выдвигаются следующие игровые задачи:
- нахождение предметов по сходству (сначала с овощами и фруктами, затем - с комнатными растениями, позже - с камешками, листьями, деревьями и кустарниками и т.д., );
- нахождение предметов по словам-названиям, в процессе которого происходит закрепление в памяти детей знакомых предметов, конкретизирующих значение обобщенных слов;
- выделение отдельных признаков растений, в ходе которого дошкольники узнают большой объем сведений о представителях растительного мира, создается основа для развития умения обобщать полученные впечатления;
- узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, на запах) и называть их, решение которых позволит дошкольникам ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира;
- группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме), в ходе которых ребята закрепляют сенсорные знания, полученные ранее;
- выработка умения находить целое по части, что позволяет младшим дошкольникам научиться узнавать составные части и признаки разнообразного природного материала;
- нахождение растения по описанию взрослого, в ходе которого дети могут лучше различить отличительные признаки растений, формируется умение отлично мыслить.
При организации дидактических игр с природным материалом основное внимание обращается на активность всех воспитанников в играх: выполнение какого-либо игрового задания или роли, повторение действий другого ребенка.
Методические рекомендации для педагогов по обучению детей работе с природными материалами
1.Обеспечение активности и эмоционального настроя детей в процессе игровой деятельности с природным материалом.
2. Систематически организовывайте прогулки, экскурсии, в процессе которых наблюдайте за интересными предметами и явлениями окружающего мира, активно привлекайте воспитанников к сбору природного материала (шишки, семена клена, березы, различных цветов, засушенные травы и лепестки)
3. Храните собранный природный для детских поделок и игры аккуратно в коробках под крышками, наклеив соответствующие обозначения и разделив на ячейки для хранения мелкого материала.
4. Вместе с детьми рассматривайте, ощупывайте, обращайте внимание на оригинальность природных материалов причудливых форм (изогнутые веточки, интересные формы овощей и фруктов и т.д.)
5. В ходе изготовления детских поделок из природного материала используйте художественное слово.
6. Мастерите в присутствие детей, давайте им посильные трудовые поручения: смазать кисточкой с клеем внутреннюю часть скорлупы грецкого ореха, надеть на нее шишку – получится грибок, с которым можно с помощью мелких игрушек разыграть различные сценки. В кусочек коры можно предложить ребенка вставить палочку, надеть на нее парус из бересты – изготовлена лодочка, которую можно пускать в таз с водой в группе, в лужи и ручейки на участке весной.
7.Поощряйте стремление детей собрать и использовать в играх и поделках природный материал различных регионов: ракушки, скорлупа грецких орехов, из теплых стран, шишки, семена из родного края.
8.Чаще планируйте в ходе совместной деятельности коллективное изготовление и обыгрывание различных коллективных композиций по мотивам сказок, водной, лесной тематики и т.д.
9. Активно привлекайте к сбору природного материала родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...

Консультация для педагогов на тему: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее з...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для педагогов на тему:«Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения».
Первоочередной задачей педагогического коллектива стоит планомерная работа по социально-личностному развитию ребенка. Успешное решение психосоциальных проблем позволяет личности обогатиться новым поло...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования природными материалами»
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

Консультация для воспитателей на тему «Коллекционирование природных материалов в детском саду»
Помощь воспитателям в создании коллекций из природного материала в детском саду...

Консультация для педагогов на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все ...

Консультация для педагогов на тему: Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
quot;Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"...