Мастер-класс «Применение технологии «Фишбоун» для развития речевой активности детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhaemye_kollegi.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Здравствуйте!
Начать свое выступление я хотела бы со слов Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Не секрет, что мы много говорим о важности раннего развития ребенка, в том числе в условиях дошкольной образовательной организации.
Возникают вопросы: всегда лишь обилие знаний помогает ребенку социализироваться в будущем? И почему так бывает, что во взрослой жизни эти люди не всегда успешны и востребованы? Для чего нужно в условиях дошкольной организации формировать функционально грамотного человека?
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В этом отличие функциональной грамотности от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
Функциональная грамотность –подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Как уже сказала Наталья Васильевна, одной из составляющих функциональной грамотности на уровне дошкольного образования является работа по формированию социально- коммуникативной грамотности и развитию речевой активности дошкольников.
В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.
Актуальность данной проблемы стимулирует нас, педагогов, на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Я хочу познакомить Вас с интересной технологией, которая называется «Фишбоун».
Технология «Фишбоун»- это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попробовать решить задачи, которые ставит педагог.
Слово «Фишбоун» в переводе с английского языка означает «рыбная кость» или «скелет рыбы».
Данная технология наиболее успешно применяется в отношении детей школьного возраста. Но мне хочется показать, как данную технологию можно адаптировать для работы с детьми дошкольного возраста.
Применяя данную технологию, мы ставим перед собой цель: развитие речи у детей дошкольного возраста с посредством применения графических схем.
При составлении наглядной графической схемы выделяется четыре основные составные части. Это голова рыбы, верхние косточки, нижние косточки и хвост. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова рыбы знаменует проблему, вопрос, которые подвергают анализу.
- Верхние косточки обозначают основные причины, которые привели к возникновению той проблемы.
- В нижних косточках называются факты, которые раскрывают причины, представленные выше.
- В хвосте рыбы указывается ответ на тот основной вопрос, который был заявлен в начале выполнения задания педагога.
На занятиях с детьми дошкольного возраста схема заполняется картинным материалом.
Технология «Фишбоун» предполагает разнообразные формы работы с детьми – эта работа может осуществляться как индивидуально, так и в подгруппах.
Давайте, попробуем с Вами поработать с технологией «Фишбоун»
Представьте, что вы все ребята 6 лет.
«Ребята, это золотая рыбка из сказки о рыбаке и рыбки, она приплыла к нам на помощь/ либо рыбка лично попросила меня разобраться, почему одни птицы улетают, а другие остаются»
В голове рыбы основной вопрос «О чем рыбка думает?» (Почему одни птицы летают, а другие плавают) - Необходимо подумать и найти подходящую картинку. (приклеивают картинку или на слайде вылетает)
На спинке рыбы нужно указать причину. Как вы дкмаете, какие причины существуют)
1. Птицам стало холодно
2. Не хватает корма
На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт. Который вытекает из причины, представленной выше
1. Птицы замерзают
2. Личинки, насекомые скрываются под снегом
3. Водоплавающие птицы лишаются возможности находится в водоемах, потому что водоемы покрываются льдом
Следовательно, какой вывод можно сделать? (что перелетные птицы не приспособлены к зимовке)
Я предлагаю вам самим освоить прием «Фишбоун» и самостоятельно решить.
Готовую схему я раздам, на листе бумаги и картинки.
Для вас стоит задача. С помощью Фишбоуна помочь составить рассказ по серии сюжетных картин на тему «Почему погибла яблоня?»
«Фишбоун» - универсальный прием технологии критического мышления, которым можно пользоваться на занятиях любого типа.
Данный прием активизирует мыслительные процессы детей, а именно стимулирует творческое мышление и развивает критическое.
Спасибо за внимание и участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ»
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ...
Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...
Мастер-класс: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии связной речи старших дошкольников посредствам музыки.Задачи:1. Представить педагогам инновационные методы и приемы дл...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий
В статье рассматриваются вопросы развития речевой активности детей дошкольного возраста с применением современных образовательных технологий....
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий"..
laquo;Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста». Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловл...