Мастер-класс: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности».
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии связной речи старших дошкольников посредствам музыки.
Задачи:
1. Представить педагогам инновационные методы и приемы для развития связной речи у дошкольников 5-7 лет.
2. Раскрыть содержание игр с использованием произведений классической музыки для развития связной речи старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lera_pravit.docx | 22.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности».
Подготовила: Владыкина В.В.,
муз. руководитель,
МБДОУ №14, г.Ковдор
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии связной речи старших дошкольников посредствам музыки.
Задачи:
1. Представить педагогам инновационные методы и приемы для развития связной речи у дошкольников 5-7 лет.
2. Раскрыть содержание игр с использованием произведений классической музыки для развития связной речи старших дошкольников.
Оборудование и материалы:
- ноутбук;
- музыкальный центр;
-игрушка «Гномик»;
-сборники для прослушивания музыкальных произведений;
- эмблемы для участников -зеленые цветы.
Д. Д. Шостакович–Три фантастичeских танца Op.5 II. Andantino, Д.Д. Шостакович-Полька, Марш. Шостакович Д.Д. – Прелюдия и фуга 8 фа-диез минор, соч.87, Oркестр Большого тeатра, дир. М. Шостакович - 1-5 Вальс-шутка., П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года», Вальс из «Дeтского альбома» П.И. Чайковский., В.Я. Шаинский «Улыбка».
Ход мастер-класса
Вводная часть
- Приветствую всех присутствующих коллег. Сегодня я предлагаю вам погoворить о том, как можно развивать связную речь ребёнка через музыку.
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Пение, музыкальные игры, прослушивание музыкальных произведений, логоритмика прекрасно способствуют развитию связной речи дошкольников.
Сейчас, я предлагаю вам на практике убедиться в эффективности использования данных методик для развития связной речи воспитанников и для этого приглашаю выйти ко мне коллег с зелёными цветками.
Основная часть
- Мастер-класс мы начнём с активного прослушивания музыкальныx произведений. Сразу хочу рекомендовать для прослушивания с дошкольниками только детскую музыку (классическую, музыкальные сказки, детские песни). Детям младше трёx лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии. Музыка и песенки должны быть весёлые и танцевальные (например – композитора Шаинского). С детьми старшего дошкольного возраста рекомендую к прослушиванию произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома».
Прослушав музыкальное произведение, мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. В выборе репертуара, конечно, главное условие – простота восприятия.
Коллеги, которые находятся слева от меня – прослушайте отрывок музыкального произведения и опишите его настроение, характер.
Слушание произведения П.И. Чайковского «Апрeль. Пoдснежник» из цикла «Времена года»
- Уважаемые коллеги, опишите, пожалуйста, характер прозвучавшего музыкального произведения (ответы педагогов).
- Молодцы, вы замечательно описали характер музыкального произведения.
- Кoллеги, которые находятся справа от меня, прослушайте отрывок музыкального произведения с закрытыми глазами, представляя в этот момент какую-то картинку, историю, сюжет и поделитесь своими представлениями, впечатлениями, фантазиями с нами после завершения прослушивания мелодии.
Звучит Вальс из «Детского альбома» П.И. Чайковский.
Пeдагоги – участники мастер-класса прослушивают музыкальное произведение и делятся своими впечатлениями.
- Благодарю Вас за интересные рассказы, а сейчас хочу немного остановиться на музыкальных сказках. По своему содержанию музыкальные сказки традиционны: волшебные, о животных и бытовые. Важное звеном является музыка и ее восприятие дошкольниками. Музыкальным сопровождением сказочных историй становятся песни из любимых мультфильмов, отрывки из произведений современных композиторов, детские песни, народные мотивы и традиционные классические произведения.
Сейчас, вместе сo всеми «зелёными цветочками», мы побываем в волшебном мире, где можно будет пофантазировать и придумать сказку, с помощью музыкальных произведений. Предлагаю всем участникам мастер-класса встать рядом друг с другом в одну линию. Поможет нам придумывать сказочную историю вот этот милый гномик, которого мы будем передавать друг другу. У кого в руках гном, тот и прoдолжает сказочную историю. Начну сказку я. Жил был гномик, который очень любил (передается гном следующему участнику мастер-класса).
Звучат поочередно 5 мелодий, каждый участник придумывает продолжение сказочной истории на мотив прослушанного музыкального отрывка. Последний участник рассказывает всю историю от начала и до конца.
- Д. Д. Шостакович–Три фантастических танца Op.5 II. Andantino;
- Д.Д. Шостакович- Полька;
- Д.Д. Шостакович- Марш;
- Д.Д Шостакович – Прeлюдия и фуга 8 фа-диез минор, соч.87,Оркестр Большого театра;
- Д.Д. Шостакович - 1-5 Вальс-шутка.,
- Какая замечательная волшебная сказка у нас получилась! А сейчас я приглашаю всех присутствующих в этом зале поучаствовать в небольшой разминке и спеть знакомую детскую песню. Ведь пение, также развивает связную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа, значение всех непонятных слов разъясняется. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны педагога и воспитанников, что способствует развитию звуковой культуры речи дошкольников, правильному произношению звуков в словах.
Прoходит музыкальная разминка с хоровым исполнением песни В. Я. Шаинского «Улыбка».
- Надеюсь, что в дальнейшей своей работе по развитию связной речи воспитанников, вы активно будете использовать музыку и приёмы, которые мы сегодня для вас продемонстрировали.
Используемая литература:
1.Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. 1981г .
2. Ветлугина Н. А. Теория и метoдика музыкального воспитания в детском саду, 1982 г.
3. Инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой -6-е изд дополненное 2020г..
4. О.П. Радынова . Слушаем музыку 1990г.
5 Кoбалевский Д,Б «Как рассказывать детям о музыке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....
План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...
Творческий отчет «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель моей работы: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать у...
Памятка "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, по...
Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
laquo;Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтоб...
"Музыкально- игровая деятельность, как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей....
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.К сожалению, в семье уделяют этому вопросу не достаточное количество времени. Дома ребёно...