Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду Консультация для педагогов .
консультация
Роль воспитателя в организации
физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
Консультация для педагогов МАДОУ Д/С 11 «Василёк»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Физическое воспитание — неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного развития личности. В обществе ведётся активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья. Первая годовая задача, реализуемая педагогическим коллективом нашего детского сада в 2021-2022 году «Формирование у участников единого образовательного пространства мотивации к регулярным занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни».
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребёнка закладываются основы здоровья. Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей.
Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, его полноценное физическое развитие и включает следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;
- достижение полноценного физического развития
- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;
- формирование широкого круга игровых действий;
- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;
- содействие формированию правильной осанки;
- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Детский организм нуждается в максимальной поддержке общего здоровья – в оздоровлении. Для этого существует комплекс оздоровительных мероприятий,
проводимых в группе раннего возраста:
- приём с осмотром, термометрией, беседой с родителями;
- дорожки здоровья для закаливания и профилактики плоскостопия;
- физкультминутки;
- прогулки (2 раза в день);
- оптимальный двигательный режим;
- музыкотерапия;
- игры с водой и песком;
- воздушные ванны;
- умывание прохладной водой.
При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребёнка.
Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.
С этой целью в нашей группе, создана развивающая среда: мягкие крупные гимнастические модули, оборудован спортивный центр, который оснащён спортивным инвентарём, в том числе и нетрадиционным (выполненный своими руками), прогулочная площадка, на которой также есть всё необходимое.
В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий со своими детьми мы проводим:
- утреннюю гимнастику;
- бодрящую гимнастику (после дневного сна);
- дорожки здоровья;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- самостоятельная двигательная активность в физкультурном центре;
- подвижные игры;
- принимаем участие в Днях здоровья;
В нашей в группе сделаны картотеки: утренней гимнастики, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.
Обязательным условием проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий является игровая форма.
Организованной формой работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:
- образовательная деятельность;
- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;
- самостоятельная двигательная деятельность детей;
- работа с семьёй.
Основным видом ОД являются физкультурные занятия. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. С целью развития и поддержания интереса детей в нашей группе используются разные формы физкультурных занятий:
- классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
- игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.);
- занятия тренировочного типа (ходьба, бег, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.);
- ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
Количество физкультурных занятий: 3 раза в неделю, из них 1 – игровое, продолжительность 10 минут. В группе раннего возраста физкультурные занятия проводит воспитатель, инструктор по физической культуре оказывает методическую помощь, музыкальный руководитель помогает в подборе музыкального сопровождения .
К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, закаливание.
Утренняя гимнастика обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 5 до 10 мин. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад. Рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии).
Подвижные игры являются важным средством физического воспитания, включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребёнка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызывают много радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, весёлую забаву, непринуждённое интересное действие с взрослым, сверстником ил со всеми вместе. Особенно широко используем подвижные игры в тёплое время года на прогулке, где детям должны быть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведении подвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как всё это быстро утомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.
Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на занятиях с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида занятия и его программным содержанием.
Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребёнку эмоциональное наслаждение. Поэтому, мы стремимся, чтобы музыка чаще звучала в нашей группе в часы досуга и самостоятельных игр детей.
Для ребёнка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций и снятие психологического напряжения также является одной из форм оздоровительных мероприятий. Задачу обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе мы решаем при помощи различных игр и манипуляций с водой и крупой, которые создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
На формирования детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждать их к совместным с детьми занятиям утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются: консультации, беседы, рекомендации для родителей.
Выявить особый интерес и способности ребёнка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание с тем, чтобы в дальнейшем продолжать занятия. Необходимо давать задание на дом, в которых больше внимания уделять приёмам и способам действий, составляющим основу техники спортивных игр и упражнений. В целом домашнее задания должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности всех детей.
Коллеги, давайте всегда помнить, для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_konsultatsiya_dlya_pedagogov_04.10.2021.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в организации
физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
Консультация для педагогов МАДОУ Д/С 11 «Василёк»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Физическое воспитание — неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного развития личности. В обществе ведётся активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья. Первая годовая задача, реализуемая педагогическим коллективом нашего детского сада в 2021-2022 году «Формирование у участников единого образовательного пространства мотивации к регулярным занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни».
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребёнка закладываются основы здоровья. Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей.
Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка, его полноценное физическое развитие и включает следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;
- достижение полноценного физического развития
- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;
- формирование широкого круга игровых действий;
- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;
- содействие формированию правильной осанки;
- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Детский организм нуждается в максимальной поддержке общего здоровья – в оздоровлении. Для этого существует комплекс оздоровительных мероприятий,
проводимых в группе раннего возраста:
- приём с осмотром, термометрией, беседой с родителями;
- дорожки здоровья для закаливания и профилактики плоскостопия;
- физкультминутки;
- прогулки (2 раза в день);
- оптимальный двигательный режим;
- музыкотерапия;
- игры с водой и песком;
- воздушные ванны;
- умывание прохладной водой.
При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребёнка.
Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений. Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её.
С этой целью в нашей группе, создана развивающая среда: мягкие крупные гимнастические модули, оборудован спортивный центр, который оснащён спортивным инвентарём, в том числе и нетрадиционным (выполненный своими руками), прогулочная площадка, на которой также есть всё необходимое.
В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий со своими детьми мы проводим:
- утреннюю гимнастику;
- бодрящую гимнастику (после дневного сна);
- дорожки здоровья;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- самостоятельная двигательная активность в физкультурном центре;
- подвижные игры;
- принимаем участие в Днях здоровья;
В нашей в группе сделаны картотеки: утренней гимнастики, пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.
Обязательным условием проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий является игровая форма.
Организованной формой работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:
- образовательная деятельность;
- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;
- самостоятельная двигательная деятельность детей;
- работа с семьёй.
Основным видом ОД являются физкультурные занятия. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. С целью развития и поддержания интереса детей в нашей группе используются разные формы физкультурных занятий:
- классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
- игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.);
- занятия тренировочного типа (ходьба, бег, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.);
- ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
Количество физкультурных занятий: 3 раза в неделю, из них 1 – игровое, продолжительность 10 минут. В группе раннего возраста физкультурные занятия проводит воспитатель, инструктор по физической культуре оказывает методическую помощь, музыкальный руководитель помогает в подборе музыкального сопровождения .
К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, закаливание.
Утренняя гимнастика обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 5 до 10 мин. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, даёт возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности. Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад. Рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии).
Подвижные игры являются важным средством физического воспитания, включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребёнка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызывают много радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, весёлую забаву, непринуждённое интересное действие с взрослым, сверстником ил со всеми вместе. Особенно широко используем подвижные игры в тёплое время года на прогулке, где детям должны быть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведении подвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как всё это быстро утомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.
Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на занятиях с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида занятия и его программным содержанием.
Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребёнку эмоциональное наслаждение. Поэтому, мы стремимся, чтобы музыка чаще звучала в нашей группе в часы досуга и самостоятельных игр детей.
Для ребёнка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций и снятие психологического напряжения также является одной из форм оздоровительных мероприятий. Задачу обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе мы решаем при помощи различных игр и манипуляций с водой и крупой, которые создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
На формирования детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждать их к совместным с детьми занятиям утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются: консультации, беседы, рекомендации для родителей.
Выявить особый интерес и способности ребёнка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание с тем, чтобы в дальнейшем продолжать занятия. Необходимо давать задание на дом, в которых больше внимания уделять приёмам и способам действий, составляющим основу техники спортивных игр и упражнений. В целом домашнее задания должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности всех детей.
Коллеги, давайте всегда помнить, для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль узких специалистов в организации работы интегративного детского сада
статья из опыта работы дошкольного учреждения по организации взаимодействия всех специалистов в воспитательно-образовательном процессе....
Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка» Доклад на педагогическом совете.Тема: «Педагогические принципы и ...
«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду"
Данный материал будет полезен воспитателям и инструкторам по физической культуре...
Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется прин...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду".
Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду....
Консультация для воспитателей на тему: "Словарная работа в детском саду"
В детском саду воспитатель формирует лексико-грамматический строй речи детей с помощью словарной работы, различных упражнений и игр. Дети осваивают лексику, которая поможет им общаться, удовлетворит и...