Статья" Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"
статья (подготовительная группа)
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя.Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в детском саду"
Театральная деятельность детей в детском саду в современном дошкольном образовательном учреждении это одно из самых эффективных способов работы с детьми, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения учись, играя. Среди направлений работы по развитию детей средствами театрализованной деятельности особое место занимает драматизация, которая вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь, влияет на нравственные ценности. Успешность реализации детской театральной деятельности зависит от взаимодействия и правильного рационального распределения содержания развивающей работы воспитателя по подготовке детей к постановке спектаклей. Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в подготовительной группе детского сада, в которой участвуют только дети и ориентирована на решение образовательных задач ФГОС ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей.
«Театр-это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
Б.М. Теплов
Данная тема была выбрана для того, чтобы активизировать творческий потенциал детей при постановке сказки и показать роль воспитателя в организации театральной деятельности. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Существует проблема, которой занимались многие педагоги и психологи: Н.Ф. Сорокина, Е. В. Мигунова,
Т. С. Григорьева. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка , снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Важность работы по организации театральной деятельности также находит свое отражение в ФГОС ДО. В документе подчеркивается, что необходимо создание таких условий, которые открывали бы возможности « для развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками». Как показал опыт, эффективность такого взаимодействия во многом зависит от правильного и рационального распределения содержания развивающей работы педагога по подготовке детей к постановке спектаклей.
В нашем детском саду прошла неделя театра.
Целью моей работы с детьми была обогащение познавательного опыта по теме «Театр»: становление, практических навыков, создание условий для постановки сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» и драматизация сказки, применение накопленного опыта в самостоятельной деятельности. Для осуществления поставленной цели были поставлены задачи.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
-Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Воспитывать позитивное взаимодействие, умение договариваться и распределять роли
Познавательное развитие;
-Формировать интерес и мотивацию к выполняемой деятельности.
Речевое развитие:
-Развивать диалогическую речь, монологическую речь и умение передавать образы с помощью средств выразительности.
-Углублять эмоциональное восприятие литературного текста, обогащать игровой опыт, умения, углублять театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов театра.
Художественно-эстетическое развитие:
-Стимулировать, содействовать развитию творческих умений в изобразительной и музыкальной деятельности.
- Обогащение РППС в группе.
-Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности детей.
Физическое развитие:
- тренировка мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве.
В соответствии с ФГОС ДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности, воспитания потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Для организации руководства воспитателем театральной деятельности с детьми в группе по областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое были мной проведены методические формы и приемы с детьми
Это рассматривание книг, чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, беседы, дидактические игры, игры –упражнения, изготовление несложной атрибутики, выбор ролей по жребию ( по желанию детей), стимулирование, образно-игровые этюды, занятия по познавательному и речевому развитию, совместная художественно-творческая деятельность, проблемные ситуации, релаксационные упражнения, индивидуальные беседы, приготовление приглашений и афишы, сюжетно-ролевая игра « Театр», использование персонажей в повседневном общении.
Для непосредственно постановки спектакля мною выбран алгоритм:
1.Чтение сказки, рассматривание иллюстраций и обсуждение ее с детьми.
2. Деление сказки на эпизоды, пересказ их детьми.
3. Работа над эпизодами в форме этюдов, игровых упражнений с предложенным отрывками сказки в стихотворном варианте.
4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться и говорить)
5.Создание декораций и костюмов, афиши, приглашений, создание танца , музыкальное решение эпизодов.
6.Индивидуальная работа над текстом (диалоги), работа над выразительностью.
7. Репетиция в костюмах и с декорациями.
8. Премьера спектакля. (Повторные показы с участием других детей)
9.Создание фильма.
10. Обыгрывание сказки в самостоятельной игровой деятельности.
В результате проведенной мною работы с детьми была театрализованная сказка «Сказка о глупом мышонке», снятая на видео ролик. Сказку ребята «играют» в самостоятельной игровой деятельности.
В развивающую среду «Центр Театр»- « Приглашаем в сказку» были внесены новые атрибуты к театрализованным играм : театр теней по сказке «Сказка о глупом мышонке »; театр на магнитах « Красная Шапочка »; театр настольный на подставках «Гуси-лебеди»; создана развивающая зона «Фиолетовый лес» (фланелеграф) и сказки на фланелеграфе, « Снежная королева»; костюмы к режиссерским играм маски зверей – мышонка , его мамы, свинки , лошадки ,кошки и декорации для нее –большой макет норки мышки ; игрушки для театрализации сказки , игрушки и макеты домов; дидактическая игра « Угадай сказку». Мною была пополнена и используется в работе методическая копилка в группе по руководству театральной деятельностью детей (сценарии сказок, конспекты, НОД, методики, статьи).
Проведена работа с родителями по созданию условий для театрализованной деятельности-участие в создании костюмов. Вместе с детьми родители познакомились с театральными постановками в городе; провели беседу, (рекомендованную воспитателем) о со своими детьми культуре поведения в театре.
Заключение
В заключение хочется отметить ключевой фигурой в организации театральной деятельности, а именно постановке спектаклей в детском саду является воспитатель, именно от его ответственности, последовательности, алгоритма работы, компетентности зависит результат совместной театральной деятельности с детьми. Результатом постановки в группе сказки по произведению С.Я Маршака явилось усовершенствование исполнительских умений, чувства партнерства у детей. Дети научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, импровизировать уже на основе имеющегося опыта. В своих играх стали использовать пантомимные этюды, и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально ин непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка сильнее, чем результат. Артистические способности развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память, внимание; развивается диалогическая речь способность взаимодействовать со сверстниками, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Литература
Антипина Е.А. Театральные представления в детском саду.Сценарии с нотным приложением./ Изд. Сфера.-2017
Артемова Л.В. Театрализованная деятельность.М:Просвещение,1996
Т.С. Григорьва Книга « Театр Маленького актера» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ « Сфера»,2012
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание.2009.-№4
Махнаева М.Д. Организация театрализованной деятельности в детском саду:Учеб.-метод.пособие.-Великий Новгород,2006
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Играем в кукольный театр: Программа» Театр-Творчество-Дети».Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.-М.:АРКТИ,2002
Финк М., Бостельман А. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования.// Изд.-Национальное образование.-2017
Интернет ресурсы
Кот О.С. Роль игр –драматизаций в развитии речи детей дошкольного возраста https://conf.grsu.by/
Подарим детям сказку . Театр в детском саду https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/art-esthetic-development/16521.html
Работа с дошкольниками над постановкой спектакля https://dohcolonoc.ru/cons/8572-rabota-s-doshkolnikami-nad-postanovkoj-spektaklya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...
Педагогические принципы и роль воспитателя в организации сюжетной игры в детском саду
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Березка» Доклад на педагогическом совете.Тема: «Педагогические принципы и ...
Выступление на заседании "Школы молодого воспитателя"- Методика организации театрализованной деятельности в детском саду
Выступление "Школа молодого воспитателя"...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду.
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сцениче...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Методическая разработка «Роль воспитателя в организации театрализованной постановки в ДОУ»
Данная методическая разработка раскрывает поэтапное создание спектакля-сказки в подготовительной группе детского сада, в которой участвуют только дети, и ориентирована на решение образоват...