Конспект НОД на тему: «Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи: Обогатить познавательный опыт детей. Сформировать систему знаний детей о производстве хлеба. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии. Развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели. Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и других), бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_otkuda_hleb_prishel.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Откуда хлеб пришел?»

Ход НОД.

 1.Игровой сюрпризный момент. В группу приносят посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия.

Воспитатель. Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать загадку: «Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет».

Дети. Хлеб.

Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю: -назови хлеб ласково (хлебушек) -крошки хлеба какие? (хлебные) -квас из хлеба как называется? (хлебный) -прибор для резки хлеба? (хлеборезка) -посуда для хлеба? (хлебница) -кто выращивает хлеб? (хлебороб) -кто печет хлеб? (хлебопек) -назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод) -как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо играли.

 Воспитатель. А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол? Может, он на дереве вырос? Может на грядке? А как вы думаете, что нужно для того, чтобы на нашем столе появился хлеб?

Дети. Посеять зернышки.

Воспитатель. Правильно, сначала весной сеют зерно, а осенью колоски созревают и люди выходят собирать урожай. В народе говорят так: «пора хлеб убирать».

Воспитатель. Весной в поля выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.

Воспитатель. Что это за машина, и кто ею управляет?

Дети. Трактор, тракторист.

Воспитатель. Через некоторое время в поле выходят уже другие машины. В колхозах поля огромные и чтобы их быстро засеять, используют сеялки. Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг. Что же происходит на поле? Что делают зернышки?

Дети. Зерна проросли, появились всходы.

 Воспитатель. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос. Летом хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины. Как называются эти машины?

Дети. Комбайны.

Воспитатель. Как называют человека, который управляет комбайном?

Дети. Комбайнер.

Воспитатель. Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом - элеватор. Что же происходит с зерном на элеваторе?

Дети. Его сушат и отбирают.

Воспитатель. Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы. Для чего, как вы думаете?

Дети. Из него делают муку.

Воспитатель. Что же происходит с мукой дальше?

Дети. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни. И уже из муки пекут хлеб.

Воспитатель. А как называют тех людей, которые пекут хлеб?

Дети. Пекари. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. Воспитатель. Как называется специализированный магазин, где продаются только хлебобулочные изделия?

Дети. Булочная. И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб. Воспитатель. Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол? Дети рассказывают путь изготовления хлеба по схеме. Схема: Сеют зерна, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.

Дети. Хлеб выращивают хлеборобы, комбайнёры убираю зерно, потом его везут на мельницу, где из него делают муку, отвезут эту муку на пекарню, а из него мастера-пекари пекут хлеб. Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели мягкий, вкусный, душистый хлеб.

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел».

К Жене гости прибежали,         Пальцы бегут по столу. 

Все друг другу руки жали.        Рукопожатие.  

- Здравствуй, Жора!                   Пальцы по очереди здороваются 

 - Здравствуй, Жанна!               Большими пальцами обеих рук. 

– Рад, Серёжа! -Рад, Снежана!

- Не хотите ль пирожок?          Из ладоней сложить пирожок.

 - Может, коржик?                    Показать раскрытые ладони. 

- Иль, рожок?                            Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку,   Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки, 

Всё берите понемножку.       Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,

С ручек все стряхнули крошки   Энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки.               Похлопать в ладоши.

Игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.) В магазин, откуда попал? (Из пекарни.) Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.) Из чего пекут хлеб? (Из муки.) Из чего мука? (Из зерна.) Откуда зерно? (Из колоса.) Откуда колос? (Вырос в поле.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.

Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы. Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил. С огурцами ли, с картошкой, Надо хлеб съедать до крошки.

Игра «Труд хлебороба»

Воспитатель: Кто выращивает хлеб?

Дети. Хлебороб.

Воспитатель: Отберите картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба. Дети самостоятельно выбирают орудия труда хлебороба.

Воспитатель: Человек, который руководит группой водителей.

Дети. Бригадир.

Воспитатель: работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна.

Дети. Комбайнер.

Воспитатель: Водитель трактора, работник сельского хозяйства, обученный и достаточно опытный для ремонта сельскохозяйственной техники.

Дети. Тракторист.

Воспитатель: Специалист, который работает в сельском хозяйстве и специализируется на выращивании урожая.

Дети. Агроном.

Воспитатель: Работник сельского хозяйства, работающий на сельхозтехнике.

Дети. Механизатор.

Воспитатель: Специалист, который обслуживает один или несколько видов техники, следит за ее работоспособностью.

Дети. Механик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете профессии людей, которые трудятся сельском хозяйстве.

Воспитатель: Люди говорят о хлебе с уважением, ласково – хлебушек, наше богатство, всему голова. - А почему? Как надо относиться к хлебу?

Дети. Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

 Воспитатель: Как обращаться с хлебом? Дети. Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

Дети. Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.  Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения.  Хлеб наше богатство и его надо беречь.

Воспитатель. Что необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур?

Дети: Надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

Игра «Назови, со словом нет».

     Учить образовывать существительные в родительном падеже. Пшеница – нет пшеницы. Овёс - нет овса. Сеялка – нет сеялки. Каравай – нет каравая. Зерно – нет зерна. Колос – нет колоса. Колосья – нет колосьев. Комбайн – нет комбайнов. Хлеб – нет хлеба. Батон – нет батона. Машина – нет машины. Рожь – нет ржи. Мука – нет муки.

Воспитатель: В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы, например такая:

Дождик, дождик, пуще – Дай хлеба гуще!

Дождичек, росе, росе, Хлебушек, расти, расти!

Мочи, мочи, дождь На нашу рожь.

На бабушку пшеницу,

На дедушку ячмень

Поливай весь день.

Воспитатель: Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать. Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. «Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Конспект развлечения на тему "Откуда хлеб пришел"

Конспект развлечения на тему " Откуда хлеб пришёл"  включающие интеграцию образовательных областей, задачи.предварительную работу,оборудование,ход развлечения и последующую работу....

Конспект занятия на тему «Откуда хлеб пришел?»

Программное содержание:Закреплять знания детей о том, что хлеб это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда людей.Систематизировать знания о хлеборобах, сельскохозяйственны...

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

Конспект НОД на тему: «Откуда хлеб на стол пришел?» (подготовительная группа)

Конспект разработан для формирование системных знаний детей о производстве хлеба...

Конспект занятия на тему: «Откуда хлеб пришел» (технологии: игровая, здоровье сберегающая, мнемотехника) для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлен алгоритм формирования у детей представления о ценности хлеба, об этапах его производства....