Тема по самообразованию «Детское экспериментирование как средство ознакомления детей второй младшей группы с окружающим миром» на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Тема по самообразованию «Детское экспериментирование как средство ознакомления детей второй младшей группы с окружающим миром» на 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karpenko_m.s._samoobrazovanie.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Тема по самообразованию
на 2023-2024 учебный год:
«Детское экспериментирование как средство ознакомления детей второй младшей группы с окружающим миром»
Воспитатель: Карпенко М.С.
Смоленск, 2023
Цель: повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства по вопросу «детское экспериментирование».
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.
- Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.
- Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.
- Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.
- Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.
Методы и приемы работы:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Игровые.
Предполагаемый результат:
самообразование
- Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.
Дети:
- Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.
- Умение детей использовать разные способы и приемы познания.
- Расширение кругозора детей.
Родители:
- Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.
Актуальность.
Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.
Формы работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год.
№ | План работы | Мероприятия | Уровень | Сроки | Предполагаемый результат |
1 | Изучение литературы познавательно исследовательской деятельности детей, методики и технологий педагога по данной теме. | В течение года | Изучена литература, проанализированы ресурсы, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа. | ||
2 | Подбор материала к оснащению центра экспериментирования в группе | Октябрь, Ноябрь. | У детей повыситься: активность во время проведения режимных моментов и совместной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно. | ||
3 | Оформление картотеки опытов | Февраль | Внедрение игровых технологий в режимных моментах и совместной деятельности способствует повышению за счёт проявленного интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности. | ||
4 | Разработка проекта «Маленькие исследователи» | Фотоотчёт | Март | Путем рассуждений и обследования предметов дети придут к правильному выводу. | |
5 | Разработка проекта «Огород на подоконнике» | Фотоотчёт | Апрель, Май. | У детей должен развиваться интерес к познавательной активности. | |
6 | Организация и проведение опытнической деятельности в совместной деятельности взрослого с детьми в соответствии с перспективным планом. | Опыты с водой: Д/и «Чистые ручки», «Напоим куклу чаем». | На уровне д/с | Октябрь, Декабрь, Январь. | Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности. Умение детей использовать разные способы и приемы познания. Расширение кругозора детей. |
Опыты с песком: «Посыпалки», «Следы», «Испечём угощение». | На уровне д/с | Ноябрь, Май. | |||
Опыты с бумагой: «Бумажные листочки», «Бумажные комочки», «Кораблик». | На уровне д/с | Март | |||
Опыты с воздухом: «Поймаем воздух», «Утопим игрушку», «Мой весёлый звонкий мяч». | На уровне д/с | Апрель, Май. | |||
Опыты с камнями: «Вот какие камешки», «Помоем камешки», «Твёрдый-мягкий». | На уровне д/с | Февраль | |||
7 | Привлечение родителей к созданию предметно- развивающей среды в группе. Проведение экологической Выставки «Что нам осень принесла» | Консультация «Создание условий для развивающей деятельности» | На уровне д/с | Октябрь | Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития познавательных способностей посредством детского экспериментирования. Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях. |
8 | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир» | На уровне д/с | Ноябрь | |
9 | «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Памятка | Декабрь | ||
10 | «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» | Папка - передвижка | На уровне д/с | Январь | |
11 | Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!». | Папка-передвижка «Юные исследователи» | На уровне д/с | Февраль | |
12 | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Фотоотчёт | На уровне д/с | Март | |
13 | «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) | Фотовыставка «Юные исследователи» | На уровне д/с | Апрель | |
14 | Творческий отчет по теме самообразования | На уровне д/с | Май | Повышается знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста. |
Перспективный план работы с детьми второй младшей группы
Месяц | Материал | Тема | Цель работы | Форма организации |
Октябрь | Вода | «Водичка-водичка» «Чистые ручки» «Напоим куклу чаем» «Помощники» | Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. | Режимные моменты. Дидактическая игра Дидактическая игра Режимные моменты. |
Ноябрь | Песок | «Песочек» «Посыпалки» «Следы» «Испечём угощение» | Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.
Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки
| Игровая ситуация Опыт Игровая ситуация Часть занятия |
Декабрь | Вода | «Найди игрушку» «Прятки» «Разноцветная водичка» «Цветные льдинки» | Дать детям представление о том, что вода прозрачная. Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной. Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. | Опыт Опыт Часть занятия Опыт |
Январь | Вода | «Прозрачный лед» «Разогреем» «Какой это снег» «Как превратить снег в воду» | Дать детям представления о свойствах льда Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). Формировать простейшие представления о свойствах снега. | Опыт Опыт Наблюдение на прогулке Опыт |
Февраль | Камни | «Вот какие камешки» «Помоем камешки» «Твёрдый-мягкий» «Тёплые-холодные» | Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Дать детям представление о том, что камни твёрдые. Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми | Игровая ситуация Опыт Игровая ситуация Опыт |
Март | Бумага | «Бумажные листочки»
«Тонкая-толстая» «Кораблик» | Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. Дать детям представление о том, что бумага может мяться, рваться. Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. | Опыт Игровая ситуация Опыт Опыт |
Апрель | Воздух | «Поймаем воздух» «Утопим игрушку» «Мой весёлый звонкий мяч» «Лодочка плыви» | Дать детям представление о том, что воздух не виден. Дать представление детям о том, что воздух легче воды. Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Игра Режимные моменты Игра Опыт |
Май | Воздух Песок | «Буря в стакане» «Ветер-ветерок» «Песчинки» | Дать детям представление о том, что воздух легче воды. Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок. | Игра Наблюдение на прогулке, игры с вертушками, султанчиками. Наблюдение на прогулке. |
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе
#1056;абота с детьми в центре экспериментирования требует определенных условий:
- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;
- оборудование и материал, находящиеся в центре, должны быть безопасными, доступными, соответствовать возрасту детей;
- центр наполняется материалом постепенно.
#1054;борудование и материалы:
- модуль «Вода- песок»;
- контейнеры для хранения материалов;
- непромокаемые фартуки, нарукавники;
- материал для игр с водой: набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, корабликов), шарики, мячики, мерные ложки, воронки, сито, лейки, ведерки, пластиковые стаканы, маленькие бутылочки разной формы, губки, водяные мельницы;
- материал для игр с песком: совки, грабли, формочки, мелкие игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца, зверюшки из киндер-сюрпризов, пластмассовые крышки и т. п.), палочки, сито, ведерки;
- материал для игр с воздухом: султанчики, флажки, ленточки, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейля, перышки, бумага писчая;
- природный материал: шишки, желуди, небольшие камешки, ракушки, крупы (рис, пшено, гречка, манка); пищевые красители; соль, сахарный песок;
- материал для уборки в центре: салфетки, тряпочки, щетка и совок
Изучаемая литература:
- Е. В. Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, «Академия развития», 2008г.
- О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.
- Н.В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» 2013г.
- Л.И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» 2013г.
- Игорь Пелинский «Песочные игры»
- Н.В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах.
- Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».
- Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
- М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», издательство «Учитель»
- Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру на тему: "Чудесная вода"
Элементарная исследовательская деятельность по изучению качеств и свойств воды....
Изобразительная деятельность, как средство ознакомления детей шестого года жизни с окружающим миром.
Рабочая программа эксперимента....
Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром Тема: «Путешествие в деревню»
конспект ноод...
Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние животные»
Формирование представлений о домашних животных, их значения в жизни человека....
Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок» Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...
Перспективный план по самообразованию на тему_ _Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром
Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром...
Занятие по ознакомлению детей во второй младшей группе с окружающим миром «Одежда, обувь и головные уборы»
Конспект по теме " Одежда, обувь и головные уборы" 2 младшая группа....