Программа кружковой работы "Развивай-ка. Готовимся к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)
На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. В соответствии с ФГОС ДО, специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Одной из целей Федеральной программы является: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Как подготовить детей к успешному обучению в школе, в этом мне помогла кружковая программа «Развивай-ка. Готовимся к школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Развивай-ка. Готовимся к школе». Подготовительная группа.
На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. В соответствии с ФГОС ДО, специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Одной из целей Федеральной программы является: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Как подготовить детей к успешному обучению в школе, в этом мне помогла кружковая программа «Развивай-ка. Готовимся к школе». Кружок, проводится 2 раза в неделю по подгруппам (по 10 человек) в утренние часы, время совместной деятельности от 30-35 минут.
Кружок включает в себя 3 раздела, которые охватываются за 1 занятие:
- развитие фонетико-фонематического слуха; (Н. В. Дурова)
- игровые компоненты, направленные на становление физической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности; (Т. В. Ананьева)
- развитие связной речи и коммуникативных навыков. (Н. В. Нищеева)
Цель: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. (ФОП ДО)
ЗАДАЧИ:
- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
- Развитие произвольности поведения;
- Снижение уровня тревожных переживаний;
- Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- Развитие навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями; поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребёнка;
- Развитие произносительной речи детей с помощью игр и упражнений, сопровождаемых наглядностью.
- Способствовать овладению основным формам устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической.
Методы реализации:
Организационные моменты
Игра
Беседа
Рисуночный метод
Методика эмоционального расслабления
Наблюдения
Условия реализации:
Свободное пространство, с рабочей зоной и зоной отдыха;
Художественные материалы для художественного творчества
Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.
Использование аудиозаписей (музыкальные коллекции классической музыки, звуков моря, леса и другие.
Планирование работы.
Кружок «Развивай-ка. Готовимся к школе». Подготовительная группа. 2023-2024 уч. г
Месяц, неделя | Цели | Литература |
Сентябрь 1-2 неделя | Работа с картами наблюдений | |
3 неделя | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу. Изучение воображения, снижение физического напряжения. Развитие фонетико-фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания. Тренинг мышечного расслабления. | Т. В. Ананьева стр. 14 Н.в. Дурова стр. 35 Н.В. Нищева №1 стр. 4 |
4 неделя | Мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта. Развитие творческого воображения, навыков общения в группе. Развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. | Ананьева стр. 16 Дурова стр. 36 Нищева 1 стр. 6 |
Октябрь |
|
|
1 неделя | Установка благоприятного эмоционального климата в группе; тренировка эмоционального состояния детей, переключения и устойчивости этого состояния. Развитие речи, речевого внимания и фонетического слуха. | Ананьева стр. 19 Дурова стр. 37 (3) Нищева1 стр.8 |
2 неделя | Создание эмоционального комфорта, развитие наблюдательности, памяти, внимания. Создание положительной атмосферы в группе, обучение навыкам эффективного взаимодействия. Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого аппарата. | Ананьева стр. 21 Дурова стр. 37 (4) Нищева стр. 10 |
3 неделя | Развитие коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов. Знакомство с настроениями и эмоциями и их характером. Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого аппарата детей. | Ананьева стр. 24 Дурова стр. 38 Нищева стр. 12 |
4 неделя | Развитие коммуникативных навыков, навыка слушания и концентрации внимания, формирование позитивной эмоциональной атмосферы. Развитие речевого аппарата детей, речевого дыхания и внимания. | Ананьева стр. 26 Дурова стр. 39 №6 Нищева стр. 14 |
Ноябрь | ||
1 неделя | Создание благоприятного эмоционального фона; развитие внимания, снижение эмоционального напряжения. Гармонизация притязания на признание. Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого аппарата детей. Познакомить с рассказом «Находка». Подготовка к творческому рассказыванию. | Ананьева стр. 28 Дурова стр. 39 №7 Нищева стр. 16 |
2 неделя | Развитие внимания, умение узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям. Знакомство с эмоцией радости. Развитие речевого аппарата, речевого дыхания и речевого внимания. Познакомить с рассказом «Как Ронни искал друга» | Ананьва стр. 30 Дурова стр. 40 №8 Нищева стр. 20 |
3 неделя | Развитие умения узнавать эмоцию злости по внешним проявлениям, снятие напряжения, развитие сплочённости группы; наблюдательности и невербальных средств общения. | Ананьева стр. 33 Дурова стр. 40 №9 Нищева стр. 22 |
4 неделя | Сплочение группы, создание благоприятного эмоционального климата, развитие умения узнавать эмоцию грусти по внешним проявлениям. Снижение напряжения, стабилизация психических процессов, развитие навыков общения. Развитие фонематического слуха и речевого дыхания детей. | Ананьева стр. 35 Дурова стр. 41 Нищева 2 стр. 4 |
Декабрь | ||
1 неделя | Создание эмоционального фона, формировать умение управлять своим поведением. Развитие речи, речевого внимания, слуха и дикции детей. | Ананьева стр. 38 Дурова стр. 42 (11) Нищева 2 стр. 7 |
2 неделя | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; формирование представлений о необходимости правил, развитие чувства сопереживания к другому человеку. Знакомство с системой приёмов, позволяющих сдерживать эмоции. Развитие мотивационной сферы. Развитие фонематического слуха, речевого аппарата. | Анаьева стр. 40 Дурова стр. 42 (12) Нищева 2 стр. 10 |
3 неделя | Развитие внимания, обогащение словарного запаса, формирование навыков волевой регуляции; снижение эмоционального напряжения, развитие воображения. Развитие фонематического слуха, речевого дыхания и дикции детей. | Ананьева стр. 44 Дурова стр. 43 (13) Нищева стр. 13 |
4 неделя | Развитие внимания, снижение эмоционального напряжения; развитие речи, логического мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. | Ананьева стр. 46 Дурова стр. 43 (14) Нищева стр. 16 |
Январь | ||
1 неделя | Снижение психоэмоционального напряжения, речевое развитие, развитие воображения. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Способствовать творческому рассказыванию. | Ананьева стр. 48 Дурова стр. 44 Нищева стр. 19 |
2 неделя | Развитие мышления; формирование умения узнавать эмоцию обиды по внешним признакам. Развитие навыка распознания собственного эмоционального состояния. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. | Ананьева стр. 50 Дурова стр. 45 Нищева стр. 23 |
3 неделя | Развитие мышления и слухового восприятия; произвольности, навыков рефлексии. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Совершенствовать и способствовать развитию творческого рассказывания. | Ананьева стр. 52 Дурова стр. 45 (17) Нищева 3, стр. 4 |
Февраль | ||
1 неделя | Способствовать развитию внимания, логике и мыслительных процессов. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин. | Ананьева стр. 54 Дурова стр. 46 Нищева3 стр. 6 |
2 неделя | Развитие слухового внимания, познавательных процессов; изучение уровня мелкой моторики. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин. | Ананьева стр. 55 Дурова стр. 47 Нищева 3 стр. 10 |
3 неделя | Способствовать развитию памяти, мышления (классификация предметов); координации, снижение эмоционального и двигательного напряжения. Знакомство с понятием «характер» и его характеристиками. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. | Ананьева стр. 58 Дурова стр. 48 Нищева стр. 12 |
4 неделя | Развитие взаимопонимания, эмпатии, памяти, мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин. | Ананьева стр. 61 Дурова стр.49 Нищева стр. 15 |
Март | ||
1 неделя | Развитие мышления (сравнение, классификация), внимания, мышления и речи. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин. | Ананьева стр. 63 Дурова стр. 49 (23) Нищева стр. 17 |
2 неделя | Развитие мелкой моторики, внимания, воображения. Создание благоприятного психологического климата, эмоциональная разрядка. Развитие самовыражения и самопринятия детей. | Ананьева стр. 65 Дурова стр. 50 (24) Нищева стр. 20 |
3 неделя | Способствовать развитию внимания, воображения, мелкой моторике, произвольности поведения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин. | Ананьева стр. 68 Дурова стр. 50 (25) Нищева 3 стр. 22 |
4 неделя | Развитие внимания, произвольности поведения, мелкой моторики, коммуникативных навыков. Обучение навыкам и формам общения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. Формировать умение отвечать на вопросы и составлять рассказ по серии картин. | Ананьева стр. 70 Дурова стр. 51 Нищева № стр. |
Апрель | ||
1 неделя | Способствовать развитию внимания, речи, мыслительных функций памяти; повышение работоспособности группы, создание благоприятной эмоциональной сферы. | Ананьева стр. 73 Дурова стр. 52 (27) Нищева № стр. |
2 неделя | Развитие мыслительных операций, мышления, внимания, произвольности поведения и воображения. Развитие фонематического слух, речевого внимания и дикции детей. | Ананьева стр. 76 Дурова стр. 52 (28) Нищева стр. № |
3 неделя | Создание атмосферы работоспособности группы и эмоционального комфорта её членов. Развитие мышления и воображения. Снижение психоэмоционального и физического напряжения. | Ананьева стр. 78 Дурова стр. 53 (29) Нищева стр. № |
4 неделя | Создание благоприятного эмоционального климата. Развитие произвольности, умения работать по образцу; формирование умения работать в паре. | Ананьева стр. 81 Дурова стр. 53 (30) Нищева стр. № |
Май | ||
1 неделя | Создание благоприятного эмоционального климата, повышение работоспособности группы; развитие воображения, повышение мотивации к школьному обучению. | Ананьева стр. 83 Дурова стр. 53 (3) |
2 неделя | Создание благоприятного эмоционального климата, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к школьному обучению. Притязание позиции школьника. | Ананьева стр. 84 Дурова по желанию детей |
3-4 неделя | Работа с картами наблюдений | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Готовимся к школе!"
Данная программа направлена на подготовку к школе в плане речевого развития ребенка 6-7 лет на индивидуальных занятиях. Состоит из 5 блоков, в которых материал подобран с постепенным усложнением, с оп...
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
программа кружковой работы "Готовим руку к письму"
Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики....
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе
Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образов...
"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...