Долгосрочный проект по ПДД "«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
методическая разработка (подготовительная группа)
Целью проекта служит формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_2022-2023.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «Ручеёк»
Долгосрочный проект по ПДД
в подготовительной группе на тему:
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
п. Васильково
2022-2023 учебный год
Актуальность проекта:
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожного – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, освоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Цель проекта:
- Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- Образовательные задачи:
- Закрепить у детей знания некоторых дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах, дорогах и во дворах. Обучать безопасному поведению в дорожной среде.
- Формировать представления о разных разновидностях транспорта.
- Привлечь родителей к деятельности направленной на охрану жизни и здоровья детей.
- Развивающие задачи:
- Развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую ситуацию.
- Развитие ориентировки в пространстве.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательный процесс будет осуществляться:
- в процессе специальных развивающих и обучающих знаний по дорожной тематике;
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время прогулок;
- через активное включение родителей в совместную творческую деятельность.
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы дошкольного возраста, родители и воспитатели.
Срок реализации: долгосрочный (1 год).
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
- Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
- Транспорт.
- Улица.
- Движение транспорта и пешеходов.
- Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
- Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
- Правила поведения в транспорте.
- Велосипед, самокат.
- Загородная дорога.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма
У детей старшего возраста небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
- изготовление стендов с наглядной информацией;
- заочные и очные консультации;
- семейные конкурсы;
- анкетирование;
- совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Предполагаемый результат:
Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Нормативно-правовое
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
- Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
- Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
- Информационное:
- информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
- мультимедийные презентации,
- Материально-техническое:
- уголок безопасности в групповых помещениях;
- дорожно-транспортная площадка;
- выносные макеты дорожно-транспортных средств
- методические и дидактические пособия, картотека.
- Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать.
Кадровое: в проекте участвуют:
- дети подготовительного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели группы
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физическому воспитанию,
Беседы с детьми на темы:
Дорожные знаки:
- «изучение запрещающих знаков»;
- «наши помощники дорожные знаки».
«Наша улица».
«Мы воспитанные пассажиры»
«Перекресток».
«Просмотр презентаций».
Чтение художественной литературы:
Н. Носов «Автомобиль»
А. Северный «Светофор»
Л. Самашова «Информационные, указательные знаки», «Запрещающие знаки», «Предупреждающие знаки», «Язык улицы»
И. Лешкевич «Гололед»
С. Маршак «Мяч»
С. Михалков «Дядя Степа милиционер», «Бездельник светофор»
И. Серяков «Улица, где все спешат»
О. Тарутина «Для чего нужен светофор»
Загадывание загадок про знаки
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | ||||||
Тема | Занятия познавательного цикла Продуктивная деятельность | Игры | Целевые прогулки | Беседы | Чтение | Досуги, развлечения | ||
ОКТЯБРЬ | «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт) | Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта». Конструирование «Автобус». Аппликация «Троллейбус» | Дидактические: «Чудо-машина», «Найди по действию», «Подбери колеса». Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками». Подвижная: «Цветные автомобили». Игра-фантазия: «Все наоборот», «На чем я путешествую». Сюжетно-ролевая: «Гараж» | К проезжей части: «Транспорт на нашей улице», «К автостоянке» | «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер» | М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» | Театр картинок «Машины на нашей улице»; викторина «Транспортные средства» | 1. Изготовление папки-передвижки по развитию речи. 2. Анкета для родителей «Насколько я дисциплинированный пешеход и водитель». 3. Папка-передвижка «Совместная прогулка детей и родителей». |
НОЯБРЬ | «Улица». Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия | Составление рассказа по картине «Улица города». Конструирование «Городок для любимых игрушек». Рисование «Улица города». Развитие элементарных математических представлений «Дома, в которых мы живем» | Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток». Строительная: «Различные виды дорог». Подвижная: «Дома и номера». Игра-фантазия: «Что не так». Сюжетно-ролевая: «Автостроители» | К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад», | «Участники дорожного движения», «Машины движутся в разные стороны» | С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок» | Театр на столе «Автоша отправляется в путь» | 1.Консультация «Где мы живём и где гуляют наши дети». 2. Памятка для родителей «Дети и дорога» |
ДЕКАБРЬ | «Движение транспорта и пешеходов». Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай | Ознакомление с окружающим «Движение транспорта». Рассматривание картины «Обход транспорта». Рисование «Перекресток с потоком машин» | Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось». Строительная: «Трамвайное депо». Подвижная: «Встречные перебежки». Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть». Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия» | «К трамвайной остановке, «На автобусную остановку» | «История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге» | Я. Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино» | Инсценировка «На лесном перекрестке» | Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный». |
ЯНВАРЬ | «Светофор». Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене | Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Автошей». Лепка «Светофор». Рисование «Красный сигнал светофора». Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала | Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Строительная: «Мы — пешеходы». Подвижная: «Светофор». Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора» | К проезжей части: «К светофору» | «История создания светофора, «Сигналы светофора» | С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор» | Досуг «Зеленый, желтый, красный» | 1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами». 2. Строительство участка улицы из снега. 2. Папка-передвижка «Дорога в детский сад». |
ФЕВРАЛЬ | «Дорожные знаки». Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход» | Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток». Аппликация «Знаки на нашей улице». Рисование «Наш город», «Перекресток» | Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки». Строительная: «Постройка переходов». Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?» | К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора» | «Зачем нужны дорожные знаки» | В. Семерин «Запрещается — разрешается» | Вечер загадок | 1. Консультация «Интеграция образовательных областей с ОБЖ». 2. Изготовление родителями дорожных знаков, пешеходной дорожки для напольного макета. |
МАРТ | «Правила поведения в транспорте». Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней | Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров». Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка». Рисование «Люди входят и выходят» | Дидактические: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом». Строительная: «Строители пассажирских остановок». Подвижная: «Найди каждый свою остановку». Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд». Сюжетно-ролевая: «В автобусе» | К проезжей части: «На автобусную остановку», «К трамвайной остановке» | «В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам» | С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26» | Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр» | 1. Выставка детских рисунков «Улица посёлка». |
АПРЕЛЬ | «Велосипед, самокат». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате | Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр». Лепка «Самокат». Рисование «Велосипед со светоотражателями» | Дидактические: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко». Ситуация: «Мне купили новый велосипед». Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах» | Во дворе жилого дома: «На детскую площадку» | «Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице» | И. Кончаловский «Самокат» | Спортивный праздник «Дорожная эстафета» | 1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД. 2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства». |
МАЙ | «Загородная дорога». Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд» | Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал». Коллективная аппликация «Железнодорожный переезд». Рисование «Голубой вагон бежит, качается...» | Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты». Строительные: «Магистраль», «Трасса». Подвижная: «Стоп». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Путешествие» | К железнодорожному переезду | «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика | Б. Житков «Что я видел» | 1.Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”. Физкультурное развлечение «Три сигнала светофора» |
Список используемой литературы:
1. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
2. Г. П. Шалаева Школа раннего развития. «Мои друзья – дорожные знаки».
3. Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».
4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр 2-7 лет».
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».
6. А. Меркурьева «Дорожные знаки для детей».
7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».
8. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
9. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
10. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
12. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
13. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
14.Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
15. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
16. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
17. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. / Авт.-сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
18. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
19. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
20. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
21. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
22. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
23.Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
24.Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. – Киев: МП сканер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"
Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...
Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи: обобщение и расширение знаний...
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребёнка завис...
Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе на тему: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Основная цель- обеспечение здоровья детей.Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что э...