«Русское народное творчество как основа формирования патриотизма дошкольников»
творческая работа учащихся (старшая группа)
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lobanova_e.s._tezisy_na_forum.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русское народное творчество как основа формирования
патриотизма дошкольников»
Лобанова Е.С.
Цель выступления: Познакомить педагогов с системой работы по формированию нравственно-патриотических качеств на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством, тем, как можно пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
К сожалению, современные дети мало знают о народном творчестве, не знают истории его возникновения и развития, часто ориентируются на европейские истоки, не имеют представление насколько богато и уникально народное творчество. А нам есть, чем гордится. Именно акцент на знании видов народного творчества, культуры своего народа поможет в дальнейшем сформировать человека, для которого патриотизм – это, прежде всего, сознание неотъемлемости от своей Родины.
Из нашего повседневного быта практически исчезли элементы художественных промыслов России, ни в предметах домашнего обихода, ни в одежде, ни в игрушках мы уже не увидим элементов Дымковской, Хохломской, Городецкой росписи и других.
Будущее любого народа зыбко без опоры на традиции прошлого. Изучая основы традиционного народного искусства, дети узнают историю своего народа и приобретают культурные и духовные качества.
Внимание к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе патриотического воспитания приобретает особую актуальность. Прикосновение к народному творчеству, несомненно, способствует формированию чувства любви к родным истокам. Вопросы художественного образования нередко рассматриваются как нечто второстепенное, что влечет за собой недостаточное развитие эмоциональной сферы и равнодушие. Между тем, именно в прикладном народном искусстве заложен мощный потенциал патриотического воздействия на подрастающее поколение.
Вначале работы определила цель и задачи, составила перспективный план работы по возрастам. Определила темы на каждый месяц: «Золотая хохлома», «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Разудалый городец», «Матрешки», «Жостовские подносы». Подготовила подборку художественной литературы, рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы. Также мной подготовлены консультации для родителей на темы: «Влияние декоративно-прикладного искусства на нравственное воспитание детей дошкольного возраста, «Художественно - эстетическое воспитание ребенка в семье».
Изделия народных промыслов дают богатый материал и для развития речи дошкольников: можно составлять описательные рассказы про дымковские, филимоновские, богородские игрушки, матрешки, придумывать истории с их участием - развивается связная речь детей. Дети учатся сравнивать, описывать, выражать свои чувства - увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи.
Словарный запас детей расширяется и активизируется за счет новых слов и углубления представлений дошкольников о народном искусстве. Активизируются в речи и слова, обозначающие качества, свойства, признаки предметов и материалов, из которых они сделаны.
В ходе рассказывания у детей развивается не только монологическая речь, но и желание участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Создание предметно пространственной развивающей среды, способствующей ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством, требует определенных усилий. Систематически пополняю картотеку дидактических игр – «Угадай узор», «Подруги», «Собери лошадок». Стараюсь создать предметно-пространственную развивающую среду, включающую разнообразные направления народного декоративно-прикладного творчества, изучаемые программой. С этой целью стараемся организовать пространство в группе так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям, воспитывало любовь и интерес к народному творчеству. Критерии, которыми руководствовались при организации предметно - развивающей среды по формированию у детей представлений о народном декоративно-прикладном творчестве:
1. Насыщенность развивающей предметной среды:
- наглядные пособия, детская художественная литература, материалы и оборудование для ручного труда, изобразительной деятельности.
- оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры и игрушки).
2. Соответствие требованиям:
- возрастным особенностям (соответствие возрасту детей)
- эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка)
- доступность расположения для детей (возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты) - дети хорошо знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, настольно-печатные игры, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок и т.д.
Для создания в группе полноценного художественно – эстетического центра требуются немалые финансовые затраты (чего у нас нет) Поэтому большую часть дидактических пособий мы создавали своими руками. Так как наряду с разнообразными методами и приемами развития детей именно дидактические игры учат выделять и называть основные средства выразительности - форма, цвет, элементы росписи, колорит изделий, запоминать особенности того или иного вида народного промысла, проявлять интерес к предметам народного творчества и истории их возникновения.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках, умение найти нужный промысел среди других, составлять описательный рассказ.
Материал: планшет с изображением народных промыслов России.
Ход игры: дети поочередно задают друг другу задания и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Цель: закреплять у детей умение составлять хохломской узор способом аппликации, закреплять названия элементов росписи «травинки», «трилистники», «капельки», «криуль», поддерживать интерес к хохломской росписи.
Материалы: трафареты посуды из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.
Ход игры: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете методом аппликации.
Дидактическая игра «Найди лишнее»
Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь - доказательство.
Материалы: 3-4 изделия одного промысла и одно - любого другого.
Ход игры: выставляются 4-5 предметов, следует найти лишнее и объяснить свой выбор: к какому промыслу относится, что ему свойственно. Тот, кто правильно отвечает, получает фишку. Победитель тот, кто соберет больше жетонов.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, творчество.
Материалы: 2 одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.
Ход игры: воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу игроки собирают из частей изображение какого- либо изделия. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.
Дидактическая игра «Художественные часы»
Цель: Закреплять знания о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и объяснять свой выбор.
Материал: планшет в виде часов (на них наклеены картинки с изображением разных промыслов), кубики, фишки.
Ход игры: игрок кидает кубик, отсчитывает нужное количество ходов. Нужно рассказать о промысле, на котором остановилась стрелка, за правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто соберет больше фишек.
Дидактическая игра «Укрась поднос»
Цель: закреплять знания о жостовской росписи, ее колорите, составных элементах, развивать чувство ритма, композиции, формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Материалы: трафареты подносов разной формы, цветы, листья из бумаги.
Ход игры: игрок выбирает по одному элементу и располагает на выбранном подносе.
Дидактическая игра «Из какой росписи птица»
Цель: закрепить знания детей о декоративно - прикладном творчестве русского народа.
Материалы: изображение птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов, другие изображения птиц.
Ход игры: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных видов росписи и не относящихся к декоративно - прикладному творчеству.
Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
Цель: закреплять знания детей о декоративно - прикладном творчестве русского народа.
Материалы: изображение различных предметов народно - прикладного творчества.
Ход игры: дети должны выбрать любую карточку, рассмотреть и определить к какому народного промысла относятся изображения, доказать, называя особенности той или иной росписи.
Дидактическая игра « Из чего сделаны игрушки»
Цель: закреплять знания о городецких игрушках, учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ними можно играть.
Материалы: дымковские, филимоновские, каргопольские, богородские, гжельские игрушки, семеновские матрешки, «волшебная» коробочка.
Ход игры: дети по очереди не глядя достают из волшебной коробки игрушку и составляют описательный рассказ о них, получая фишку. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек.
Применение методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Свою работу планирую и провожу в основных трех направлениях
1. Ознакомление детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства: особое внимание уделяю эмоциональному воспитанию детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного искусства;
2. Обучение приемам декоративного рисования по мотивам народных промыслов;
3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, умение находить сходства и различия изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
В работе использую следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Каждому ребенку после усвоения определенных знаний для закрепления навыков даю возможность самостоятельно составить тот или иной узор, расписать ту или иную заготовку игрушки. Считаю, что благодаря изучению различных видов народного искусства ребенок обогащается как личность.
Большое значение в данной работе уделяю работе с родителями воспитанников. Стараюсь заинтересовать их в процессе ознакомления детей с русским народным искусством – за текущий учебный год дважды проводились родительские собрания с тематикой русское народное искусство как начало любви к Родине, выставки и конкурсы рисунков и поделок декоративно-прикладного искусства, консультации по теме.
Формирование патриотических чувств это многоступенчатый процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, дошкольников и семьи.
По итогам работы своим достижением считаю создание в группе благоприятной атмосферы способствующей ценностно - смысловому восприятию и пониманию русского народного творчества, формирование стойкого интереса к его произведениям искусства, знанию основных видов народного искусства. Тема русского народного творчества в саду не только очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Народное декоративно – прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности.
Народное искусство отличается простотой, поэтому оно понятно и доступно людям и даже дошкольникам.
Народные художественные промыслы России содержат в себе многовековой опыт эстетического восприятия мира.
Нравственное воспитание и воспитание гражданина и патриота не возможно без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается с восхищения в душе… И хотя, многие впечатления, ребенком еще осознаны глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становление личности патриота.
Народно-прикладное творчество формирует любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.
Изделия народно декоративно искусства, раскрывают перед ними богатство культуры народа, духовные идеалы, помогают усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Знакомство детей народными промыслами, мастерством народных умельцев позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Народное декоративно прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования нравственно-патриотических качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество как способ эстетического воспитания дошкольника.
О значении эстетического воспитания посредством приобщения детей к народному творчеству, к истокам культуры своего народа....
Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда...
«Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников»
laquo;Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствован...
«Русское народное творчество как средство приобщения младших дошкольников к народной культуре».
Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспиывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому понимание детьми народной культуры, народного творчества и ф...
"Устное Народное Творчество - как основа формирования культурных ценностей у детей"
Консультация для педагогов 1 слайд (титульный лист):В своей группе мы ведем работу по формированию культурных ценностей у детей, опираясь в том числе на устное народное творчество.2 слайд:Народно...
Отчет: "Русское народное творчество, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста"
Отчет по реализации социально- значимого педагогического проекта...