"Устное Народное Творчество - как основа формирования культурных ценностей у детей"
презентация к уроку (старшая группа)

Цветкова Анастасия Владиславовна

Консультация для педагогов 

1 слайд (титульный лист):

В своей группе мы ведем работу по формированию культурных ценностей у детей, опираясь в том числе на устное народное творчество.

2 слайд:

Народное творчество, чаще всего устное, именуется фольклором. Фольклор отражает народную жизнь, мудрость, идеалы.

3 слайд:

Все мы понимаем, что современное общество развивается в условиях экономических и политических реформ; в условиях открытости границ, мультикультурности.

Конечно же, в силу этого очень меняется социально-культурная жизнь подрастающего поколения.

Вот почему мы считаем, что именно сейчас необходимо уделять особое внимание формированию культурных ценностей. Ведь в период дошкольного детства закладываются основные черты характера человека.

Помочь усвоить нравственные и эстетические нормы и образцы поведения способен фольклор, как уникальное средство передачи народной мудрости.

4 слайд:

Нашей целью становится формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 

 

5 слайд:

В соответствии с ФГОС, формирование у детей культурных ценностей на основе устного народного творчества позволяет решать задачи по всем пяти областям, а именно:

·     Познавательного развития

·     социально-коммуникативного развития

·     художественно-эстетического развития

·     физического развития

·     и речевого развития.

 

6 слайд:

Как и любая работа педагога, формирование культурных ценностей у детей, ведется в следующих направлениях:

·     совместная деятельность педагога и детей,

·     непосредственно образовательная деятельность,

·     организация развивающей среды

·     и взаимосвязь с родителями.

 

7 слайд:

Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что первый воспитатель — это народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной педагогики.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания подрастающего поколения являлась забота о сохранении и развитии добрых народных обычаев.

 У каждого народа свои сказки, но все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности:

·     добро,

·     дружбу,

·     взаимопомощь,

·     трудолюбие.

Также как и песни матери, сказки вселяют в ребенка надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его сопереживать и смеяться.

Все, что может способствовать воспитанию сильного, и здорового человека, стало содержанием сказок, загадок, былин, потешек, которые учат безопасному поведению в быту, на природе.

Таким примером может стать считалочка:

Шел по берегу петух. Поскользнулся — в речку плюх. Будет знать петух, что впредь надо под ноги смотреть.

Эта считалочка учит быть внимательным.

Многие пословицы учат избежать или предвидеть опасные ситуации, например,

Береги нос в большой мороз.

Не дразни собаку, так не укусит.

8 слайд:

А какие удивительные возможности считалочки открывают воспитателю в закрепления умения вести счет, а также в развитии временных представлений.

Велико значение детского фольклора и в экологическом воспитании дошкольников. В потешках и песенках оживают явления природы, действуют животные.

Использование русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки речевого общения.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа.

Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме как в народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого сведения рядом слов, которые едва отличаются друг от друга по звучанию. Например,

«Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа».

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки позволяют с радостью овладевать бытовыми и гигиеническими навыками самообслуживания, помогают детям самостоятельно делать массаж. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

9 слайд:

Мы видим, что фольклор прекрасно используется как в режимных моментах, так и непосредственной образовательной деятельности.

10 слайд:

В нашей группе мы часто обращаемся к устному народному творчеству, как к неоценимому помощнику. Хотим поделиться с вами своим опытом на примере работы с русско-народной сказкой «Жихарка».

Первым этапом у нас выступает знакомство со сказкой. Здесь мы выясняем, кто действующие лица, что с ними произошло.

 

11 слайд:

Дальше мы разбираем характеры героев. Это, пожалуй, самая трудная часть работы над сказкой. В сказке «Жикарка» определить характер главного героя помогла пословица: «маленький, да удаленький».

12 слайд:

Следующий этап, это пересказ сказки. Сначала  частично, потом полным пересказом, после – пересказом по ролям.

13 слайд:

В ходе работы над сказкой «Жихарка» мы выполнили декоративное рисование по мотивам хохломской росписи, результатом которого стали ложки для Жихарки, а так же сделали аппликацию, дом для Жихарки. В рамках Формирование Элементарных Математических Предствлений по теме «Число три» задействовали содержание сказки.

Так же сказка помогла разобрать проблемную ситуацию по Основам Безопасного поведения и жизнедеятельности, «Когда я один дома».

14 слайд:

В заключение хочу сказать, что знакомить детей с устным народным творчеством необходимо с раннего детства. Это помогает дошкольнику познать самого себя и сформировать у него культурные ценности.

15 слайд:

Спасибо за внимание! 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1503» Презентация на тему «Устное народное творчество – основа формирования культурных ценностей у детей» Воспитатели: Цветкова А.В.

Слайд 2

Н ародное творчество , чаще всего устное, именуется фольклором (от англ. fоlk-lоre — «народная мудрость») - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Фольклор отражает народную жизнь, воззрения, идеалы и принципы. Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения.

Слайд 3

Актуальность Современное развитие общества происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социально-культурная жизнь подрастающего поколения. Вот почему именно сейчас так необходимо уделить особое внимание формированию культурных ценностей у детей уже в дошкольном возрасте. В период дошкольного детства закладываются основные черты характера человека. Помочь усвоить н равственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения способен фольклор, как уникальное средство передачи народной мудрости многих поколений, легкое в осознании, просто запоминающееся, без навязчивых поучений.

Слайд 4

Цель формирования культурных ценностей у детей средствами устного народного творчества Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способностью к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. «На золотом крыльце сидели…»

Слайд 5

В соответствии с ФГОС, формирование у детей культурных ценностей на основе устного народного творчества позволяет решать задачи во всех пяти образовательных областях Познавательное развитие Формирование предпосылок поисковой деятельности; Знакомство детей с окружающим миром – природой, с укладом жизни, традициями и бытом русского народа Социально-коммуникативное развитие Развитие навыков доброжелательного взаимодействия с окружающими, усвоение нравственных норм. Художественно-эстетическое развитие Знакомство детей с культурой своего народа; Воспитание эстетических чувств при знакомстве с образцами устного народного творчества Физическое развитие Развитие морально-волевых качеств, знакомство с народными подвижными играми Речевое развитие Совершенствование диалогической и монологической речи

Слайд 6

Направления работы педагогов по формированию культурных ценностей у детей средствами устного народного творчества Совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах Непосредственная образовательная деятельность Организация развивающей среды Взаимодействие с родителями «Собирайся, детвора, сказочку послушать, пряников покушать !»

Слайд 7

Использование произведений устного народного творчества, как основы формирования культурных ценностей в совместной деятельности педагога и детей Народные песни (хороводные, календарные, обрядовые, колыбельные)- прослушивание, сопровождение рассказа, игры малой подвижности, укладывание на сон, праздники и вечера развлечений. Потешки , пестушки – режимные моменты, умывание, одевание, причесывание, питание, как средство утешения, поднятие настроения. Загадки, заклички – наблюдения, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, беседы, викторины, праздники и вечера развлечений. Пословицы, поговорки – наблюдения, этические беседы, беседы по ОБЖ, проблемные ситуации. Скороговорки- словесные игры и речевые упражнения, индивидуальная работа Считалки – разнообразная игровая деятельность, ФЭМП, индивидуальная работа Сказки, присказки, были и былины – прослушивания, беседы, драматизация, пересказ, викторины, вечера развлечений. Учат детей чувствовать мелодию, ритм . Развивают воображение Обогащают словарный запас и познания окружающего мира Создают положительный эмоциональный настрой (забавляют, веселят или успокаивают) Формируют знания о природных явлениях, образное и поэтично «оживляют» природу -Способствуют воспитанию сильного, ловкого, смышленого и здорового человека, - учат безопасному поведению в быту, на природе учат избежать или предвидеть опасные ситуации Являются непревзойденным учителем речи детей. В связи с идеальным расположением труднопроизносимых звуков и продуманным сведением рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию Закрепляют умение вести счет в прямом и обратном порядке, развивают временные представления. Формируют понятие того, что считать можно любые предметы Решают задачу выбора . Передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.

Слайд 8

Устное народное творчество, как основа формирования культурных ценностей в НОД (Произведения устного народного творчества могут использоваться, как самостоятельная часть, или же быть сопутствующими, сопровождающими элементами некоторых видов детской деятельности) Слушание произведений устного народного творчества (рассказывание сказок, басен, присказок, былей и былин, потешек , пестушек , народных песен и т.д.) Беседы по произведениям устного народного творчества (сказкам, произведениям малых фольклорных форм) Заучивание произведений устного народного творчества ( потешек , пестушек , скороговорок, считалок, загадок и т.д ) Драматизация отрывков из произведений устного народного творчества (сказок, потешек , пестушек ) Сопровождение занятий лепкой, аппликацией, рисованием, двигательной активности (народные песни) «Кисонька- мурысонька , где была?»

Слайд 9

Организация развивающей Взаимодействие с среды родителями Театральный центр Книжный центр Центр дидактических и настольных игр Мини музеи и выставки предметов народного быта Фонотека и медиотека произведений устного народного творчества Картотеки произведений устного народного творчества Консультации по запросу Рекомендации в печатном виде (буклеты, памятки) Анкетирование Совместные праздники, вечера развлечений Изготовление пособий для пополнения развивающей среды

Слайд 10

Работа со сказкой начинается со знакомства и понимания сюжета. Мы выясняем, кто действующие лица, что же с ними произошло и почему. Знакомство со сказкой « Жихарка » Беседа по содержанию Вопросы к детям по содержанию сказки «Расскажите без подсказки, кто герои этой сказки?»

Слайд 11

Определение характера персонажей, анализ их поступков – пожалуй самая сложная часть работы над сказкой. Понять, каков наш главный герой, нам помогла пословица «маленький, да удаленький». Характеристика героев сказки Разбор пословицы «маленький, да удаленький» «Три образа – три характера»

Слайд 12

Дети учатся передавать содержание сказки - частично, полным пересказом, пересказом по ролям. Далее мы приступает к драматизации, сначала отрывков, затем полного произведения. Ребята-артисты стараются предать речью, движениями и жестами характеры персонажей. А зрители, несмотря на многократные повторения, активно переживают за героя и совсем не сочувствуют лисе. Пересказ сказки Драматизация отрывков из сказки «Это моя ложечка, тетенька!»

Слайд 13

Сказка надолго остается с нами, принимает участие во многих видах деятельности, окрашивая их яркими эмоциональными переживаниями, приходит на помощь в проблемных ситуациях, вспоминается, как чудо. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи «ложка для Жихарки » Аппликация «дом для Жихарки » РЭМП по теме «число 3» с использованием содержания сказки Беседа по ОБЖ «Когда я один дома»

Слайд 14

Заключение: Знакомить детей с народным творчеством необходимо с раннего детства. Это помогает дошкольнику познать самого себя, научиться гордиться своей родиной. Таким образом, данная система работы позволяет формировать культурные ценности у детей дошкольного возраста.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научная статья о формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, средствами устного народного творчества....

Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....