Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».
проект по развитию речи на тему
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_boyko.docx | 58.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 105»
Муниципального образования города Братска
Проект
на тему
«Русское народное творчество,
как средство формирования
патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников»
Разработала:
Бойко О.В.
воспитатель
г. Братск
Паспорт проекта
Обоснование для разработки | В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. |
Инновационные идеи проекта | - использование ИКТ; - создание мини-музея в группе; - использование вариативных форм взаимодействия ДОУ и семьи. |
Потенциальные заказчики и потребители | Воспитанники, педагоги, родители |
Разработчик проекта | Воспитатель Бойко Ольга Викторовна |
Цель | Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами. |
Задачи | Продолжать знакомство детей с историей и культурой России, народным декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством. Совершенствовать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у воспитанников речевого развития, обогащения словарного запаса, интереса к фольклорным произведениям. Формировать предпосылки поисковой познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории. |
Основные направления проекта | - образовательная деятельность с детьми и родителями; - проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города; - работа по краеведению с педагогами ДОУ. |
Результаты (показатели) | В процессе реализации проекта: - дети получают разносторонние знания об истории и культуре русского народа, о народном творчестве; - развиваются речь воспитанников, любознательность, познавательная активность, обогащается словарный запас; - совершенствуются художественные умения и навыки по изобразительной деятельности. |
Сроки и этапы реализации проекта | 1.Организационный этап – в течение месяца (октябрь 2015 года). 2.Основной этап – с ноября 2015 года по апрель 2016 года. 3.Заключительный этап – май 2016 года. |
Название проекта: «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».
Уровень проекта: уровень образовательной организации.
Категория проекта: педагогический.
Тип проекта: информационно – творческий.
Срок реализации: долгосрочный, октябрь 2015 – май 2016 года.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Разработчик проекта: Воспитатель Бойко Ольга Викторовна
Структура проекта
Актуальность проекта
С чего начинается Родина?
Знаменитая песня в исполнении Марка Бернеса. Когда слушаешь её, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Постановка проблемы
Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами.
Задачи проекта:
Продолжать знакомство детей с историей и культурой России, народным декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством.
Совершенствовать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у воспитанников речевого развития, обогащения словарного запаса, интереса к фольклорным произведениям.
Формировать предпосылки поисковой познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.
Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Новизна проекта
Мероприятия, проводимые в ходе данного проекта выполняют одну из задач ФГОС ДО, которая направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей…». Работа в данном направлении в настоящее время является очень актуальной.
Стратегия достижения поставленных цели и задач
Система работы по проекту включает в себя направления:
- образовательная деятельность с детьми и родителями;
- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
- работа по краеведению с педагогами ДОУ.
Предварительная работа
1. Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий по данной теме.
2.Сбор материалов по данной теме.
3.Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
4.Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Работа с детьми
Образовательная область | Формы и методы работы | Сроки |
Познавательное развитие | 1. Проведение образовательной деятельности по теме проекта. 2. Беседы познавательного характера. 3. Проведение экскурсий в городские музеи: Выставочный зал, музей политической ссылки имени Рябикова, краеведческий музей МОУ «СОШ № 14», Архитектурно-этнографический филиал «Ангарская деревня», музей истории Братскгэсстроя и города Братска. 4. Создание фотовыставок о русском народном творчестве. 5. Работа с практическим материалом: фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями. 6. Игра – викторина «Колесоистории». | В течение года |
Речевое развитие | 1. Знакомство с устным народным творчеством. 2.Чтение произведений 3. Знакомство с творчеством народов Приангарья. 4. Экскурсия в городскую библиотеку и библиотеку МОУ «СОШ № 14». 5. Подбор книг об истории русского народа, народных промыслах. 6. Заучивание стихотворений, частушек, прибауток. 7. Проведение речевых игр: «Продолжи предложение», «Подбери родственные слова», «Цепочка», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта. 8. Конкурс чтецов «С чего начинается Родина?». 9. Литературная викторина «Наш край в стихах и прозе». | В течение года |
Социально - коммуникативное развитие | Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр по теме проекта. | В течение года |
Художественно-эстетическое развитие | Проведение образовательной изобразительной деятельности по теме проекта. Слушание народных музыкальных произведений. Пение народных песен, проведение хороводов, танцев. Экскурсии в Школу искусств № 3. Посещение концертов братских музыкальных и танцевальных коллективов Творческий конкурс рисунков и плакатов. Оформление коллажей по теме проекта. Конкурс «Угадай мелодию» (по народным произведениям). | В течение года |
Физическое развитие | Проведение подвижных игр: «Палочка – выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта» и другие. Проведение спортивных игр в соответствии с временем года. Знакомство с известными братскими спортсменами. Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта. Спортивный праздник «Игры наших бабушек». | В течение года |
Работа с родителями воспитанников
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется). Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта. Проведение ярмарки «Зелёная ёлочка – живая иголочка». Творческий марафон макетов и поделок по теме проекта. Выставка – вернисаж «Краеведческий калейдоскоп». Участие в сборе материалов для мини-музея. Спортивный праздник «Игры наших бабушек» (совместно с детьми). Совместное развлечение «Там, на неведомых дорожках…». | Октябрь В течение года |
Работа с педагогами
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. | Предоставление опыта работы «Русское народное творчество – основа для формирования патриотических чувств дошкольников». Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей через использование устного народного творчества». Консультации, рекомендации, презентации по теме проекта. | В течение года |
Мероприятия, проводимые в заключительном этапе
1. Выставка – вернисаж «Краеведческий калейдоскоп».
2. Совместное развлечение «Там, на неведомых дорожках…».
3. Открытие в группе мини – музея по русскому народному творчеству.
Этапы реализации проекта (по этапам):
1.Организационный этап – в течение месяца (октябрь 2015 года).
2.Основной этап – с ноября 2015 года по апрель 2016 года.
3.Заключительный этап – май 2016 года.
1. Организационный этап:
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- формирование интереса детей к знакомству с историей и культурой России, к русскому народному творчеству;
- проведение анкетирования родителей по данной теме.
2. Основной этап:
- образовательная деятельность с детьми и родителями;
- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
- работа по краеведению с педагогами ДОУ.
3. Заключительный этап:
- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме;
- систематизация собранного материала по теме.
Результаты по реализации проекта:
У детей сформированы разносторонние знания об истории и культуре русского народа, о народном творчестве.
Успешно идёт развитие речи воспитанников, любознательности, познавательной активности, обогащение словарного запаса.
В ходе проекта совершенствуются художественные умения и навыки по изобразительной деятельности.
Механизм оценки результатов:
Для того, чтобы оценить результаты работы по проекту, проделана следующая работа:
1. Анализ работы по плану.
2. Самоанализ педагога.
3. Оценка практической значимости проекта.
Перспективы работы
Продолжать работу по музейной педагогике, открытие мини-музея на базе детского сада.
Практической значимостью моего проекта является то, что он может быть рекомендован к использованию педагогам других дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям
На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей. Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...
Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет ...
«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»
Русский фольклор...
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ»
«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»...
Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям
Статья Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям...
Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...