Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию.
методическая разработка (средняя группа)

Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx18.44 КБ
PDF icon problemnye_situatsii1_compressed.pdf2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию.

Добрый день уважаемые коллеги.Важным условием формирования нравственной культуры детей дошкольного возраста, является процесс усвоения нравственных норм, реализация нравственных представлений в поступках. Дети в этом возрасте входят в мир социальных отношений, усваивают элементарные нравственные требования, а также учатся их выполнять.

Средний дошкольный возраст – этап психического развития детей четырех-пяти лет. В этот период существенным в формировании личности ребенка становится то, что его мотивы и желания начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего и происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом. Кроме этого у ребенка зарождается потребность в признании и уважении со стороны других детей, что нередко становится причиной детских конфликтов.

В своей работе, я использую одно из эффективных средств формирования нравственных представлений у дошкольников, использование мультфильмов при создании проблемных ситуаций.  Ведь проблемные ситуации имеют широкие возможности для развития нравственной сферы личности ребенка. У ребенка появляется возможность занять активную позицию в познавательной деятельности, в общении с педагогом и со своими сверстниками.

Содержание данных ситуаций определяют моральные нормы и правила поведения. При опоре на тему и содержание я формулирую вопросы, направленные на выявление, понимание и оценку детьми, поведения героев, их мотивов, чувств и переживаний, содержащихся в ситуациях. Конечно же при создании проблемных ситуаций важно учитывать собственный интерес детей их индивидуальные особенности и возраст.

Перечислю возможные проблемные ситуаций в формировании нравственных понятий у дошкольников, которые использую при работе с детьми.

Связь с жизненным опытом. Каждое нравственное понятие: доброта, дружба, добро  и другие — имеет определенное содержание, которое необходимо донести до сознания ребенка. Понятия формируются легче и устойчиво усваиваются в ситуациях на основе примеров из мультфильмов и их связи с повседневной жизнью. Поиск выхода из проблемной ситуации предполагает накопление у детей представлений, понятий о тех моральных нормах поведения, которые приняты в обществе. Дети могут проверить свои взгляды, уточнить их, убедиться на примере, через приемы драматизации и театрализованную деятельность. Вот одна из проблемных ситуаций на основе сказки «Репка». Посадил дед репку, а репка выросла большая, одному деду не справиться. Как помочь деду? Позвать на помощь.

Уважаемые коллеги, что помогло вытянуть репку? (дружба, согласие, взаимопомощь)

Многократное повторение. Проблемные ситуации позволяют  погружать детей в ситуации нравственного выбора, что ведет к устойчивому закреплению у них определенного нравственного опыта.  Наряду с закреплением знаний происходит их обогащение, и дети приучаются пользоваться ими осознанно.

Образность проблемных ситуаций. Известно, что знания, не окрашенные чувствами, усваиваются формально, это объясняет недлительное и неустойчивое запоминание. Дети эмоциональны, поэтому занятия должны быть интересны и понятны им. В этом помогают современные мультфильмы с нравственным содержанием, которые способствуют закреплению понятий, их обобщению. Красочность и наглядность материала также стимулирует познавательную активность детей, их мотивацию.

Лаконичность проблемных ситуаций позволяет удерживать внимание детей. Простота и краткость помогает пробудить интерес к изучаемому материалу. Это также дает возможность обогатить словарный запас детей новыми нравственными понятиями.

Хочу показать вам пример работы над раскрытием темы «Человек и его поступки». Дети дома совместно с родителями посмотрели мультфильм «Пудя», в сюжете которого перед героями возникала противоречивая ситуация: признаться папе, в совершённом отрицательном поступке, либо скрыть его, оставив виноватой любимую собаку. После просмотра была проведена беседа по мультфильму. Давайте посмотрим.

Дети отвечали на вопросы: Кто главный герой? (дети, брат с сестрой, соседский мальчик) С чего начинается мультфильм? (к папе пришел гость в пушистой шубе) Что произошло потом? (они оторвали хвостик) Как поступили дети, когда поняли, что произошло? (дети испугались и спрятали хвостик) Что же случилось когда папа увидел хвостик?(папа наказал собаку) А как вы поступили бы в такой ситуации?(я бы пришил хвостик, я бы призналась папе, я бы сказал правду) Чему нас учит мультфильм? (нужно быть честными, говорить всегда правду, обманывать нельзя).

Как мы видим, большая часть детей предложили сказать правду. Кто-то предложили компромиссное решение, пришить кусочек шубы.

 В данном мультфильме отчетливо показано поведение героев, что позволяет подвести детей к пониманию того, как нужно поступить, если произошла неприятная ситуация, что нужно говорить правду и не сваливать вину на других.

Для закрепления темы, после беседы с детьми проводилась игра «Хорошие поступки». Дети рассматривали иллюстрации и нужно было собрать цветок из лепестков с добрыми поступками.

С помощью дидактических игр мы формируем умения отличать хорошее поведение от плохого.

В ходе работы над проблемными ситуациями, рекомендуется провести инсценировку фрагмента мультфильма, тогда дети лучше усвоят содержание, последовательность событий, их развитие и мораль мультфильма.

Предлагаю вашему вниманию театрализованную деятельность.

С детьми был инсценирован фрагмент мультфильма «Грибок - теремок». Сначала мы с детьми вспомнили с чего начинается мультфильм, что случилось с муравьем, что произошло с зайцем, правильно ли поступили герои сказки, спрятав зайца от лисы. Выяснили почему же одному было мало места, а потом всем нашлось.

Данный мультфильм повествует о дружбе, учит ценить друзей и не бросать их в беде.

 Благодаря театрализованной деятельности основанной на мультипликации дети лучше понимают смысл нравственных понятий. Создавая проблемные ситуации с нравственным содержанием мы формируем устойчивые нравственные представления и понятия, т.е погружаем в ситуацию социального взаимодействия.  

Таким образом, создание данных проблемных ситуаций в образовательном процессе необходимо, так как их применение позволяет расширить представления детей о важных нравственных ценностях, усвоить и закрепить нравственные понятия, сформировать умение использовать полученные знания на практике, в повседневной жизни.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»...

Мастер -класс на тему "Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "

Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ  , для родительского собрания с родителями. Конспект + прещентация....