Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию.
методическая разработка (средняя группа)

Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx18.44 КБ
PDF icon problemnye_situatsii1_compressed.pdf2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации как средство формирования нравственных понятий у детей среднего возраста через мультипликацию.

Добрый день уважаемые коллеги.Важным условием формирования нравственной культуры детей дошкольного возраста, является процесс усвоения нравственных норм, реализация нравственных представлений в поступках. Дети в этом возрасте входят в мир социальных отношений, усваивают элементарные нравственные требования, а также учатся их выполнять.

Средний дошкольный возраст – этап психического развития детей четырех-пяти лет. В этот период существенным в формировании личности ребенка становится то, что его мотивы и желания начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего и происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом. Кроме этого у ребенка зарождается потребность в признании и уважении со стороны других детей, что нередко становится причиной детских конфликтов.

В своей работе, я использую одно из эффективных средств формирования нравственных представлений у дошкольников, использование мультфильмов при создании проблемных ситуаций.  Ведь проблемные ситуации имеют широкие возможности для развития нравственной сферы личности ребенка. У ребенка появляется возможность занять активную позицию в познавательной деятельности, в общении с педагогом и со своими сверстниками.

Содержание данных ситуаций определяют моральные нормы и правила поведения. При опоре на тему и содержание я формулирую вопросы, направленные на выявление, понимание и оценку детьми, поведения героев, их мотивов, чувств и переживаний, содержащихся в ситуациях. Конечно же при создании проблемных ситуаций важно учитывать собственный интерес детей их индивидуальные особенности и возраст.

Перечислю возможные проблемные ситуаций в формировании нравственных понятий у дошкольников, которые использую при работе с детьми.

Связь с жизненным опытом. Каждое нравственное понятие: доброта, дружба, добро  и другие — имеет определенное содержание, которое необходимо донести до сознания ребенка. Понятия формируются легче и устойчиво усваиваются в ситуациях на основе примеров из мультфильмов и их связи с повседневной жизнью. Поиск выхода из проблемной ситуации предполагает накопление у детей представлений, понятий о тех моральных нормах поведения, которые приняты в обществе. Дети могут проверить свои взгляды, уточнить их, убедиться на примере, через приемы драматизации и театрализованную деятельность. Вот одна из проблемных ситуаций на основе сказки «Репка». Посадил дед репку, а репка выросла большая, одному деду не справиться. Как помочь деду? Позвать на помощь.

Уважаемые коллеги, что помогло вытянуть репку? (дружба, согласие, взаимопомощь)

Многократное повторение. Проблемные ситуации позволяют  погружать детей в ситуации нравственного выбора, что ведет к устойчивому закреплению у них определенного нравственного опыта.  Наряду с закреплением знаний происходит их обогащение, и дети приучаются пользоваться ими осознанно.

Образность проблемных ситуаций. Известно, что знания, не окрашенные чувствами, усваиваются формально, это объясняет недлительное и неустойчивое запоминание. Дети эмоциональны, поэтому занятия должны быть интересны и понятны им. В этом помогают современные мультфильмы с нравственным содержанием, которые способствуют закреплению понятий, их обобщению. Красочность и наглядность материала также стимулирует познавательную активность детей, их мотивацию.

Лаконичность проблемных ситуаций позволяет удерживать внимание детей. Простота и краткость помогает пробудить интерес к изучаемому материалу. Это также дает возможность обогатить словарный запас детей новыми нравственными понятиями.

Хочу показать вам пример работы над раскрытием темы «Человек и его поступки». Дети дома совместно с родителями посмотрели мультфильм «Пудя», в сюжете которого перед героями возникала противоречивая ситуация: признаться папе, в совершённом отрицательном поступке, либо скрыть его, оставив виноватой любимую собаку. После просмотра была проведена беседа по мультфильму. Давайте посмотрим.

Дети отвечали на вопросы: Кто главный герой? (дети, брат с сестрой, соседский мальчик) С чего начинается мультфильм? (к папе пришел гость в пушистой шубе) Что произошло потом? (они оторвали хвостик) Как поступили дети, когда поняли, что произошло? (дети испугались и спрятали хвостик) Что же случилось когда папа увидел хвостик?(папа наказал собаку) А как вы поступили бы в такой ситуации?(я бы пришил хвостик, я бы призналась папе, я бы сказал правду) Чему нас учит мультфильм? (нужно быть честными, говорить всегда правду, обманывать нельзя).

Как мы видим, большая часть детей предложили сказать правду. Кто-то предложили компромиссное решение, пришить кусочек шубы.

 В данном мультфильме отчетливо показано поведение героев, что позволяет подвести детей к пониманию того, как нужно поступить, если произошла неприятная ситуация, что нужно говорить правду и не сваливать вину на других.

Для закрепления темы, после беседы с детьми проводилась игра «Хорошие поступки». Дети рассматривали иллюстрации и нужно было собрать цветок из лепестков с добрыми поступками.

С помощью дидактических игр мы формируем умения отличать хорошее поведение от плохого.

В ходе работы над проблемными ситуациями, рекомендуется провести инсценировку фрагмента мультфильма, тогда дети лучше усвоят содержание, последовательность событий, их развитие и мораль мультфильма.

Предлагаю вашему вниманию театрализованную деятельность.

С детьми был инсценирован фрагмент мультфильма «Грибок - теремок». Сначала мы с детьми вспомнили с чего начинается мультфильм, что случилось с муравьем, что произошло с зайцем, правильно ли поступили герои сказки, спрятав зайца от лисы. Выяснили почему же одному было мало места, а потом всем нашлось.

Данный мультфильм повествует о дружбе, учит ценить друзей и не бросать их в беде.

 Благодаря театрализованной деятельности основанной на мультипликации дети лучше понимают смысл нравственных понятий. Создавая проблемные ситуации с нравственным содержанием мы формируем устойчивые нравственные представления и понятия, т.е погружаем в ситуацию социального взаимодействия.  

Таким образом, создание данных проблемных ситуаций в образовательном процессе необходимо, так как их применение позволяет расширить представления детей о важных нравственных ценностях, усвоить и закрепить нравственные понятия, сформировать умение использовать полученные знания на практике, в повседневной жизни.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»...