Мастер -класс на тему "Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Крюкова Анжелика Эмильевна

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_2024.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 2

Мастер класс на тему:

«Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасности поведения детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Крюкова. А. Э

г. Тейково, 2024 г

Здравствуйте, уважаемые коллеги и педагоги! Я рада видеть вас на своем мастер классе. Тема моего мастер классе называется: Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасности поведения детей дошкольного возраста.

Цель: Закрепить знания с педагогами некоторые методы и формы обучения детей дошкольного возраста основам ОБЖ. Задачи: 1) Закрепить знания о правилах поведения. 2) Способствовать расширению кругозора и приобретению навыков поведения на улице.

Во всех образовательных учреждениях, начиная с детского сада введен раздел по основам безопасности жизнедеятельности. У каждого ребенка должны быть сформированы навыки безопасного поведения. Они будут сформированы тогда, когда он будет иметь знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Все мы с вами в работе с детьми по безопасности используем различные методы, приемы и формы обучения.

Давайте с вами их вспомним. Какие же методы и формы вы используете в своей работе?

Конечно, это -

• комплексные занятия;

• игры-соревнования;

• целевые прогулки;

• экскурсии;

     • подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;

• наблюдения;

• беседы;

• чтение специальной детской литературы;

• упражнения;

• рассматривание;

• анализ заданных ситуаций;

• выполнение поручений;

• экспериментирование;

В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать вам приемы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников.

Все воспитатели читали детям сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?» Самые первые сказки в жизни ребенка похожи на страшилки. Неужели наши предки так хотели запугать ребенка? Но, если заглянуть немного глубже в суть, то окажется, что эти страшилки вовсе не для детей. Они написаны для взрослых.

     Именно взрослые должны нести ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка и воспитанника. Вот и взрослым в сказках и объясняется, что случится с ребенком, если его оставить одного на краю, «положить на окошко простудиться» или если он убежит в незнакомое для него место. Русские народные сказки предостерегают взрослых о последствиях, причем именно в той форме, которую с легкостью воспринимает подсознание. Сказки о безопасности – это своего рода инструкция к действию

Первый прием называется схематизация

 Суть его заключается в том, что взрослый рассказывает или читает детям небольшое произведение или отрывок содержащий ситуацию, связанную с безопасностью поведения и предлагает схематизировать её, то есть нарисовать максимально просто или разложить последовательность с помощью картинок.  После этого дети рассказывают, что нарисовано на схеме и обсуждают, что необходимо было сделать, чтобы предотвратить сложившуюся ситуацию. Давайте в прием возьмем сказку «Кот, петух и лиса» Читаем произведения. После прочтение мы должны схематично показать сказку и попробовать пересказать после того как расставили картинки и объяснить, чему учит нас это сказка. «Кот, петух и лиса» - если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

ИТОГ: Такой прием схематизации помогает детям представить (вообразить) в уме ситуацию, выявить причину или проблему, сложившуюся в этой ситуации, вместе с педагогом проанализировать ошибки и определить правила безопасного поведения.

Следующий прием, с которым я хочу поделиться это ситуационно - имитационное моделирование.

Основная цель этого приема - вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого.

Я приглашаю педагогов, которые мне помогут показать данный прием.

Прежде чем моделировать ситуацию, мы с детьми знакомимся с этой ситуацией, распределяем роли, и затем уже обыгрываем данную ситуацию.

Сейчас мы смоделируем следующую ситуацию:

Ребенок находится один на игровой площадке. Подходит взрослый и уговаривает пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное. Ребенок уходит вместе с незнакомым человеком.

Распределите роли, кто из вас будет ребенком, а кто взрослым. А теперь давайте проиграем эту ситуацию.

1. Показ первой сценки.

- Скажите, пожалуйста, правильно поступила девочка или нет? Нет.

- А что она сделала не правильно? Ушла с незнакомым человеком.

- Можно ли доверять чужим людям? Нет

- А брать угощение? Нет

- Что еще нельзя? Нельзя разговаривать, садиться в машину с чужими людьми.

А теперь я предлагаю проиграть следующую ситуацию.

Ситуация: Ребенок находится на детской площадке, вдруг ребенок замечает портфель на качелях или в других игровых местах. Ребенку стало интересно, что же там лежит. Какие будут действия ребенка?

И так моделирование ситуации. Мы должны детям объяснять порядок действия, когда мы находим посторонний предмет.

  • Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом
  • Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета
  • Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета взрослым , после вместе со взрослым сообщить в  полицию или иные компетентные органы

ИТОГ: Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку дошкольники будут себя чувствовать намного увереннее в реальных условиях.

В процессе расширения и углубления знаний детей об опасных ситуациях, они могут испытывать различные чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные и поэтому каждое занятие я заканчиваю позитивно. Сейчас я хочу с вами поделиться некоторыми упражнениями, которые позволяют, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, так же поднимать эмоциональный тонус. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и приводит тело к равновесию и гармонии.

И так упражнение «Лимон».

Предлагаю вам устроится поудобнее. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите нА пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.

Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете?

А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена.

Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь.

И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки.

Откройте глаза.

Этим упражнением мы сняли физическое напряжение с левой руки. Чтобы снять напряжение с правой руки необходимо повторить весь процесс для правой руки.

А для того, чтобы снять эмоциональное напряжение предлагаю следующее упражнение "Улыбка"

Закройте глаза и улыбнитесь.

Посидите так несколько минут ни о чем не думая.

Почувствуйте, как напряглись мышцы лица.

А сейчас откройте глаза и расслабьтесь.

Это упражнение помогает улучшить настроение. А еще я хочу отметить, что это упражнение способствует укреплению мимических мышц. В завершении хотелось сказать, что невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

В заключении хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Изучайте их вместе с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Мастер-класс для педагогов "Использование многофункциональных пособий в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пособий, сделанных своими руками, в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.Задачи: позна...

Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения в быту

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в игровой обучающей ситуации, дети свободно перенесут и в повседневную самос...

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»...

Выступление на методическом объединение по теме: «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самос...

Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"

Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"...

Мастер -класс на тему "Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "

Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ  , для родительского собрания с родителями. Конспект + прещентация....