Режиссёрская игра с рисунком
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Режиссерская игра с рисунком»
Консультацию подготовила:
Астафьева Светлана Михайловна
музыкальный руководитель
Одним из видов детской самодеятельной режиссерской игры является режиссерская игра с рисунком. Такой вид детских игр, как игра-рисование, малознаком педагогам в силу своей специфики.
Если совершить небольшой экскурс в историю формирования детского рисования то мы увидим, что:
- на первом году жизни ребенок берет в руки карандаш и черкает на листе бумаги, то есть не рисует, а осваивает новое орудие, и не ставит перед собой цели изображения чего-либо. Ему просто нравится это делать – это игра своеобразная игра экспериментирования с карандашом и бумагой.
- затем, когда ребенок начинает узнавать в своих карандашах, те или иные предметы, его игра приобретает иную форму: ребенок играет с рисунком как с игрушкой. Например, нарисовав нечто крестообразное, ребенок бегает и гудит, высоко подняв лист. Но это папа обычная сюжетная (чаще сюжетно-отобразительная) игра, где рисунок – одна из игрушек.
Режиссерская игра с рисунком возникает в тот момент, когда ребенок становится способен сознательно изобразить что-то исходя из поставленной цели. Наблюдать режиссерскую игру ребенка с рисунком, скорее всего приходилось многим. Самый наглядный и знакомый пример: мальчик-дошкольник сидит над листом бумаги никого не замечая и увлеченно озвучивает свои действия «Бах-бах, та- та-та! Бух!» А на листе тем временем появляются траектории выстрелов, над танками – огонь, за хвостами самолетов – дым! Возможно, не самый лучший сюжет, но сам факт игры ребенка с рисунком очевиден.
Такая игра может не озвучиваться ребенком вслух, может не быть наслоения изображений, но, тем не менее, игра будет присутствовать. Чем она отличается от сюжетной игры с рисунком? В случае режиссерской игры в роли своеобразных «игрушек» выступает не сам рисунок, а именно образы рисунка. И так же как обычную режиссерскую игру, ребенок может затеять со сколь угодно большим числом игрушек – персонажей, так и число образов – персонажей на листе может быть ограничено лишь фантазией ребенка (неуместившихся персонажей он домысливает).
Иногда некорректный процесс обучения рисования убивает творческую активность ребенка и режиссерскую игру с рисунком. Дело в том, что режиссерская игра обращена в основном к содержанию рисунка, а не к форме.
Неучет этого факта и порождает конфликт между ребенком-творцом и оценивающим результаты его деятельности взрослым. Например, радостный ребенок с измалеванным листом бежит к маме, демонстрируя свое творение, и слегка гордиться тем, что он сам придумал! А в ответ слышишь: «Где ты видел такие машины? И дерево у тебя плохо получилось!». После нескольких таких отзывов сознании ребенка происходит конфликт между его пониманием «хорошего» рисунка и «аналогичным» пониманием взрослого.
В дальнейшем в процессе совершенствования форм у ребенка получается красивый дом (дерево) и т.д.. Но погибает не только сюжет – происходит смена мотива и игра уходит из рисунка. Из всего вышесказанного следует, что формирование художественных умений ребенка, не должно идти в ущерб развитию режиссерской игры с рисунком, спонтанному самостоятельному рисованию ребенка. Оценка же взрослым самодеятельных детских рисунков должна идти не по форме, а по содержанию рисунка.
Итак, режиссерская игра с рисунком является одной из существенных составляющих общего детского игрового опыта, и она не должна неосознанно или намеренно подавляться взрослыми в процессе обучения ребенка рисованию, поскольку в процессе самодеятельной режиссерской игры с рисунком происходит познавательное развитие того же уровня, что и в самодеятельной игре в целом.
Слишком раннее превращение детского рисования в изобразительную деятельность шаблонного типа может привести к снижению развивающей функции рисования, к снижению творческого потенциала ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссёрская игра с элементами рисунка по сказке В. Сутеева «Мышонок и карандаш».
Это занятие ориентировано на детей 5 - 7 лет. Это режиссерская игра с элементами рисунка, где по ходу сюжета сказки воспитатель рисует, привлекая детей к развёртыванию сюжета и его обыгрыванию с...
Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста
Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....
Семинар-практикум «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация».
Семинар-практикум «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация»....
Слайды к семинару-практикуму «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация».
Слайды к семинару-практикуму «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация»....
Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад» Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре» Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи»
Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад»Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Формирование диалогическойи монологической речи в режиссёрской игре...
Консультация для педагогов на тему: «Режиссёрские игры и игры драматизации. Их влияние на речевое развитие дошкольников старшего возраста».
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...