Конспект ОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
-уточнить и расширить знания детей о воздухе и его свойствах; дать детям знания о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, условие жизни всех живых существ на земле, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
-познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
-расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
-помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цель:.
-уточнить и расширить знания детей о воздухе и его свойствах; дать детям знания о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, условие жизни всех живых существ на земле, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
-познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
-расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
-помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека
-закрепить правила безопасности при экспериментировании;
-активизировать речь и обогащать словарь;
-создать доброжелательный настрой.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, загадки о воздухе, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Материал: на каждого ребёнка – фартук, емкость с водой и трубочка, полиэтиленовый пакет, зубочистка, веер, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок, воздушный шарик, 2свечки, спички.
Демонстрационный материал:: набор букв, карточки- символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Словарная работа: лаборатория, учёные, газ, прозрачный, невидимый, бесцветный, упругий.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка
Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Ход занятия:
В: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем.
Д.: С Добрым утром! Здравствуйте!
Говорим мы вам с утра,
«Мы желаем всем здоровья.
И конечно же, добра».
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А кто мне скажет, что такое лаборатория?
(Место где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.)
Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лаборатории. Надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
-А чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать, какой он по счету.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ВАЗА – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ЛУК – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ПЕТУХ– НАЗОВИТЕ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК – «Х!
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
-Сегодня мы с вами расскажем нашим гостям, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Одеваем фартуки. Я буду лаборантом, а вы моими ассистентами. Итак, приступим к исследованию.
Опыт №1 «Как поймать воздух?»
- Ребята, кто из вас видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Возьмем полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем (Он пустой.)
А теперь, мы наберем в пакет воздух, и закрутим его. Что произошло с пакетом? (Он надулся)
Воспитатель: А почему. (В пакете воздух, он полон воздуха.)
-А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете (Шипение).
- Так выходит воздух, мы его не видим, но чувствуем. А что произошло с пакетом? (Пакет сдулся, стал пустой.)
- Какой можно сделать вывод, можем ли мы увидеть воздух?
Вывод: Воздух можно почувствовать, но нельзя увидеть, он прозрачный, бесцветный. (Карточки-символы)
Опыт №2 «Воздух не имеет формы»
- Ребята, а как вы думаете, а у воздуха есть своя форма?
-Давайте возьмем воздушные шарики и надуем их. (наполним воздухом). Какой формы у вас получились воздушные шарики) Круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца.)
-А где же воздух (Внутри шариков.)
-А какой же формы стал воздух? (Он стал как шарик (круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца).
- А какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух не имеет своей формы, он приобретает лишь форму предмета в котором он находится (в данном случае он находится в форме шарика).
Опыт №3 «Воздух можно услышать»
Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, фен, пылесос и т. д.)
-Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
Вывод: Воздух можно услышать. (Карточки-символы)
Д/И «Кому нужен воздух?».
- Я называю слова, если ответ положительный, вы поднимаете зеленый кружок, если отрицательный – красный. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, сорока.)
- Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы) .
Опыт №4 «Движение воздуха»
-Ребята, на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух невидим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы почувствовали? (Ветер).
- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)
Ветер – это движение воздуха.
(Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Опыт №5 «Чем пахнет воздух?»
-А как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте, пахнет чем-нибудь воздух? (Нет)
Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).
- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
(У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Физкультминутка
Мы стояли, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора.
Для начала мы с тобой
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
Поднимаем руки вверх.
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
Повороты влево- вправо.
Это легкая забава.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать.
Опыт №6: «Воздух внутри нас»
- Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.
Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)
Вывод:Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу.
Опыт№6 «Если закончится чистый воздух»
А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)
Здоровье человека зависит и от того, как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.зеленый
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да. зеленый
Воздух можно почувствовать. Да.зеленый
Воздух можно услышать. Да.зеленый
Воздух имеет свою форму. Нет.красный
Воздух имеет запах. Нет.красный
Дети читают стихотворение: Что такое воздух?
1. Он прозрачный невидимка.
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2. Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой.
Пахнет дубом и сосной.
3. Летом он бывает теплым.
Веет холодом зимой,
Когда красит иней стекла
И лежит на них каймой.
4. Мы его не замечем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.
-Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня рассмотрели некоторые свойства воздуха, сегодня вы здорово поработали! Вы большие молодцы.
Давайте будем беречь чистый воздух, от этого зависит жизнь на земле!
С уважением, Марина Алексеевна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
Какие экперимены с воздухом можно выполнить,чтобы детям было интересно....
Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему:"Свойства воздуха".
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности на тему Свойства воздуха".Цель: формирование представлений о свойствах воздуха.Задачи:-развивать умение детей решать проблемные задач...
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме: «Свойства воздуха»
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах....
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»
Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....
Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной группе на тему «Почему море соленое»
Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительнойгруппе на тему «Почему море соленое» Цель:. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомер...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Свойства воздуха»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....