Конспект ОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Пивоварова Марина Алексеевна

-уточнить и расширить знания детей о воздухе и его свойствах; дать детям знания о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, условие жизни всех живых существ на земле, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

-познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

-расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

-помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Интеграция образовательных областей:

"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"

Цель:.

-уточнить и расширить знания детей о воздухе и его свойствах; дать детям знания о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, условие жизни всех живых существ на земле, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

-познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

-расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

-помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека

-закрепить правила безопасности при экспериментировании;

-активизировать речь и обогащать словарь;

-создать доброжелательный настрой.

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, загадки о воздухе, беседы «В чем польза растений»«Как загрязняется окружающая среда».

Материал: на каждого ребёнка – фартук, емкость с водой и трубочка, полиэтиленовый пакет, зубочистка, веер, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок, воздушный шарик, 2свечки, спички.

Демонстрационный материал:: набор букв, карточки- символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».

Словарная работа: лаборатория, учёные, газ, прозрачный, невидимый, бесцветный, упругий.

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание картин)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: д/и «Экологический светофор»«Электробытовая техника»,игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем.

Д.: С Добрым утром! Здравствуйте!

Говорим мы вам с утра,

«Мы желаем всем здоровья.

И конечно же, добра».

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А кто мне скажет, что такое лаборатория?

(Место где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.)

Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лаборатории. Надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

-А чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать, какой он по счету.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

ВАЗА – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»

ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

ЛУК – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»

ПЕТУХ– НАЗОВИТЕ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК – «Х!

-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».

-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

-А где есть воздух? (везде)

-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

-А можно жить без воздуха? (ответы детей)

-Почему? (ответы детей)

-Сегодня мы с вами расскажем нашим гостям, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Одеваем фартуки. Я буду лаборантом, а вы моими ассистентами. Итак, приступим к исследованию.

Опыт №1 «Как поймать воздух?»

- Ребята, кто из вас видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-Как можно его обнаружить? (ответы)

-А я предлагаю попробовать его поймать. Возьмем полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем (Он пустой.)

А теперь, мы наберем в пакет воздух, и закрутим его. Что произошло с пакетом? (Он надулся)

Воспитатель: А почему. (В пакете воздух, он полон воздуха.)

-А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете (Шипение).

- Так выходит воздух, мы его не видим, но чувствуем. А что произошло с пакетом? (Пакет сдулся, стал пустой.)

- Какой можно сделать вывод, можем ли мы увидеть воздух?

Вывод: Воздух можно почувствовать, но нельзя увидеть, он прозрачный, бесцветный. (Карточки-символы)

Опыт №2 «Воздух не имеет формы»

- Ребята, а как вы думаете, а у воздуха есть своя форма?

-Давайте возьмем воздушные шарики и надуем их. (наполним воздухом). Какой формы у вас получились воздушные шарики) Круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца.)

-А где же воздух (Внутри шариков.)

-А какой же формы стал воздух? (Он стал как шарик (круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца).

- А какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух не имеет своей формы, он приобретает лишь форму предмета в котором он находится (в данном случае он находится в форме шарика).

Опыт №3 «Воздух можно услышать»

Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, фен, пылесос и т. д.)

-Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

Вывод: Воздух можно услышать. (Карточки-символы)

Д/И «Кому нужен воздух?».

- Я называю слова, если ответ положительный, вы поднимаете зеленый кружок, если отрицательный – красный. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, сорока.)

- Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы) .

Опыт №4 «Движение воздуха»

-Ребята, на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух невидим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы почувствовали? (Ветер).

- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

Ветер – это движение воздуха.

(Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Опыт №5 «Чем пахнет воздух?»

-А как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте, пахнет чем-нибудь воздух? (Нет)

Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).

- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

- Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

(У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Физкультминутка

Мы стояли, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора.

Для начала мы с тобой

Повращаем головой.

Оборот и оборот,

А потом наоборот.

Поднимаем руки вверх.

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

Повороты влево- вправо.

Это легкая забава.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

И закончим отдыхать

Дальше будем узнавать.

Опыт №6«Воздух внутри нас»

- Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)

Вывод:Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу.

Опыт№6 «Если закончится чистый воздух»

А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) 

Здоровье человека зависит и от того, как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).

-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.зеленый

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да. зеленый

Воздух можно почувствовать. Да.зеленый

Воздух можно услышать. Да.зеленый

Воздух имеет свою форму. Нет.красный

Воздух имеет запах. Нет.красный

Дети читают стихотворение: Что такое воздух?

1. Он прозрачный невидимка.

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2. Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой.

Пахнет дубом и сосной.

3. Летом он бывает теплым.

Веет холодом зимой,

Когда красит иней стекла

И лежит на них каймой.

4. Мы его не замечем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Ведь он нам необходим.

-Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня рассмотрели некоторые свойства воздуха,  сегодня вы здорово поработали! Вы большие молодцы.

Давайте будем беречь чистый воздух, от этого зависит жизнь на земле!

С уважением, Марина Алексеевна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Какие экперимены с воздухом можно выполнить,чтобы детям было интересно....

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему:"Свойства воздуха".

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности на тему Свойства воздуха".Цель: формирование представлений о свойствах воздуха.Задачи:-развивать умение детей решать проблемные задач...

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной группе на тему «Почему море соленое»

Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительнойгруппе на тему «Почему море соленое» Цель:. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомер...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....