Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ермоленко Любовь Анатольевна

Какие экперимены с воздухом можно выполнить,чтобы детям было интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

 Программное содержание:

 1.Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью перцептивных (Обследование) действий, используя их в соответствии с познавательной задачей.

 2. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.

 3. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

4. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

Интеграция образовательных областей:

"Познавательная ", "Социально-коммуникативная ", "Речевая "

Методы и приёмы:

 словесные (беседа, рассказ);

 наглядные

 практические (проведение опытов);

 игровые.

 Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

 Материал и оборудование: презентация, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, фен.

 Ход занятия.

 Я вам сейчас хочу показать один фокус, а вы посмотрите. (Беру стакан с водой. Сверху накрываю его открыткой и переворачиваю. Вода не проливается)

 Почему вода не проливается из стакана? (ответы детей)

А вы хотите узнать?

 Давайте проверим кто из вас прав?

Сегодня мы с вами отправимся в нашу лабораторию.

 ОПЫТ № 1

 Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться полоска бумаги.

 Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

   Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)

 Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.

 Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой?

 Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.

 Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)

 Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)

 Это из стакана вышел воздух.

Проверьте полоску бумаги снова.

 Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)

Вывод: в стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

 ОПЫТ № 2.

 Воздух окружает нас повсюду.

Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас?

Алёна, есть ли воздух внутри тебя? (Внутри меня нет (есть) воздуха).

 Давайте проверим и проведем такой опыт

Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

 Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)

Так скажи мне, Диана, есть ли внутри тебя воздух? (Внутри меня есть воздух)

 Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

А давайте усложним задание, насыплем в наши стаканы горох и посмотрим, как пляшут горошины, а потом скажем может ли воздух двигать предметы в воде.

Вывод: Воздух может двигать предметы в воде.

ОПЫТ № 3

 Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

 Давайте проверим

 Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер)

 Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

 Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

 Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

ОПЫТ № 4

 Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

 Значит воздух какой? (невидимый)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

 Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

 Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

 Что в пакете? (воздух)

 Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

 Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

 Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;

 Воздух можно почувствовать кожей.

 Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

 Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

 А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

 Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

 Повтори Ваня, какой воздух?

 А теперь давайте представим с вами, что мы летим на воздушном шаре.

 На большом воздушном шаре

 Мы над городом летим

 Видим реки и луга,

 Лес, поля и дом родной.

 Где живем мы всей семьей.

 Мама, папа, ты и я.

 Очень дружная семья.

 На большом воздушном шаре.

 Край родной мы пролетали.

 Шар воздушный как земля,

Где живем, и ты и я.

ОПЫТ № 5

Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)

 Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?

 -А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

 Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.

 А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

 Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

 Но не только человеку нужен воздух.

 Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)

 Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

 Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)

 Какой в лесу воздух? (чистый)

Почему он там чистый? (ответы детей)

 (там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

 Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

 (продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

 Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух? (ответы детей)

 Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

 А у нас в Белгороде какой воздух? (ответы детей)

 В каких местах у нас чистый воздух? (ответы детей)

 А в каких грязный? (ответы детей)

Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем Белгороде?

 (Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.

 Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

 Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

 Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

 Если воздух может быть в шаре, прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)

 Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

С помощью веера мы узнали, что воздух какой? (холодный)

 А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким? (горячим)

 В лесу воздух, какой? (чистый)

 А около завод воздух, какой? (грязный)

 Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха и давайте вспомним стихотворение.

 Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

 Невесомою косынкой

 Он окутывает нас.

 Он в лесу – густой, душистый

 Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

 И лежит на них каймой,

 Мы о нем не говорим.

 Просто мы его вдыхаем –

 Он ведь нам необходим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме: «Свойства снега и льда»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе по теме:«Свойства снега и льда»...

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Загадочный воздух"

Материал позволит сформировать представление о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность...