Кейс «Юный финансист»
материал (подготовительная группа)
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологии в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_yunyy_finansist.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс «Юный финансист»
Пояснительная записка
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологии в дошкольном образовании. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Так возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, целью которого является выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А чтобы у детей приобретался первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формировалась основа в создания будущего экономического мышления, мы применили кейс технологии. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Для своей работы с дошкольниками мною были изготовлены дидактические кейсы по формированию основ финансовой грамотности, т.к. поставила перед собой следующую цель в образовательно-воспитательном процессе: сделать занятия по развитию финансовой грамотности разнообразными, эмоциональными, действенными, позволяющими ребенку получать собственный опыт.
Цель создания кейса: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Кейс направлен на решение задач:
формирование первичных экономических представлений и компетенций;
развитие экономического мышления дошкольников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Предполагаемые результаты по внедрению кейса мероприятий дети могут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Для создания кейса нужно:
Определение темы и вопроса исследования (должны быть интересны детям).
Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации».
Определение контекста.
Планирование кейс- исследования, проведение сбора и анализа материала.
Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития
ситуации.
Описание и редактирование кейса.
Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Правила применения кейс - технологий.
Это интерактивные технологии, где организуется активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.
Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию.
Главные действующие лица – дети.
Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
Акцент переносится на выработку, на сотворчество детей и педагога.
При работе с кейсом следует выдерживать этапы работы.
Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс- технологиями.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации. Кейс можно использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам.
Папки в кейсе располагаются по порядку, в котором следует осваивать материал. Перед использованием материала следующей папки необходимо познакомиться со словарем предложенных экономических терминов. Папки с материалом в кейсе можно объединять для создания разнообразных вариантов игр, решения различных ситуаций. Приведу пример использование папки «Супермаркет». Пособие используется и в качестве дидактической игры «Дорого – дешево», и в качестве организации сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет». Детям предлагается разложить карточки с изображением товаров разной ценовой категории (карандаш, автомобиль, хлеб, торт, велосипед, платье, пенал, ком-пьютер) от самого дешевого к самому дорогому. Далее дошкольникам предлагается сравнить товары и попытаться объяснить почему на товары одной группы (автомобиль – велосипед, карандаш – пенал) разная цена.
Затем может быть организована сюжетно-ролевая игра «Поход в супермаркет». Ребята распределяют роли, раскладывают товары, воспитатель может предложить детям прайс на представленные товары. В ходе игры создаются проблемные ситуации и решаются практические задачи, например: Какие продукты ты купишь, если у тебя есть 10 рублей? Какой подарок другу ты выберешь, имея 5 рублей и т.д.
Также можно предложить детям выбрать товары в супермаркете илиизацию сюжетно-дидактических и сюжетных игр: «Ситимолл», «Супермаркет», «Ры-нок», «Сельская ярмарка» с включением проблемных ситуаций «Где лучше
покупать мёд?», «Что считать удачной покупкой», «Как получить выгодный заказ». В этом направлении также знакомили детей с основами рекламной
деятельности (Откуда берётся реклама? Кто создает рекламу? Какая бывает реклама?) пробовали создать свою рекламу.
В совместной работе с родителями, подобрали материал и создали фото-кейсы «Предприятия нашего региона», «Поход в магазин», «Советуют специалисты», «Уроки бережливости», «Все о деньгах».
Преимущество использования кейс-технологии заключается в следующем: все участники образовательных отношений принимают активное посильное участие в формировании папок кейса, а значит на выходе получается уникальный продукт, отражающий потребности, интересы и возможности данной группы педагогов, родителей, воспитанников.
Кейс-технология положительно зарекомендовала себя в процессе формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Она позволяет развивать познавательную активность, навыки анализа и элементы критического мышления детей.
Можно сделать вывод, что кейс - технология положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...
Кружок "Юный финансист"
Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....