«Сенсорное развитие в режимных моментах»
методическая разработка (средняя группа)
Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с приёмами, способствующими сенсорному развитию детей. Забудьте на время о том, что вы взрослые. Сегодня мы будем играть!!!!
Для начала мы поиграем в игру «Скажем «Здравствуйте»».
Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте!» глазами (игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется).
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом (все участники игры произносят хором слово «здравствуйте»).
А сейчас отгадаем загадки, связанные с темой моего выступления
Красный, синий, золотой,
Расскажи, ещё какой?
Жёлтый, белый и зелёный,
Серебристый и бордовый…
Да, не хватит мне листа,
Чтобы показать …(ЦВЕТА).
А братишка мой, Серёжка,
Математик и чертёжник –
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие…(ФИГУРЫ)
Молодцы!
В ходе режимных моментов мы развиваем у детей зрительное восприятие: восприятие формы, цвета, величины, пространственной ориентировки. Во время утреннего приема, если ребенок плохо расстается с родителями, мы можем предложить ему рассмотреть яркую игрушку или покатать машину. Так же у нас в группе есть специальный утренний ритуал, где дети прикрепляют прищепки на смайлики с настроением. При этом мы проговариваем, какого она цвета. Можно предложить детям игры: «Подбери по цвету» (если ребенок пришел со своей игрушкой, то предлагаем найти игрушку такого же цвета), «Веселые прищепки», «Найди пару» (опять же, к своей игрушке можно найти пару, можно к предметам, которые вы назовете, а можно просто дать готовую игру), «Чья дорожка длиннее» (несколько детей могут выкладывать дорожки на столе из плоскостных фигур или на ковре из объемных), «Четвертый лишний» (можете составить ряды самостоятельно, или предложить готовую игру) и другие.
Таким образом, мы содействуем запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
Во время подготовки к приему пищи мы обращаем внимание на сервировку стола: цвет салфеток, форма и размер посуды и столовых приборов, как она расставлена. Рассматриваем пищу: рассказываем детям, что борщ имеет красный цвет из-за того что в него добавляют свеклу, а она красного цвета. Формируем умение обследовать предметы: учим детей выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам.
Те же задачи позволяют решать такие режимные моменты, как подготовка к прогулке и одевание после дневного сна. Например, игры «Лево-право» (при одевании вспоминаем, где правая рука, и называем предметы, которые находятся с правой стороны, тоже самое с левой рукой), «Длиннее - короче» (обследуем одежду), «Найди по цвету» ( или, к примеру, у кого футболка синего цвета), «Подбери пару».(варежки, носки), «Кто выше» (выходим из группы, строясь по росту),
Выходя на прогулку, мы наблюдаем за клумбами, деревьями и кустарниками на территории детского сада. (описываем их цвет, форму, размер).
I. Вы разделены на 2 команды. Обратите внимание на геометрические фигуры, которые расположены у вас на столах. Вы догадались, о чём пойдёт речь? О форме. Вашему вниманию я представляю игровое упражнение «Скульптор». Вам нужно выбрать ведущего, который будет скульптором, а все остальные участники превращаются в большой кусок пластилина.
- Скульптор слепи следующие фигуры:
- фигуру с тремя углами 1 команда
- фигуру обтекаемой формы 2 команда
- слепи «хорошее настроение». Вместе
II. А кто догадался, для чего вам дорожки? О чём пойдёт речь? О величине. Предлагаю вам упражнение «Постройтесь в шеренгу»(давайте так же по командам)
- по длине волос от самых коротких до самых длинных;
- по размеру ноги;
- по росту от самого высокого до самого низкого.
Молодцы! Вы быстро справились с упражнением. Идём дальше.
Развитие слухового восприятия ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира.
Звуки окружают детей повсюду. Звуки природы, города, детского сада воспринимаются младшими дошкольниками неосознанно. Во время режимных моментов мы обращаем внимание ребят на окружающие их звуки. Например, во время умывания мы прислушиваемся, как журчит вода; готовясь ко сну, учимся слушать тишину. Отправляясь на прогулку, мы наблюдаем за птицами и насекомыми прислушиваемся к их голосам, шум ветра, шум дождя, журчание весенней капели, шуршание листьев, скрип снега, звуки транспорта и другие звуки окружающего мира. Обращаем внимание детей на звуки и спрашиваем «Что там шумит?». Многие режимные моменты мы сопровождаем музыкой. Во время утреннего приема в ясельных группах часто используют веселую, узнаваемую музыку из детских мультфильмов или песни детских композиторов. В течение дня просто поем песенки по желанию детей, вводя такие понятия как «Громко» - «Тихо». Это создает благоприятный эмоциональный фон в группе. В период подготовки к тихому часу включаем спокойные, тихие мелодии, которые успокаивают детей, снимают напряжение и настраивают их на отдых.
Знакомим малышей с разными предметами - это может быть стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная ложка, даем возможность послушать звучание каждого предмета, из чего он сделан (стекло, бумага, дерево, ткань). Поиграть в игру «Послушай что звучит?».(можем включить звуки природы, или музыкальных инструментов).
Закрываем глаза и переливаем воду или шуршим бумагой, пока дети маленькие сначала делаем это со зрительной опорой. Перед тем как рассказывать о диких или домашних животных мы играем в игру «Чей голос ты слышишь?». Здесь можно поработать над интонацией. (Предложить громко полаять, или изобразить маленького котеночка и тихо помяукать). Так же можно провести работу над звукоподражанием поиграть в игру что за животное (ИГО-ГО, КВА-КВА, ГАВ-ГАВ). Во время одевания на прогулку обратить внимание на звучание элементов одежды: молнии, клепок, липучек, видов тканей (шуршит, не шуршит).
II. А как вы думаете, для чего на столах коробочки? Здесь нас с вами ждёт игра «Шумовые коробочки».
«Найди пару по звуку».
Возьмите по одной коробочке. Давайте по очереди друг за другом, послушаем, как звучат коробочки. Обращаю ваше внимание, что все коробочки звучат по-разному. Теперь по очереди по одному позвените одной коробочкой, чтобы найти пару.
«Составление шумового ряда».
Нужно расставить коробочки в ряд. Прежде всего, найти самый громкий, и от него все тише, и тише. Количество коробочек зависит от способностей ребёнка. Вы дети большие, поэтому у вас коробочек много))
Системы сенсорного восприятия, в частности, обоняние и вкус – это настоящее богатство, которым наделила природа человека. Формирование вкуса у ребенка начинается с приема пищи. Кроме навыков самообслуживания дети получают новый сенсорный опыт. В осенние и зимние периоды за обедом мы используем в пищу салаты с луком и чесноком, в летнее время выращиваем на подоконнике зеленый лук. Мы говорим детям, что лук имеет горький вкус, но, не смотря на это, он очень полезный. Лимонный напиток или напиток из ягод имеют кисло-сладкий вкус. Так же каша имеет запах молока и тд. В прошлом году мы провели проект в котором дети попробовали большое количество овощей и фруктов, изучили их запах. Играли в игру «Отгадай фрукт по запаху». Во время целевых экскурсий к «Огороду» мы знакомили детей с запахом укропа и других растений. Так же в сад некоторые дети приходят надушившись, тоже обращаем на это внимание.
Поиграем в игру «Угадай еду с закрытыми глазами»
В том году мы с вами нюхали и отгадывали, в этом будем пробовать!
Выберите одного человека от каждой команды, который будет подопытным.
Осязание является одним из наиболее обширных способов познания окружающего мира, так как тактильные клетки находятся по всему телу. Одеваясь на прогулку, мы обращаем внимание детей на то, что есть сапоги кожаные, а есть резиновые, что варежки у кого то вязаные, колючие, а у кого то плюшевые мягкие. Во время гигиенических процедур экспериментируем вместе с детьми с водой, мылом, тканью. Меняем температуру воды. Вытирая руки, сравниваем два полотенца: одно махровое – мягкое и хлопковое - более грубое. Отправляясь на дневной сон, обращаем внимание, что подушка мягкая, а одеяло холодное, когда они лягут, оно станет теплым. После дневного сна детей ждет дорожка здоровья с разными материалами: пуговицы, мех, мешочки с крупами. Так же в течение дня используем картотеки игр с водой и песком, сенсорные коробки, направленные на тактильные ощущения. Играем в игру «Волшебный мешочек».
VI. Уважаемые игроки, в прошлый раз мы играли с вами в подобную игру, сейчас маленько изменим условия. Обратите внимание на «Ящик ощущений». Я предлагаю узнать на ощупь, что находится в этом ящике. Вам нужно выбрать одного ведущего, который осязательным путём будет описывать предмет, находящийся в ящике. Остальные игроки угадывают, что в ящике. Игрок, угадавший предмет продолжает игру.
Таким образом, при правильной организации режимные моменты в группе позволяют формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развивать все виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; положительно влияют на общее психическое и физическое развитие ребенка.
Перед вами лежит лист бумаги, предлагаю выбрать любой материал и нарисовать картину по вашему желанию, но есть одно условие: вы не должны договариваться о том, что будете рисовать. Посмотрим, что получится. Рассмотреть картину, предложить её описать.
А наша встреча подошла к концу. Мне очень понравилось с вами играть. А понравилось ли вам играть со мной, я предлагаю это узнать при помощи волшебного цветка. Рефлексия «Цветок»: прицепите к серединке цветка:
зелёный лепесток, если встреча прошла плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе;
синий лепесток, если тематика встречи для вас знакома, и вы давно используете все в своей работе;
красный лепесток, если встреча для вас была не интересна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_teplikina.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему «Сенсорное развитие в режимных моментах»
Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с приёмами, способствующими сенсорному развитию детей. Забудьте на время о том, что вы взрослые. Сегодня мы будем играть!!!!
Для начала мы поиграем в игру «Скажем «Здравствуйте»».
Скажем «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте!» глазами (игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется).
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом (все участники игры произносят хором слово «здравствуйте»).
А сейчас отгадаем загадки, связанные с темой моего выступления
Красный, синий, золотой,
Расскажи, ещё какой?
Жёлтый, белый и зелёный,
Серебристый и бордовый…
Да, не хватит мне листа,
Чтобы показать …(ЦВЕТА).
А братишка мой, Серёжка,
Математик и чертёжник –
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие…(ФИГУРЫ)
Молодцы!
В ходе режимных моментов мы развиваем у детей зрительное восприятие: восприятие формы, цвета, величины, пространственной ориентировки. Во время утреннего приема, если ребенок плохо расстается с родителями, мы можем предложить ему рассмотреть яркую игрушку или покатать машину. Так же у нас в группе есть специальный утренний ритуал, где дети прикрепляют прищепки на смайлики с настроением. При этом мы проговариваем, какого она цвета. Можно предложить детям игры: «Подбери по цвету» (если ребенок пришел со своей игрушкой, то предлагаем найти игрушку такого же цвета), «Веселые прищепки», «Найди пару» (опять же, к своей игрушке можно найти пару, можно к предметам, которые вы назовете, а можно просто дать готовую игру), «Чья дорожка длиннее» (несколько детей могут выкладывать дорожки на столе из плоскостных фигур или на ковре из объемных), «Четвертый лишний» (можете составить ряды самостоятельно, или предложить готовую игру) и другие.
Таким образом, мы содействуем запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
Во время подготовки к приему пищи мы обращаем внимание на сервировку стола: цвет салфеток, форма и размер посуды и столовых приборов, как она расставлена. Рассматриваем пищу: рассказываем детям, что борщ имеет красный цвет из-за того что в него добавляют свеклу, а она красного цвета. Формируем умение обследовать предметы: учим детей выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам.
Те же задачи позволяют решать такие режимные моменты, как подготовка к прогулке и одевание после дневного сна. Например, игры «Лево-право» (при одевании вспоминаем, где правая рука, и называем предметы, которые находятся с правой стороны, тоже самое с левой рукой), «Длиннее - короче» (обследуем одежду), «Найди по цвету» ( или, к примеру, у кого футболка синего цвета), «Подбери пару».(варежки, носки), «Кто выше» (выходим из группы, строясь по росту),
Выходя на прогулку, мы наблюдаем за клумбами, деревьями и кустарниками на территории детского сада. (описываем их цвет, форму, размер).
I. Вы разделены на 2 команды. Обратите внимание на геометрические фигуры, которые расположены у вас на столах. Вы догадались, о чём пойдёт речь? О форме. Вашему вниманию я представляю игровое упражнение «Скульптор». Вам нужно выбрать ведущего, который будет скульптором, а все остальные участники превращаются в большой кусок пластилина.
- Скульптор слепи следующие фигуры:
- фигуру с тремя углами 1 команда
- фигуру обтекаемой формы 2 команда
- слепи «хорошее настроение». Вместе
II. А кто догадался, для чего вам дорожки? О чём пойдёт речь? О величине. Предлагаю вам упражнение «Постройтесь в шеренгу»(давайте так же по командам)
- по длине волос от самых коротких до самых длинных;
- по размеру ноги;
- по росту от самого высокого до самого низкого.
Молодцы! Вы быстро справились с упражнением. Идём дальше.
Развитие слухового восприятия ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира.
Звуки окружают детей повсюду. Звуки природы, города, детского сада воспринимаются младшими дошкольниками неосознанно. Во время режимных моментов мы обращаем внимание ребят на окружающие их звуки. Например, во время умывания мы прислушиваемся, как журчит вода; готовясь ко сну, учимся слушать тишину. Отправляясь на прогулку, мы наблюдаем за птицами и насекомыми прислушиваемся к их голосам, шум ветра, шум дождя, журчание весенней капели, шуршание листьев, скрип снега, звуки транспорта и другие звуки окружающего мира. Обращаем внимание детей на звуки и спрашиваем «Что там шумит?». Многие режимные моменты мы сопровождаем музыкой. Во время утреннего приема в ясельных группах часто используют веселую, узнаваемую музыку из детских мультфильмов или песни детских композиторов. В течение дня просто поем песенки по желанию детей, вводя такие понятия как «Громко» - «Тихо». Это создает благоприятный эмоциональный фон в группе. В период подготовки к тихому часу включаем спокойные, тихие мелодии, которые успокаивают детей, снимают напряжение и настраивают их на отдых.
Знакомим малышей с разными предметами - это может быть стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная ложка, даем возможность послушать звучание каждого предмета, из чего он сделан (стекло, бумага, дерево, ткань). Поиграть в игру «Послушай что звучит?».(можем включить звуки природы, или музыкальных инструментов).
Закрываем глаза и переливаем воду или шуршим бумагой, пока дети маленькие сначала делаем это со зрительной опорой. Перед тем как рассказывать о диких или домашних животных мы играем в игру «Чей голос ты слышишь?». Здесь можно поработать над интонацией. (Предложить громко полаять, или изобразить маленького котеночка и тихо помяукать). Так же можно провести работу над звукоподражанием поиграть в игру что за животное (ИГО-ГО, КВА-КВА, ГАВ-ГАВ). Во время одевания на прогулку обратить внимание на звучание элементов одежды: молнии, клепок, липучек, видов тканей (шуршит, не шуршит).
II. А как вы думаете, для чего на столах коробочки? Здесь нас с вами ждёт игра «Шумовые коробочки».
«Найди пару по звуку».
Возьмите по одной коробочке. Давайте по очереди друг за другом, послушаем, как звучат коробочки. Обращаю ваше внимание, что все коробочки звучат по-разному. Теперь по очереди по одному позвените одной коробочкой, чтобы найти пару.
«Составление шумового ряда».
Нужно расставить коробочки в ряд. Прежде всего, найти самый громкий, и от него все тише, и тише. Количество коробочек зависит от способностей ребёнка. Вы дети большие, поэтому у вас коробочек много))
Системы сенсорного восприятия, в частности, обоняние и вкус – это настоящее богатство, которым наделила природа человека. Формирование вкуса у ребенка начинается с приема пищи. Кроме навыков самообслуживания дети получают новый сенсорный опыт. В осенние и зимние периоды за обедом мы используем в пищу салаты с луком и чесноком, в летнее время выращиваем на подоконнике зеленый лук. Мы говорим детям, что лук имеет горький вкус, но, не смотря на это, он очень полезный. Лимонный напиток или напиток из ягод имеют кисло-сладкий вкус. Так же каша имеет запах молока и тд. В прошлом году мы провели проект в котором дети попробовали большое количество овощей и фруктов, изучили их запах. Играли в игру «Отгадай фрукт по запаху». Во время целевых экскурсий к «Огороду» мы знакомили детей с запахом укропа и других растений. Так же в сад некоторые дети приходят надушившись, тоже обращаем на это внимание.
Поиграем в игру «Угадай еду с закрытыми глазами»
В том году мы с вами нюхали и отгадывали, в этом будем пробовать!
Выберите одного человека от каждой команды, который будет подопытным.
Осязание является одним из наиболее обширных способов познания окружающего мира, так как тактильные клетки находятся по всему телу. Одеваясь на прогулку, мы обращаем внимание детей на то, что есть сапоги кожаные, а есть резиновые, что варежки у кого то вязаные, колючие, а у кого то плюшевые мягкие. Во время гигиенических процедур экспериментируем вместе с детьми с водой, мылом, тканью. Меняем температуру воды. Вытирая руки, сравниваем два полотенца: одно махровое – мягкое и хлопковое - более грубое. Отправляясь на дневной сон, обращаем внимание, что подушка мягкая, а одеяло холодное, когда они лягут, оно станет теплым. После дневного сна детей ждет дорожка здоровья с разными материалами: пуговицы, мех, мешочки с крупами. Так же в течение дня используем картотеки игр с водой и песком, сенсорные коробки, направленные на тактильные ощущения. Играем в игру «Волшебный мешочек».
VI. Уважаемые игроки, в прошлый раз мы играли с вами в подобную игру, сейчас маленько изменим условия. Обратите внимание на «Ящик ощущений». Я предлагаю узнать на ощупь, что находится в этом ящике. Вам нужно выбрать одного ведущего, который осязательным путём будет описывать предмет, находящийся в ящике. Остальные игроки угадывают, что в ящике. Игрок, угадавший предмет продолжает игру.
Таким образом, при правильной организации режимные моменты в группе позволяют формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развивать все виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; положительно влияют на общее психическое и физическое развитие ребенка.
Перед вами лежит лист бумаги, предлагаю выбрать любой материал и нарисовать картину по вашему желанию, но есть одно условие: вы не должны договариваться о том, что будете рисовать. Посмотрим, что получится. Рассмотреть картину, предложить её описать.
А наша встреча подошла к концу. Мне очень понравилось с вами играть. А понравилось ли вам играть со мной, я предлагаю это узнать при помощи волшебного цветка. Рефлексия «Цветок»: прицепите к серединке цветка:
зелёный лепесток, если встреча прошла плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе;
синий лепесток, если тематика встречи для вас знакома, и вы давно используете все в своей работе;
красный лепесток, если встреча для вас была не интересна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – ролевая игра.Сетка совместной образовательной деятельности по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в режимных моментах во 2-й младшей группе.
Сетка совместной образовательной деятельности по...
ОО «Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах.
Сетка совместной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах.Старшая группа Сюжетно – ролеваяМесяц Этапы...
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют прие...
Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах в ДОУ
социально-коммуникативное развитие в режимных моментах в ДОУ...
«Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей 4-5 лет»
Развитие речи важно для развития мыслительной способностиребёнка,а долг воспитателя – научить его логически мыслитьи связно выражать свои мысли»К.Д. УшинскийРечь, во всем ее многообразии, ...