Проект Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа)

Парфений Валентина Ефимовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53


 

 

 

 

 

Проект

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

image

 

Воспитатель:

Парфений Валентина Ефимовна

 

 

 

 

Содержание

 

1.Описание проекта………………………………………………………3                                          

2.Цели и задачи проекта……………………………………………….....5

3.Этапы реализации проекта………………………………………..……7

4.Взаимодействие с родителями…………………………………………11

5.Проектирование развивающей среды…………………………………12

6.Результат реализации проекта…….…………………………..…..…...14

Список литературы………………………………………………………..16

Приложения………………………………………………………………..17                                          

 

 

 

 

1.Описание проекта

Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек. Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие.

Именно поэтому ведущими педагогами-практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М. Монтессори (Ю. Фаусек, Е. Хилтунен и др.). Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы.

Проблемой развития мелкой моторики детей занимались  и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. 

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики и речи в младшем дошкольном возрасте тесно взаимосвязано. Выяснилось, что развитие этих двух областей у детей происходит одновременно, и это объясняется физической близостью участков мозга, ответственных за движение пальцев и развитие речи.

Когда мы развиваем мелкую моторику у детей, мы также стимулируем развитие речи. Это происходит благодаря механизму, связанному с передачей сигналов в головной мозг. При выполнении мелких движений пальцами рук, в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки, отвечающие за формирование речевых навыков у ребёнка.

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей имеет значительное влияние на развитие их речи. Это связано с тесной взаимосвязью участков мозга, отвечающих за эти две важные сферы. Поэтому, важно не только активно развивать моторику пальцев и рук у детей, но и осознанно использовать это воздействие для стимуляции и улучшения их речевого развития.

 

 

 

2.Цели и задачи проекта

Цель проектной работы – разработать и реализовать проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.

 Задачи

Сoциально-коммуникативные

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие

oбучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

Научить детей четко прoизносить слова пoтешек , скoрoговорoк и стихoтворений, сoчетая их с движениями;

Знакoмить детей с названием пальчикoв;

Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитии

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое

Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

Формировать умение договаривать строки стихотворения;

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики;

Формировать умение согласовывать движение с речью;

Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

В проект включены зaнятия плaстилинографии , пaльчиковые игры, игры со специальным oбoрудованием (шнуровки, мозaйки , игры с крупой, с предметами) и др.

Дaнный проект рaзрабoтан по принципу интеграции обрaзовательных oблaстей: сoциaльнo – коммуникaтивное, пoзнaвaтельнoе рaзвитие, речевое рaзвитие, художественно-эстетическое рaзвитие, физическое рaзвитие.


 

 

Планируемые результаты освоения программы:

- рaсширение словарного зaпасa детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- рaзвитие пaмяти;

- повышение уровня рaзвития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;

- нaблюдается интерес к пaльчиковым играм;

- формируются нaвыки работы с пластилином.

 

Работа по детскому проекту осуществлялась по трем направлениям:

- совместная игровая деятельность с детьми.

- развивающая среда;

- взаимодействие с родителями.

 

Участники проекта:

Воспитатель

Дети

Родители и другие члены семьи.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

- консультации для родителей:

«Умные пальчики» «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развития »

- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;

- изготовление гирлянд из салфеток путем сжимания;

- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;

- семинары – практикумы для родителей

 

 

3.Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

• oпределение темы, целей и задач, сoдержания прoекта, прoгнoзирование результата;

• oбсуждение с рoдителями прoекта, выяснение вoзмoжностей, средств, неoбходимых для реализации прoекта, oпределение сoдержания, длительнoсти прoекта и участия в нем рoдителей.

Изучение методической литературы по данной теме: О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель », 2001 год)

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.

Подготовка наглядного материала:

• письменных консультаций, стендов информации;

• выставки детских работ .

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Провести мониторинг по развитию речи детей.

Разработать картотеку пальчиковых игр.

 

 

  1. Основной этап:

 

 

Месяц

Вид деятельности

сентябрь

Чтение русской народной сказки «Курочка ряба», выполнение лепки «Яичко», игры с яичком от киндер-сюрпризов, игры с мышкой (пальчиковая кукла).

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Курочка ряба».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Настольная игра «Мозаика».

 

Октябрь

Чтение русской народной сказки  «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, лепка «Колобок», игры с колобком.

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Колобок» (настольный театр)

Пальчиковые игры

1. Пальчиковая игра «Засолка капусты для зайчика».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

 

 

Ноябрь

Чтение русской народной сказки  «Теремок» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Волк»; рассказ-проигрывание потешки «Солнышко - ведрышко»       

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Теремок» (стендовый театр – фланелеграф)                                                                                                          П/и «Мишка косолапый»; пальчиковая игра «Лисята»                       

 Музыкальная игра «Лесные гости»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Хлеб» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Овощи», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупный пазл ).

 

Декабрь

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Маша и Медведь» и рассматривание иллюстраций к ней; пальчиковая игра «Пирожки для мишки»

 артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Медведь рычит»                                 Игра-инсценировка сказки «Маша и Медведь» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)                                                            

Прослушивание русской народной песни «Полянка» муз. в обр. Г.Фрида

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Зимние забавы»

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

 

Январь

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Рукавичка» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер дует»                                        

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Варежка» (стендовый театр – фланелеграф) 

 Подвижная музыкальная игра «К нам гости пришли!»; пальчиковая игра «Курочка»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Новый год»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

 

Февраль

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к ней                             

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Три медведя» (стендовый театр – фланелеграф)                             

 П/и «Мишка косолапый» (театр масок); гимнастика после сна «Мишки»      

Слушание песни «Верхом на лошадке» муз. А.Гречаникова

Пальчиковые игры

1.Закрепление пальчиковых игр «Прогулка»

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

 

Март

Чтение сказки русской народной сказки  «Кот, Петух и лиса» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Петушок-петушок, золотой гребешок…»   

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Кот, Петух и лиса» (театр би-ба-бо)

  Игровое упражнение «Петушок»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Наши мамы»

2.Пальчиковые игры «Стирка».

3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

 

Апрель

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Волк и семеро козлят» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание – проигрывание потешки «Пошел котик на торжок»                                           

  Игра-инсценировка фрагмента сказки «Волк и семеро козлят» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)                                                      Прослушивание песни «Собачка» муз. Насауленко с музыкально-ритмичными движениями

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Перелетные птицы»

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Цветы».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

 

Май

Проведение итогового мероприятия: презентация Сенсорной книги»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Собери фрукты».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «Цветик-семицветик».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Настольные игры с сенсорной книгой.

 

   

3. Заключительный:                                                                                                       

    -  Презентация проекта;

- Мастер-класс для родителей «Сенсорная книга своими руками»

 

 

4. Взаимодействие с родителями

Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:

- выступление на родительских собраниях,

- в изготовлении дидактических игр;

- тематические выставки, беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;

Мной были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье, провела мастер-класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников».

Цель: знакомство родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи:

- Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;

- Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.

В родительском уголке я оформила наглядный материал по нескольким темам для развития детей. В первую очередь, я посвятила внимание пальчиковым играм, которые играют важную роль в развитии речи. Далее, я подготовила информацию о развитии речи у детей в возрасте 3-4 лет и представила разнообразные игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Кроме того, я провела мастер-класс, в котором рассказала родителям о важности пальчиковых игр в развитии речи дошкольников. Это было отличным способом знакомства родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Все мои консультации для родителей были нацелены на актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье. Моя главная цель заключалась в том, чтобы помочь родителям понять важность пальчиковых игр и различных игр, способствующих развитию мелкой моторики у их детей.

Я надеюсь, что родители получили полезную информацию на моем мастер-классе и найдут время и возможности проводить подобные игры с своими детьми. Ведь активное участие в развитии мелкой моторики с самого раннего возраста способствует гармоничному развитию ребенка и будет полезным и интересным для всей семьи.

 

 

5.Проектирование развивающей среды

Для того чтобы создать развивающую среду пальчиковых игр для развития родной речи, нужно создать условия с изготовления пальчиковых кукол, мягких игрушек с застегиванием и расстегиванием пуговиц (на силуэт зверя пристегиваем уши, хвостик лапы).

При построении развивающей предметно-пространственной среды  мы учитывали возрастные особенности детей.

Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда:

- оборудован театральный уголок для пальчикового театра и самостоятельной деятельности детей;

- оборудован уголок с дидактическими пособиями по развитию мелкой моторики;

- подобраны и оформлены картотеки пальчиковых игр..

1.Пальчиковый театр.

Персонажи для пальчикового театра нужно сделаны из плотной бумаги (миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы). Рисуем целые фигурки или только головки зверюшек и человечков, после чего приклеиваем картонным колечкам, которые надеваются на пальцы. Также можно сделать из коробочек и нужно сделать отверстие снизу и надевать персонаж на палец.

2. Игрушки топтушки или танцующие куклы.

Вырезаем кусочек картона на два сантиметра шире двух пальцев. Делаем у основания две дырочки для пальцев. Рисуем лицо персонажа, к нему приклеиваем волосы из ниток. Продеваем пальцы до второго сустава в дырочки и заставляем кукол танцевать.

3. Куклы из варежек.

Старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Можно превратить варежку в целого зверя. Головку делаем отдельно, пришиваем к варежке. Ребенок надевает варежку и разгибает, сгибает пальцы в листья. Эту куклу очень хорошо использовать в диалоге между детьми.

4. Куклы из перчаток.

Персонаж из такого театра можно сделать из старых перчаток или сшить. Можно сделать перчатки из 4-5 пальцев. Головку также шьем отдельно и пришиваем к перчатке, чтоб головка была сверху, а пальцы - это ноги кукол (зверя).

5. Куклы - наперстки.

Вырежем полоски из бумаги 2*5 см. в центре каждой полоски рисуем рожицу. Оборачиваем полоску вокруг пальца, склеиваем по размеру. Приклеиваем затем волосы и ушки зверушке, и потом можно играть.

6. Объемные мягкие игрушки со шнуровкой и пуговицами для завязывания и развязывания шнуровки. На застегивании и расстегивании и пуговиц (на силуэт зверя пристегиваем уши, хвостик, лапы) или пристегиваем колеса к машине - отремонтировали. Игрушки можно сшить из старого суконного материала.

Все эти атрибуты нужно сделать вместе с родителями, для этой цели были продуманы темы консультаций и бесед на тему «Развиваем пальчики – развиваем речь».

Нами составлена папка передвижка для родительского уголка на тему: «Как организовать кукольный театр дома» и «Игры с пальчиками», с целью ознакомления родителей с организацией в домашних условиях кукольного театра и упражнения на пальцах, так как ритмичные движения пальцами очень нравится детям. С помощью пальчиковых игр и игрушек можно общаться с любым ребенком.

Таким образом, развивающая среда пальчиковых игр помогает выявить проблемы и указывает возможные пути преодоления трудностей.

 

 

 

6.Результат реализации проекта

Работа над проектом ведётся и через организованно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки. Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта:

- у детей увеличился словарный запас, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители стали единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме;

- кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений;

- предложенные игры и упражнения помогли развить мелкую моторику рук детей.

 

 

Заключение

Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. «Астрель», 2006;
  2. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  3. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  4. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  5. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  6. О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
  7. С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

 

 

 

Приложение 1

Картотека пальчиковых игр

 

 

"Засолим капусту"

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца

 

"Хлеб"

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

 

"Зимние забавы"

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

"Художник"

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка
оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..») Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. 
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми
пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)

Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь
правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на лице)

"Новый год"

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

 

"Прогулка"

Раз,два,три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

 

"Стирка"

Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

"Наши мамы"

Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер, Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель, врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

 

"Перелетные птицы"

Тили-тили, тили-тели - С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

 

"Цветы"

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши алые цветки Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, Головками качают.

 

"Круглый год, круглый год!"

 

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,А за весною следом

Торопится к нам лето. И у кого не спросим -Идет за летом осень.

А за осенью сама Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

 

"Насекомые"

Дружно пальчики считаем Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchik.docx329.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53


Проект

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Парфений Валентина Ефимовна


Содержание

1.Описание проекта………………………………………………………3        

2.Цели и задачи проекта……………………………………………….....5

3.Этапы реализации проекта………………………………………..……7

4.Взаимодействие с родителями…………………………………………11

5.Проектирование развивающей среды…………………………………12

6.Результат реализации проекта…….…………………………..…..…...14

Список литературы………………………………………………………..16

Приложения………………………………………………………………..17        


1.Описание проекта

Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек. Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие.

Именно поэтому ведущими педагогами-практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М. Монтессори (Ю. Фаусек, Е. Хилтунен и др.). Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы.

Проблемой развития мелкой моторики детей занимались  и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. 

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики и речи в младшем дошкольном возрасте тесно взаимосвязано. Выяснилось, что развитие этих двух областей у детей происходит одновременно, и это объясняется физической близостью участков мозга, ответственных за движение пальцев и развитие речи.

Когда мы развиваем мелкую моторику у детей, мы также стимулируем развитие речи. Это происходит благодаря механизму, связанному с передачей сигналов в головной мозг. При выполнении мелких движений пальцами рук, в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки, отвечающие за формирование речевых навыков у ребёнка.

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей имеет значительное влияние на развитие их речи. Это связано с тесной взаимосвязью участков мозга, отвечающих за эти две важные сферы. Поэтому, важно не только активно развивать моторику пальцев и рук у детей, но и осознанно использовать это воздействие для стимуляции и улучшения их речевого развития.


2.Цели и задачи проекта

Цель проектной работы – разработать и реализовать проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.

 Задачи

Сoциально-коммуникативные

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие

oбучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

Научить детей четко прoизносить слова пoтешек , скoрoговорoк и стихoтворений, сoчетая их с движениями;

Знакoмить детей с названием пальчикoв;

Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитии

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое

Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

Формировать умение договаривать строки стихотворения;

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики;

Формировать умение согласовывать движение с речью;

Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

В проект включены зaнятия плaстилинографии , пaльчиковые игры, игры со специальным oбoрудованием (шнуровки, мозaйки , игры с крупой, с предметами) и др.

Дaнный проект рaзрабoтан по принципу интеграции обрaзовательных oблaстей: сoциaльнo – коммуникaтивное, пoзнaвaтельнoе рaзвитие, речевое рaзвитие, художественно-эстетическое рaзвитие, физическое рaзвитие.


 

Планируемые результаты освоения программы:

- рaсширение словарного зaпасa детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- рaзвитие пaмяти;

- повышение уровня рaзвития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;

- нaблюдается интерес к пaльчиковым играм;

- формируются нaвыки работы с пластилином.

Работа по детскому проекту осуществлялась по трем направлениям:

- совместная игровая деятельность с детьми.

- развивающая среда;

- взаимодействие с родителями.

Участники проекта:

Воспитатель

Дети

Родители и другие члены семьи.

Взаимодействие с семьями воспитанников

- консультации для родителей:

«Умные пальчики» «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развития »

- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;

- изготовление гирлянд из салфеток путем сжимания;

- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;

- семинары – практикумы для родителей


3.Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

• oпределение темы, целей и задач, сoдержания прoекта, прoгнoзирование результата;

• oбсуждение с рoдителями прoекта, выяснение вoзмoжностей, средств, неoбходимых для реализации прoекта, oпределение сoдержания, длительнoсти прoекта и участия в нем рoдителей.

Изучение методической литературы по данной теме: О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель », 2001 год)

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.

Подготовка наглядного материала:

• письменных консультаций, стендов информации;

• выставки детских работ .

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Провести мониторинг по развитию речи детей.

Разработать картотеку пальчиковых игр.

  1. Основной этап:

Месяц

Вид деятельности

сентябрь

Чтение русской народной сказки «Курочка ряба», выполнение лепки «Яичко», игры с яичком от киндер-сюрпризов, игры с мышкой (пальчиковая кукла).

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Курочка ряба».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

Чтение русской народной сказки  «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, лепка «Колобок», игры с колобком.

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Колобок» (настольный театр)

Пальчиковые игры

1. Пальчиковая игра «Засолка капусты для зайчика».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

Ноябрь

Чтение русской народной сказки  «Теремок» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Волк»; рассказ-проигрывание потешки «Солнышко - ведрышко»        

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Теремок» (стендовый театр – фланелеграф)                                                                                                          П/и «Мишка косолапый»; пальчиковая игра «Лисята»                        

 Музыкальная игра «Лесные гости»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Хлеб» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Овощи», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупный пазл ).

Декабрь

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Маша и Медведь» и рассматривание иллюстраций к ней; пальчиковая игра «Пирожки для мишки»

 артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Медведь рычит»                                 Игра-инсценировка сказки «Маша и Медведь» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)                                                            

Прослушивание русской народной песни «Полянка» муз. в обр. Г.Фрида

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Зимние забавы»

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Рукавичка» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер дует»                                        

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Варежка» (стендовый театр – фланелеграф)  

 Подвижная музыкальная игра «К нам гости пришли!»; пальчиковая игра «Курочка»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Новый год»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к ней                              

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Три медведя» (стендовый театр – фланелеграф)                              

 П/и «Мишка косолапый» (театр масок); гимнастика после сна «Мишки»      

Слушание песни «Верхом на лошадке» муз. А.Гречаникова

Пальчиковые игры

1.Закрепление пальчиковых игр «Прогулка»

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

Чтение сказки русской народной сказки  «Кот, Петух и лиса» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Петушок-петушок, золотой гребешок…»    

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Кот, Петух и лиса» (театр би-ба-бо)

  Игровое упражнение «Петушок»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Наши мамы»

2.Пальчиковые игры «Стирка».

3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

Чтение фрагмента русской народной сказки  «Волк и семеро козлят» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание – проигрывание потешки «Пошел котик на торжок»                                            

  Игра-инсценировка фрагмента сказки «Волк и семеро козлят» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)                                                      Прослушивание песни «Собачка» муз. Насауленко с музыкально-ритмичными движениями

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Перелетные птицы»

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Цветы».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

Проведение итогового мероприятия: презентация Сенсорной книги»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Собери фрукты».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «Цветик-семицветик».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Настольные игры с сенсорной книгой.

3. Заключительный:                                                                                                        

    -  Презентация проекта;

- Мастер-класс для родителей «Сенсорная книга своими руками»


4. Взаимодействие с родителями

Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:

- выступление на родительских собраниях,

- в изготовлении дидактических игр;

- тематические выставки, беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;

Мной были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье, провела мастер-класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников».

Цель: знакомство родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи:

- Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;

- Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.

В родительском уголке я оформила наглядный материал по нескольким темам для развития детей. В первую очередь, я посвятила внимание пальчиковым играм, которые играют важную роль в развитии речи. Далее, я подготовила информацию о развитии речи у детей в возрасте 3-4 лет и представила разнообразные игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Кроме того, я провела мастер-класс, в котором рассказала родителям о важности пальчиковых игр в развитии речи дошкольников. Это было отличным способом знакомства родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Все мои консультации для родителей были нацелены на актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье. Моя главная цель заключалась в том, чтобы помочь родителям понять важность пальчиковых игр и различных игр, способствующих развитию мелкой моторики у их детей.

Я надеюсь, что родители получили полезную информацию на моем мастер-классе и найдут время и возможности проводить подобные игры с своими детьми. Ведь активное участие в развитии мелкой моторики с самого раннего возраста способствует гармоничному развитию ребенка и будет полезным и интересным для всей семьи.


5.Проектирование развивающей среды

Для того чтобы создать развивающую среду пальчиковых игр для развития родной речи, нужно создать условия с изготовления пальчиковых кукол, мягких игрушек с застегиванием и расстегиванием пуговиц (на силуэт зверя пристегиваем уши, хвостик лапы).

При построении развивающей предметно-пространственной среды  мы учитывали возрастные особенности детей.

Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда:

- оборудован театральный уголок для пальчикового театра и самостоятельной деятельности детей;

- оборудован уголок с дидактическими пособиями по развитию мелкой моторики;

- подобраны и оформлены картотеки пальчиковых игр..

1.Пальчиковый театр.

Персонажи для пальчикового театра нужно сделаны из плотной бумаги (миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы). Рисуем целые фигурки или только головки зверюшек и человечков, после чего приклеиваем картонным колечкам, которые надеваются на пальцы. Также можно сделать из коробочек и нужно сделать отверстие снизу и надевать персонаж на палец.

2. Игрушки топтушки или танцующие куклы.

Вырезаем кусочек картона на два сантиметра шире двух пальцев. Делаем у основания две дырочки для пальцев. Рисуем лицо персонажа, к нему приклеиваем волосы из ниток. Продеваем пальцы до второго сустава в дырочки и заставляем кукол танцевать.

3. Куклы из варежек.

Старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Можно превратить варежку в целого зверя. Головку делаем отдельно, пришиваем к варежке. Ребенок надевает варежку и разгибает, сгибает пальцы в листья. Эту куклу очень хорошо использовать в диалоге между детьми.

4. Куклы из перчаток.

Персонаж из такого театра можно сделать из старых перчаток или сшить. Можно сделать перчатки из 4-5 пальцев. Головку также шьем отдельно и пришиваем к перчатке, чтоб головка была сверху, а пальцы - это ноги кукол (зверя).

5. Куклы - наперстки.

Вырежем полоски из бумаги 2*5 см. в центре каждой полоски рисуем рожицу. Оборачиваем полоску вокруг пальца, склеиваем по размеру. Приклеиваем затем волосы и ушки зверушке, и потом можно играть.

6. Объемные мягкие игрушки со шнуровкой и пуговицами для завязывания и развязывания шнуровки. На застегивании и расстегивании и пуговиц (на силуэт зверя пристегиваем уши, хвостик, лапы) или пристегиваем колеса к машине - отремонтировали. Игрушки можно сшить из старого суконного материала.

Все эти атрибуты нужно сделать вместе с родителями, для этой цели были продуманы темы консультаций и бесед на тему «Развиваем пальчики – развиваем речь».

Нами составлена папка передвижка для родительского уголка на тему: «Как организовать кукольный театр дома» и «Игры с пальчиками», с целью ознакомления родителей с организацией в домашних условиях кукольного театра и упражнения на пальцах, так как ритмичные движения пальцами очень нравится детям. С помощью пальчиковых игр и игрушек можно общаться с любым ребенком.

Таким образом, развивающая среда пальчиковых игр помогает выявить проблемы и указывает возможные пути преодоления трудностей.


6.Результат реализации проекта

Работа над проектом ведётся и через организованно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки. Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта:

- у детей увеличился словарный запас, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители стали единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме;

- кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений;

- предложенные игры и упражнения помогли развить мелкую моторику рук детей.


Заключение

Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.


Список используемой литературы

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. «Астрель», 2006;
  2. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
  3. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  4. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  5. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  6. О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
  7. С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);


Приложение 1

Картотека пальчиковых игр

 

 

"Засолим капусту"

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца

 

"Хлеб"

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

 

"Зимние забавы"

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

"Художник"

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка
оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..») 
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. 
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми
пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)

Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь
правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на лице)

"Новый год"

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

 

"Прогулка"

Раз,два,три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

 

"Стирка"

Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

"Наши мамы"

Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер, Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель, врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

 

"Перелетные птицы"

Тили-тили, тили-тели - С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

 

"Цветы"

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши алые цветки Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, Головками качают.

 

"Круглый год, круглый год!"

 

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,А за весною следом

Торопится к нам лето. И у кого не спросим -Идет за летом осень.

А за осенью сама Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

 

"Насекомые"

Дружно пальчики считаем Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В  младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...

самообразование на 2021-2022 г. "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста".

Самообразование по теме: "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"....

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...