Оказание педагогической поддержки родителям в духовно-нравственном воспитании детей
статья

Засухина Анна Леонидовна

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крутинский детский сад «Светлячок»» Крутинского муниципального района Омской области

Оказание педагогической поддержки родителям в духовно-нравственном воспитании детей

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. [2, с.1]

 Цель: Воспитание духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста, содействие обретению им нравственного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Воспитание нравственных и эстетических чувств;

Формирование базисных основ личности;

Формирование духовно-нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;

Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка

Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада.  [1, с.4].

Поставленные задачи реализуются в ДОУ через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: непосредственно образовательная деятельность, педагогические проекты,  мастер-классы; творческие объединения педагогов; кружковая деятельность, досуги, развлечения;  экскурсии,  конкурсы, выставки.

Самым слабым местом в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Воспитание же духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Обращение к возрождению семейных традиций в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. [2, с.2]

В нашем детском саду наблюдается противоречие между необходимостью взаимодействия детского сада и семьи и недостаточной степенью готовности педагогов и родителей к осуществлению данного направления деятельности учреждения. Такие противоречия появляются из-за отсутствия у педагогов психологической установки на организацию конструктивного взаимодействия с родителями; сложности в установлении доверительных отношений с членами семьи, недостаточная степень осознания родителями своей ответственности за воспитание и развитие детей, отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на воспитание ребенка в семье. [3, с.3]

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Большинство семей сегодня ставят цель: подготовить ребенка к школе, развить его интеллектуальные способности. Родители в основном считают, что  воспитание детей это просмотр мультфильмов, сериалов, компьютерные игры  и что  обсуждать с детьми их детские проблемы  не обязательно.

 Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т.д.

Мы считаем, что в работе с родителями принципиально важными являются привлечение их к участию в деятельности образовательного учреждения, активизация педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений. Связь с родителями должна  строиться на принципах сотрудничества. В работе с родителями сложились определенные традиции: тематические выставки детских работ, выставки поделок из природного материала, родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, беседы, анкетирование, спортивные праздники и развлечения. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом  прикасаться к азам православной культуры ; использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, прибауток), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями православной культуры.  Стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха с участием родителей. Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Мы считаем, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Совместно с родителями мы пришли к мысли, что в условиях введения новых стандартов повышается роль семьи в воспитании и обучении своих детей, а семейный проект это хороший способ вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность. Это важно для укрепления связи поколений, помогает выявить и реализовать скрытые способности детей.

ФГОС  направлен на решение задач[4,с.5]:

  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

        Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.[4, с.4]

Подводя итоги сотрудничества ДОУ и семьи, можно сделать вывод, что успешно создана новая модель деятельности ДОУ, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду. Результатом работы стало установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком. На будущее планируем продолжать работу по совершенствованию структуры системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей  дошкольного возраста.

Литература:

1.Методические рекомендации по реализации проекта «Моделирование условий нравственного, патриотического воспитания детей в совместной деятельности детского сада и семьи». Заведующая д/с №149 Е.Е.Яцина, г. Ярославль, 2012г.

2.Статья «Система методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», Ю.Лемкина, 2014г.

3.Андриеш В.А.»Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи». «Детство-Пресс», 2010г.

4.ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детск...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...