Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
консультация (средняя группа)
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена консультация для родителей на тему: «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери» .
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери»
Дошкольное детство – уникальный период в духовном, нравственном воспитании личности ребёнка. Научить ребёнка с уважением относиться к близким ему людям-значит заложить в нём зерно человечности, чувства долга и ответственности,умение жить среди людей. Подготовить растущего человека к будущей жизни-задача не из лёгких. И эта задача решается успешней,чем раньше начинают о ней думать взрослые:как родители,так и воспитатели.
Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Однако прослеживается тенденция: дети впервые годы жизни не имеют опыта сопереживания, заботы о самых близких людях .Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери – в детях, а сердце ребенка – в игрушках и камешках». При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Воспитание нравственных, духовных чувств детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Известно, что воспитанность личности в наибольшей мере характеризует поступки, поэтому, необходимо детей вооружить знаниями о нормах морали.
Поэтому, для того, чтобы дети воспринимали и осознавали разнообразие моральных понятий, необходимо знакомить с нормами и правилами поведения. Работу по воспитанию любви к матери у детей, нужно проводить во всех возрастных группах, но особое внимание уделяется среднему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности.
В дошкольные годы,когда формируются основные черты личности,роль мамы как воспитателя велика. Вот почему воспитатели наряду с другими задачами воспитания решает и такие,как укрепление привязанности ребёнка к маме;воспитание уважения и чуткого отношения к ней,выражающихся в поведении и поступках малыша-оказывать ей помощь,проявлять заботу,умении охранять её покой. Необходимо,чтобы чувство любви выражалось не только на словах,но и в делах малыша.Это важная задача:с воспитания уважения и любви к маме,начинается и воспитание в растущем человеке любви к Родине. Вот потому пока ребёнок мал,необходимо терпеливо и настойчиво формировать у него чувство долга и сыновней ответственности. У детей должны быть определённые трудовые и моральные обязанности перед близкими,сформированы разумные потребности,умение считаться с материальными возможностями семьи,уважать покой старших и их интересы,выполнять распоряжения,правильно реагировать на родительское слово.
Средний дошкольный возраст связан с большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, общении со взрослыми и сверстниками. Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к матери.
Во время наблюдений за взаимоотношениями детей с мамой и общения с детьми, выявляется, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства эгоизма и даже враждебности по отношению к своей маме, проявляющиеся в высказываниях, поступках. «Ты плохая мама, и я хочу другую, добрую»- так говорят многие дети. Недопустимо,чтобы ребёнок командовал мамой,ощущая себя центром её забот и внимания. Родители не могут не оценить большую роль воспитателя в том,что он учит детей в детском саду проявлять внимание к маме:"Твоя мама устала. Поторопись,ей хочется поскорее отдохнуть дома","Ты,конечно,поможешь маме нести покупки?","Сегодня мамин праздник-это ребята сделали вам сюрприз,приготовили для вас подарки". Не желание родителями вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства к своим маме и близким людям.
Основными формами и методами работы по воспитанию любви к матери являются:
-занятия по коммуникации;
-ситуативные беседы: «Чем я порадовал маму?», «Как я поздравил маму?», «Как я помогаю маме?» и др.;
-праздник ко дню матери;
-чтение художественной литературы: сказок, рассказов, повестей.
-заучивание стихов «Мама как весна», «Золотые руки», «Мама спит» и пословиц о маме;
-рисование на выставку по теме «Как я дома маме помогаю»;
-дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Подбери эмоцию» и другие.
Эти формы и методы, помогают в работе по воспитанию духовных чувств ребенка - ребенка не только любящего свою маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.
Цель данных мероприятий: получение детьми знаний о мамах, формирование представления о том, что мама выполняет множество социальных ролей: дома – она любящая мать, на работе – умелая труженица, в свободное время – спортсменка. Детям средней группы предлагается сделать портреты своих мам. Дети с большой радостью и желанием занимаются этой работой, стараются передать свою любовь к маме в портрете. Наряду с беседами, играми, необходимо проводить посиделки с мамами.
Обращаясь к детской художественной литературе, нужно добиваться, без лишних нравоучений, принять душой нравственные основы человеческого общества, умения соотносить своё поведение с поведением героев. Знания и представления детей будут формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. По итогам проводимых мероприятий, замечается желание средних дошкольников проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и сделать что-то приятное для неё. Тем самым дети приобщаются к духовности, где высокие нравственные идеалы преобладают над сиюминутными потребностями и влечениями. Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.
Однако какую бы работу не проводил детский сад в воспитании у ребёнка уважения и любви к маме и другим близким,решающее слово тут за самими родителями,очень много значит их умение строить отношения с ребёнком на разумной требовательности к нему. Постоянное общение педагога с детьми и их родителями даёт ему возможность изучать, как строятся отношения мамы и ребёнка,позволяет находить убедительные слова,доходящие до сердца родителей. Благодаря совместной работе детского сада и семьи дети умеют проявлять заботу о близких,помогать в домашних делах,ухаживать за младшими братьями,сёстрами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...
Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»
Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. ...
Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...
МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
Консультация для педагогов "Формирование духовно–нравственных норм у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Консультация для педагогов о формировании у детей с ОВЗ духовно-нравственных норм....