Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
методическая разработка (средняя группа)

Пушкарева Ирина Вильгельмовна

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkareva_doklad.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик.

Приоритет в своей работе с детьми я отвожу использованию технологии ТРИЗ. Основной целью использования ТРИЗ- технологии в работе с детьми является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой- поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения.

 Обучение детей выразительности речи- одна из проблем дошкольного воспитания. Ребенок быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

В работе по развитию речи детей я применяю «лимерики». Начали работать с сентября месяца 2018г. «Лимерик»- это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса, т.е.  строчки рифмуются между собой и в завершении текста имеется вывод. Основная форма работы по составлению лимерик- игровые задания и упражнения, которые начала проводить в определенной последовательности с детьми с начала учебного года в средней группе: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово», «Сочини дальше», «Исправь меня». Работа по составлению лимерики захватила не только детей, но и родителей. Представляю вашему вниманию «Книжку- малышку». Которую составили семья Нагорняк Степана. Вместе с  детьми разработали игру « Домик для рифмушек- веселушек».

Цель игры: освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели.

Жил был кот

И у него был белый лоб

Утром пил молоко

И играл синим клубком. (Мила)

Жили были дети

Веселее всех на свете

Любили петь веселые песни

А танцевать они не хотели (Лиза)

Жили были дети

В детский сад «Снегурочку» ходили

В котором занимались, закалялись

Дружно спортом занимались. (Степан)

Жил был мальчик Степа

Он не был похож на растрепу

С девочками он не ругался

А только спортом занимался. (Настя)

Жили- были два брата

Они небыли акробатами

Ссорились, играли

В физкультурном зале

Спортом занимались

(Мила, Степа, Женя, Лиза)

Я готова ответить на ваши вопросы.

Цель: Формирование коммуникативной компетентности, с использования методов и приемов технологии ТРИЗ через освоение детьми алгоритма по созданию рифмованных текстов.

Задачи:

Младший возраст. 

Способствовать освоению детьми алгоритма по составлению рифмующихся между собой слов и созданию двух рифмованных строчек об объектах, изображенных на картинке или описанных в сказках.

Средний возраст.

Продолжать упражнять детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две - три рифмованные строчки об объектах, изображенных на картине, описанных в сказках или из реальной жизни.

Побуждать детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой пары слов, выраженные разными частями речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями). Побуждать детей к созданию четырехстрочных стихов.

Старший возраст

Способствовать освоению детьми алгоритма по составлению рифмующихся между собой слов и созданию четырех рифмованные строчки об объектах, изображенных на картине, описанных в сказках или из реальной жизни.

Способствовать освоению детьми алгоритма по созданию смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

Учить детей создавать рифмованные тексты по мотивам пережитых событий и знакомых литературных произведений.

Актуальность выбранной темы:

Выбор темы определены:

- во - первых, у дошкольников есть интерес к стихотворным текстам; нужно учить детей играть в стихи и со стихами, наполненными словесными играми в рифмы, ритмы, звукоподражания; это способствует становлению правильного произношения трудной фразы или сложного звукосочетания;

- во – вторых, существует необходимость воспитания у детей способности чувствовать художественный образ, интонационную выразительность речи, развития поэтического слуха;

- в – третьих, дети дошкольного возраста имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве), но из-за возрастных и физиологических особенностей не могут самостоятельно подбирать рифмы.

Работу начала с  2014 году с изучения методической литературы, настольной книгой стала книга Т. А. Сидорчук, А.В. Корзун «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ» Э. А. Аббязова «Обучение дошкольников созданию рифмовок». Получила консультацию у Савенковой Л. Г. На основе изученного, составила перспективный план по теме. С детьми провела мониторинг по теме: «Составление рифмовок»; Разработала картотеку дидактических игр и упражнений. Изготовила дидактические пособия «Схема составления двустрочных рифмовок» и «Модель составления лимерика». Для родителей подготовила консультации «Формирование у дошкольников интереса к стихотворным формам произведений». «Основные шаги алгоритма сочинения рифмованного текста» «Обучение дошкольников созданию рифмовок» «Последовательность игровых заданий и упражнений по составлению рифмованных текстов». Проводила индивидуальные беседы.

 С детьми начала работу с дидактических упражнений и настольных игр по подбор парных рифмованных картинок и создание двустиший об объектах.

В результате появился педагогический проект «Освоение дошкольниками алгоритма по созданию рифмованных текстов», отмечен диплом 1 степени Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Лучший педагогический проект». Как результат - книжка малышка «Мои первые рифмы». Книгу представили детям логопедической группы №6, и родителям группы.

Разработала цикл конспектов НОД по теме: «Освоение дошкольниками алгоритма по созданию рифмованных текстов».

 В 2015 г. конспект НОД в средней группе по развитию словесного творчества на тему: «День рождения кота Васьки» был показан в рамках мастер-класс для молодых специалистов и воспитателей ДОУ. В 2015 году НОД по развитию словесного творчества на тему: «День рождения кота Васьки» был опубликован на сайтах  konkursidei.ru и отмечен сертификатом участника Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Открытый урок», и Продленка и отмечен дипломом 2 степени.

В конспект НОД в старшей группе по развитию словесного творчества на тему: «Сочиняем разные лимерики» был опубликован на сайте http://doshkol-edu.ru/. Отмечен сертификатом конкурса «Палитра педагогического мастерства» номинация «Я умею говорить».

В 2017 году выступила на городской опорной площадке «Индивидуализация образовательной деятельности как средство повышения качества дошкольного образования в условия введения ФГОС» мастер – класс по теме «Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста».

Дети совместно с родителями активно принимали участие внутри сада, на городском и окружных творческих конкурсах по сочинению собственных стихов. Детские стихи вошли в сборник стихов, посвященных 30–летию детского сада «Радуга» «Наш любимый детский сад «Радуга», городской сборник стихов, посвященных городу Югорск. Стихи и лимерики, сочиненные совместно с детьми старшей группы, были опубликованы, но сайте Хогварс, что отмечено благодарственным письмом за подготовку призера конкурса в номинации «Авторское стихотворение».

Следующий этап работы заключается в создании лимериков. Лимерик - это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). В старшей и подготовительных группах продолжили с детьми по теме. В результате работаю над педагогическим проектом  по создание книги стихов «Мой северный край». Для создания книги стихов, с детьми проведена большая работа по знакомству с нашей малой родиной: начитывались национальные сказки, проводились беседы, знакомились с национальной культурой народов севера - посетив городской музей – выставка с мастер классом «Мой край родной». Завершающим этапом моей роботы будет по создание книги стихов «Мой северный край».

В результате делаю вывод, цель мой работы достигнута - дети научились рифмовать, составлять короткие стишки -  лимерики. У детей обогатился   словарный  запас,  сформировалась связанная и монологическая речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад для родителей по инновационному педагогическому маршруту 2018-2019г.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....