Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» младшей группы
рабочая программа (младшая группа)
В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют себе большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/proekt_semya_2.docx | 63.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» младшей группы
Содержание
1. Пояснительная записка
Наименование примерной программы дополнительного
образования
Краткая аннотация дополнительной программы
Цели и задачи программы
Условия организации учебно-воспитательного процесса
Количество часов, отведенных на освоение материала
Ожидаемые результаты
2. Календарно-тематическое планирование
3. План воспитательной работы
4. План работы с родителями
1.Пояснительная записка.
Наименование примерной программы дополнительного образования
Кружок художественной направленности «Веселые комочки».
В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют себе большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно - игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Условия организации учебно-воспитательного процесса.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Количество часов, отведенных на освоение материала.
Занятия проводятся 1 раз в неделю:
по 10 -15 минут
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-«Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
-«Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- «Музыкальные» занятия.
Ожидаемые результаты:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца..
Учебно-тематический план младшей группы (3-5 лет)
№ | Тема занятия | Теоретические занятия | Практические занятия | Количество часов |
1 | «Веселый пластилин» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
2 | «Украсим кукле платье» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
3 | «Воздушные шары» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
4 | «Бусы для Люси» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
5 | «Овощи для засолки» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
6 | «Созрели яблоки в саду» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
7 | «Варим варенье» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
8 | «Чудо - грибочки» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
9 | «Осеннее дерево» | 5 мин. | 10мин. | 15 мин. |
10 | «Птичка» | 5 мин. | 10мин. | 15 мин. |
11 | «Ежик» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
12 | «Клубочки для котенка» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
13 | «Выросла елка на горе» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
14 | «Снеговик» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
15 | «Рождественские колокольчики» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
16 | «Подарок для папы» «Кораблик» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
17 | «Самолеты | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
18 | «Украсим Кате чашку» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
19 | «Рыбки в аквариуме» | 5 мин. | 10мин. | 15 мин. |
20 | «Украсим торт» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
21 | «Мы делили апельсин» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
22 | «Утка с утятами» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
23 | «Куклы неваляшки » | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
24 | «Украсим кате платье» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
25 | «Вышла курочка гулять» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
26 | «Разноцветный светофор» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
27 | «Улитка, улитка выпусти рога» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
28 | «Черепаха» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
29 | «На лугу насекомые» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
30 | «Цветик- самоцветик» | 5 мин)
| 10 мин. | 15 мин. |
31 | «Радуга-дуга» | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
ИТОГО: | 31 занятие (19 часов 30 мин) | |||
10.Перспективное планирование работы кружка :
Октябрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Волшебный пластилин» | Водное занятие. Познакомить детей с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, ощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. |
2. | «Украсим кукле платье» | Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. Продолжать обучать детей, использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику пальцев.
|
3. | «Воздушные шары» | Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
|
4. | «Бусы для Ксюши» | Закрепить умение, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
|
Ноябрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Овощи для засолки» | Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете. |
2. | «Созрели яблоки в саду»» | Формировать умение, детей отщипывать небольшие кусочки красного пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение, расплющивать шарики пальцем сверху.
|
3. | «Варим варенье» | Побуждать детей, передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды. Закреплять умение, лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного цвета круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно |
4. | «Чуд грибочки» | Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет. Развивать любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
|
Декабрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Осеннее дерево» | Формировать умение, детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
|
2. | «Птичка» | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
|
3. | «Ежик» | Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
|
4. | «Клубочки для котенка» | Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. |
Январь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Выросла елка на горе» | Беседа с детьми о зиме. Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
|
2. | «Снеговик» | Формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
3. | «Рождественские колокольчики» | Пластилин Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. |
Февраль
№ | Занятие | Цель |
1. | Подарок для папы «Кораблик» | Формировать умение работать по образцу, дополнять деталями, воспитывать аккуратность. |
2. | «Самолеты летят» | Формировать умение детей, делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей. Использовать знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание. Закрепить знания о голубом и синем цветах
|
3. | «Украсим Кате чашку» | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
|
4. | «Рыбки в аквариуме» | Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйк и. |
Март
№ | Занятие | Цель |
1. | «Украсим торт » | Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге. Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
|
2. | «Мы делили апельсин»
| Закреплять умение, раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов. Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете. |
3. | «Утка с утятами » | Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утёнка). |
4. | «Куклы неваляшки» | Лепка Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями. |
Апрель
№ | Занятие | Цель |
1. | «Украсим платье Кати» | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
|
2. | «Вышла курочка гулять» | Продолжать формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
|
3. | «Разноцветный светофор»
| Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
|
4. | «Улитка, улитка выпусти рога» | Формировать умение, лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик). Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
|
Май
№ | Занятие | Цель |
1. | «Черепаха» | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
|
2. | «На лугу насекомые» | Формировать умение, лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения. Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
|
3. | «Цветик-семицветик» | Формировать умение, передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. Закреплять знания об основных цветах спектра.
|
4. | «Радуга-дуга» | Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Продолжать формировать умение, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
|
11. Список литературы
Литература.
1. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.
2. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.
3. Грибовская, А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой [Текст] / А. А. Грибовская. М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. А. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1999.
5. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст]: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. -М.: Просвещение,
Кружок по лепке «Пластилиновая сказка» (старшая группа)
Кружок по лепке «Пластилиновая сказка» (старшая группа)
Работа кружка «Пластилиновая сказка» на 2019-2020 учебный год.
Пояснительная записка
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Основными целями и задачами кружковой работы являются:
· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
· развитие мелкой моторики;
· ознакомление с окружающим миром;
· развитие эмоций и фантазии.
Рекомендации по организации работы кружка
во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновыхнитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Материалы для создания пластилиновой картины:
· картон с контурным рисунком;
· набор пластилина;
· салфетка для рук;
· стеки;
· бросовый и природный материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно - игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Условия организации учебно-воспитательного процесса.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Количество часов, отведенных на освоение материала.
Занятия проводятся 1 раз в неделю:
по 25-30 минут
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-«Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
-«Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- «Музыкальные» занятия.
Ожидаемые результаты:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца..
Учебно-тематический план 1 год обучения (6-7 лет)
№ | Тема занятия | Теоретические занятия | Практические занятия | Количество часов |
1 | «Модная гусеница» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
2 | «Клубочки для котенка» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
3 | «Яблоки поспели» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
4 | «Цыпленок | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
5 | «Рамка для картин» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
6 | «Грибы грибочки выросли в лесочке» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
7 | «Медальоны из соленого теста» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
8 | «Бусы для Люси» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
9 | «Осеннее дерево» | 5 мин. | 25мин. | 30 мин. |
10 | «Черепаха» | 5 мин. | 25мин. | 30 мин. |
11 | «Улитка, улитка высуни свои рожки» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
12 | «Подарки осени» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
13 | «Мышка -Норушка» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
14 | «Уточка с утятами» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
15 | «Снегурочка» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
16 | «Снеговик» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
17 | «Мы делили апельсин» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
18 | «Самолет летит» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
19 | «Городец- удалец» | 5 мин. | 25мин. | 30 мин. |
20 | «Городец - удалец » | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
21 | «Теремок» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
22 | «Теремок» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
23 | «Модная гусеница » | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
24 | «Клубочки для котенка» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
25 | «Чудо - хохлома» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
26 | «Чудо - хохлома» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
27 | «Замок доброго волшебника» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
28 | «Удивительный подводный мир» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
29 | «Матрешка» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
30 | «Цыпленок» | 5 мин)
| 25 мин. | 30 мин. |
31 | «Удивительная дымка» | 5 мин. | 25 мин. | 30 мин. |
3 2 | «Радуга – дуга» | 5 мин. | 25 мин | 30 мин |
ИТОГО: | 32 занятие (15 часов 30 мин) | |||
10.Перспективное планирование работы кружка :
Октябрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Модная гусеница» | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем промазывания одной части изделия к другой |
2. | «Клубочки для котенка» | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
|
3. | «Яблоки поспели» | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе
|
4. | «Цыпленок» | Учить детей изображать живой объект, передавая сходство с реальным образом посредством нетрадиционной техники – пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору деталей интерьера картины.
|
Ноябрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Рамка для картин» | Слоеное тесто. Учить детей работать с соленым тестом, делая рамку для картин. Развивать умение выполнять работу аккуратно. |
2. | «Грибы-грибочки выросли в лесочке | "Грибы-грибочки выросли в лесочке" Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму |
3. | «Медальоны из соленого теста» | Лепка из соленого теста Продолжать работать с соленным тестом, делать поделки по образцу и используя свою фантазию, следить за процессом сушки изделий |
4. | .»Бусы для Люси» | Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.
|
Декабрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Осеннее дерево» | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разнофактурный материал.
|
2. | «Черепаха» | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи |
3. | «Улитка, улитка высунь свои рожки» | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.
|
4. | «Подарки осени» | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
|
Январь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Мышка - Норушка» | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. Развивать сюжетно-игровой замысел.
|
2. | «Снегурочка» | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию, Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
|
3. | «Снеговик» | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии.
|
Февраль
№ | Занятие | Цель |
1. | «Мы делили апельсин» | Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
|
2. | «Самолеты летят» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. |
3. 4. | «Городец - удалец» | Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству.
|
4. | «Теремок» | Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.
|
Март
№ | Занятие | Цель |
1. | «Модная гусеница » | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой
|
2. | «Клубочки для котенка» | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
|
3. | «Чудо - хохлома » | Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
|
4. | «Замок доброго волшебника» | Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы.
|
Апрель
№ | Занятие | Цель |
1. | «Удивительный подводный мир» | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.
|
2. | «Матрешка» | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.
|
3.4. | Натюрморт из чайной посуды» | |
4. | «Цыпленок» | Аппликация из салф Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скреления. |
Май
№ | Занятие | Цель |
1.2. | «Удивительная-дымка» | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
|
3. | «Разные деревья» | Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе.
|
3. | «Радуга - дуга» | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).
|
Литература.
1. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.
2. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.
3. Грибовская, А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой [Текст] / А. А. Грибовская. М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. А. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1999.
5. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст]: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. -М.: Просвещение, 2006.
6. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия:Библиотечка «Первое сентября»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по рисованию , младшая группа (3-4 года).(1-я часть)
Кружок по изодеятельности в младшей группе «Акварелька» Рабочая программа кружка «Акварелька» Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной прогр...
Рабочая программа кружка «Юные патриоты» младшая группа
Цель программыВоспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям....
Рабочая программа кружка "Волшебный комочек" (художественно-эстетическое направление)
Пояснительная запискаОбразовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию тво...
Рабочая программа кружка "Логоритмика" в младшей группе
Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику. Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто » Старшая группа
Программа составлена с учетом ФГОС ДО.Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современн...
Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» по пластилинографии младшей группы
Рабочая программа кружка«Волшебные комочки» по пластилинографии младшей группы...
- Мне нравится (1)