Проект инновационной деятельности «Самарская мозаика» по теме «Народы Поволжья»
проект (старшая группа)
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korotko_proekt.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект инновационной деятельности «Самарская мозаика» по теме «Народы Поволжья» старший дошкольный возраст
Продолжительность проекта: 1 года Воспитатель: Хабибулина З.Х.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Задачи проекта:
- провести цикл занятий и мероприятий по теме;
- организовать выставку детских рисунков;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми, потешками, сказками народов Поволжья;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей мини библиотеку книжек-малышек «Блюда национальной кухни народов Поволжья»;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме народы Поволжья
- провести заключительное мероприятие Фестиваль дружбы народов Поволжья
Формы проведения:
- Подгрупповая и индивидуальная деятельность;
- Дидактическая игра;
- Театрализация;
- Беседа;
- Рассматривание иллюстраций;
- Решение проблемных ситуаций.
Методы проведения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Игровые.
Тип проекта:
Развивающий, творческий.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.
Продолжительность проекта: сентябрь 2022 — май 2023
Итоговое мероприятие: Фестиваль «Дружбы народов Поволжья»
Список литературы:
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду» М., «Просвещение», 1972
- «Народное искусство в воспитании детей» под ред. Т.С. Комаровой М.1997
- Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть-Серебрянные цепочки. -Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.
- Валдоня (Светлячок). Программа и методические рекомендации. -Саранск, Типография «Красный Октябрь».2001
- Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
- Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.
Актуальность проекта:
Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Для того чтобы дети прониклись красотой национального быта необходимы специальные условия. Поэтому возникла идея создания в ДОУ мини-музея «Народы Поволжья».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь 2022) | Основной этап (октябрь 2022 – апрель 2023) | Заключительный этап (май) |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. | – ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед; − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; − работа с родителями; − проведение занятий; − проведение мероприятий; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование и аппликация с детьми народных узоров и орнаментов. − чтение сказок народов Поволжья; - разучивание потешек, закличек, поговорок; - знакомство с национальными играми; - знакомство с национальными костюмами, бытом, кухней. | -- итоговое мероприятие фестиваль Дружбы народов Поволжья – анализ результатов проекта. |
План работы по реализации проекта
Этап | Месяц | Задачи | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Выяснить знания детей о национальностях, проживающих в Среднем Поволжье. | 1. Беседа с детьми о народах Поволжья. 2. Беседа с детьми на тему: «Родина большая – Родина малая». 3. Презентация «Моя малая Родина - моя Самара» 4. Рассматривание фотографий 5. Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки» | Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю» Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» | |
Октябрь | Дать детям общее представление о жизни и быте наших предков, их душевных качествах: доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе. Пополнение мини-музея новыми экспонатами. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших предков. Познакомить с русскими народными играми. | 1. Просмотр презентации «Традиции и обычаи русского народа.. 2.Фольклорный праздник «Ярмарка» 3. обряд «Капустные Вечёрки» 4. Разучивание подвижных народных игр «Гуси», «Горелки», «Плетень». 5. Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина», «Ах, Самара городок». | Подготовка костюмов и атрибутов к Ярмарке Привлечь родителей в поисках экспонатов для мини-музея. Консультация «Игры народов Поволжья» | |
Ноябрь | - Познакомить детей с русским народным костюмом - прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям. - формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; - формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; -воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | 1. Беседа с детьми «Промыслы и быт русских людей» 2.Создание стенгазеты «День народного единства» 3. Рассматривание иллюстраций картин К. Маковского «Боярышня у окна», «У околицы», «Девочка с гусями» и др. 4. Чтение сказок «Елена Премудрая», «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Моревна» 5.Дидактические игры «Одень куклу в русский костюм», «Угадай народный промысел». 6.Продуктивная деятельность: «Укрась сарафан», «Укрась косоворотку». 7.Начать оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья» 8. Оркестровка русской народной песни «Валенки» 9. Рисование «Русские народные промыслы» | Привлечь родителей к изготовлению макета «Русская изба» Оформить альбомы «Русский народ», «Русский народный костюм» Оформить куклу в русском народном костюме. Папка передвижка «Народные промыслы» | |
Декабрь | Дать детям представление об истории возникновения татарского и башкирского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | 1.Беседа с детьми «Промыслы и быт татарского и башкирского народа». 2. Просмотр презентации «Татарский костюм» 3. Просмотр презентации «Башкирский костюм» 4.Рассматривание иллюстраций Ф.Х. Валеева «Орнамент казанских татар». 5.Слушание татарской и башкирской народной песни «Соловей» 6.Продуктивная деятельность «Укрась калфак и тюбитейку» 7. Продолжить оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья» 8.Проведение открытого занятия «Народы Поволжья. Русский и татарский народный костюм.» | Продолжать привлекать родителей в поисках экспонатов для мини-музея. Подготовить презентацию «Татарский народный костюм» | |
Январь | Продолжать ознакомить детей с русским, татарским и башкирским народами, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям. формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | 1.Чтение художественных и фольклорных произведений Алиш А. «Болтливая утка», «Хвосты; Джалиль М. «Часы», «Кукушка». 2.Дидактические игры: «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский и башкирский костюм». 3.Разучить подвижные татарские игры «Тимербай», «Юрта». 4.Сюжетно-ролевая игра «Построим избу» 5.Фольклорный праздник «Коляда» 6. Рассматривание иллюстраций картин К. Маковского «У околицы», «За прялкой», «Боярышня у окна» 7.Конкурс на лучшую книжку-малышку «Блюда национальной кухни народов Поволжья» | Консультация «Роль народной музыки в воспитательном процессе». Конкурс на лучшую книжку-малышку «Блюда национальной кухни народов Поволжья» | |
Февраль | Знакомство детей с мордовским народом. Развивать интерес и уважение к культуре и традициям мордовского народа. На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского и мордовского народов, народных героев. Познакомить с мордовским декоративно – прикладным искусством. Воспитывать любовь к прекрасному. | 1. Презентация «Мордва - народ с богатой историей». 2. Презентация «Основные элементы мордовского орнамента». 3.Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, и других; 4.Рассматривание и обсуждение картины В.Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи) 5.«К нам гости пришли» с/р игра 7.Рассматривание иллюстраций к мордовским сказкам 8.Аппликация «Украшение салфетки мордовским узором».
| Папка передвижка «Народы Поволжья. Мордва» Продолжать привлекать родителей в поисках экспонатов для мини-музея. | |
Март | Продолжать знакомить детей с русским, мордовским, татарским и башкирским народами, с историей и традициями на Руси; Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа. Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа. Познакомить детей с народными традициями встречи птиц весной народами Поволжья. | 1. Фольклорный квест-гулянье «Масленица» 2. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы». 3.Чтение стихов стихотворение М. Юхма «Братский ковш», «Заведено издревле было», «Чвашн ыр йла нумай» («У чувашей много хороших традиций») Р. Сраби. 5. Чувашские детские игры «Надень тухью», «Уголки», «Луна и солнце», «Бросание пояса», «Тили – рам», «Колечко», «В быка», «Колобок» - «Хищник в море» 6. Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации: Украшение фартука для Илемпи (рисование) Салфетка для бабушки (аппликация) 4. Развлечение «Птичий переполох» (встреча весны у народов Поволжья) | ||
Апрель | Продолжать знакомить детей с русским, мордовским, чувашским, татарским и башкирским народами, Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа. Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа. Познакомить детей с народными традициями встречи птиц весной народами Поволжья. | 1. Чтение и рассказывание чувашских народных сказок : «На печи лежим, сказки слушаем». «Лиса – плясунья», «Мост Азамата», «Земля Улыпа», «Песня», «Почему ель и сосна вечно зеленые», «Девушка на луне» 2. «Колыбельные народов Поволжья». Музыкальная гостиная 3. «Чувашская вышивка» орнаменты и узоры - аппликация 4. Чтение сказок народов Поволжья. | Праздников Масленица и Встреча весны. Просмотр электронных презентаций дляродителей: «Чувашская народная культура» | |
Май | Продолжать знакомить детей с русским, мордовским, чувашским, татарским и башкирским народами. | 1.Знакомство с музыкальными инструментами народов Поволжья. Музыкальная деятельность «Ложки – народный музыкальный инструмент» 2. Танцы народов Поволжья (разучивание элементов русского, татарского, чувашского, мордовского народов) 3. Итоговое мероприятие Фестиваль дружбы народов Поволжья. 4. Презентация «Изба. Быт.» | Привлечь родителей к изготовлению макета «Русская изба» Продолжать привлекать родителей в поисках экспонатов для мини-музея. | |
Лето | Пробуждение интереса детей к русской культуре через знакомство с летними народными праздниками. формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками; - развивать интерес к русскому народному фольклору; - воспитывать любовь к родному краю. | 1.Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус» 2.Художественно-продуктивная деятельность: - Рисование «Спелые яблоки»; Рисование мелом на асфальте «Горшочек меда»; Лепка «Цветочки»; - Аппликация: «Спелые орехи»; «Цветочный мед; «Дождик всему голова». 3. «Праздник русской березки» 4. «Яблочный Спас» 5. «Медовый спас» 6. Летнее развлечение «Иван Купало» 7. Развлечение «2 августа- Ильин день» | Помощь родителей в украшении площадки воздушными шарами для развлечения. Помощь РППС для наглядного примера (яблоки, мед, хлеб, орехи, корзина). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения с родителями и детьми подготовительной к школе группы. Тема "Народы поволжья"
Цель: Приобщать детей к традициям народов Поволжья.Задачи: Расширять знания детей о традициях народов Поволжья; развивать желание участвовать в исполнении песен, игр, танцев; приобщать детей к творчес...
Презентация на тему: Народы Поволжья.
Россия всегда являлась многонациональным государством,а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковыхгрупп и традиций. Народы Поволжья разные, но ониимеют много общего...
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ теме: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речевого и творческого потенциала детей посредством реализации кружковой работы ».
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Пре...
Семинар -практикум на тему: «Народы Поволжья»
Цель:Воспитывать нравственные качества личности ребёнка (доброта, отзывчивость, любовь к людям разных национальностей).Расширять знания детей о людях разных национальностях, их культуре.Формировать ум...
Презентация на тему:"Народы Поволжья"
Наша родина - Россия. Она огромна, прекрасна, богата, многонациональна.Мы живем в самом красивом уголке нашей необъятной Родины- в Саратовской области....
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Задачи:...
Непосредственно образовательной деятельности по области познавательное развитие На тему «Народы Поволжья. Русские. Башкиры. Татары»
Воспитывать уважение к культуре другого народа...