Семинар -практикум на тему: «Народы Поволжья»
материал (старшая группа)
Цель:
- Воспитывать нравственные качества личности ребёнка (доброта, отзывчивость, любовь к людям разных национальностей).
- Расширять знания детей о людях разных национальностях, их культуре.
- Формировать умение отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного искусства.
- Развивать интерес к традициям и промыслам людей разных национальностей.
- Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно-культурные традиции в разных видах детской деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narody_povolzhya.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар -практикум на тему:
«Народы Поволжья»
Выполнила: воспитатель
МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка
Козина Т.Г.
2019 год
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я бы хотела поделиться своим опытом по воспитанию у детей любви к людям разных национальностей. А также представить своё пособие и показать как я его использую в работе.
Цель:
- Воспитывать нравственные качества личности ребёнка (доброта, отзывчивость, любовь к людям разных национальностей).
- Расширять знания детей о людях разных национальностях, их культуре.
- Формировать умение отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного искусства.
- Развивать интерес к традициям и промыслам людей разных национальностей.
- Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этно-культурные традиции в разных видах детской деятельности;
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность темы
В данном проекте речь пойдёт о воспитании у детей дошкольного возраста знаний о культуре, традициях, промыслах и фольклоре людей разных национальностей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с национальностями Сурского края возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Родители имеют недостаточно знаний о культуре народов Поволжья, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о людях разных национальностей. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к данной теме.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с народами Поволжья в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре народов разных национальностей.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений о культуре и традициях народов ;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с промыслами людей разных национальностей;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о культуре и традициях разных народов. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах этно- культурных традициях.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Итак, я хочу представить своё пособие.
В Пензенском крае в основном проживают люди разных национальностей (это татары, чуваши, мордва, русские). Поэтому данное пособие разделено на 4 зоны. На одной из сторон каждой зоны изображён узор и орнамент национального костюма. А на другой стороне изображены изделия народно – прикладного искусства. В кармашке находятся картинки с промыслами людей разных национальностей. Дети рассматривают картинки с промыслами, находят сходства, различия разных изделий. Определяют к какой национальности относятся те или иные промыслы, раскладывают их. К картинкам имеются подставки. Дети могут вставлять картинки в подставки и рассматривать их. Как вариант можно давать разные задания «Найди лишнее», «Отбери все предметы» (по материалу, назначению…).
На следующей зоне макета я знакомлю детей с узорами и орнаментами национальных костюмов. Дети рассматривают карточки с элементами национального орнамента, выделяют основные цвета, главные элементы рисунка. Игры : «Найди сходства и отличия рисунка», «Нарисуй свой узор из понравившихся элементов », «Составь узор по образцу».
На третьей стороне макета дети знакомятся с народными костюмами жителей Пензенского края.
Дети берут карточки с разными национальностями и подбирают национальную одежду. Выделяют элементы костюмов разной национальности, называют их. Находят сходства и различия по цветовой гамме, по назначению, структуре.
На четвёртой зоне макета дети знакомятся с народным фольклором разных народов (загадки, пословицы, поговорки). Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, читают произведения устного народного творчества. Книжечки эти съёмные. Дети могут их брать в руки, класть на колени ,рассматривать.
Это пособие очень помогает мне в работе по ознакомлению детей с народами Поволжья. При помощи него дети в игровой форме знакомятся с традициями, промыслами , культурой, фольклором, костюмами людей разных национальностей.
Я надеюсь, что моё пособие и мой материал пригодится и вам в работе, уважаемые коллеги. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум для педагогов "Культура народов Поволжья."
Семинар -практикум подготовлен для педагогов детского сада для ознакомления с культурой народов Поволжья.Воспитатели могут использовать этот материал для работы с родител...
Конспект развлечения с родителями и детьми подготовительной к школе группы. Тема "Народы поволжья"
Цель: Приобщать детей к традициям народов Поволжья.Задачи: Расширять знания детей о традициях народов Поволжья; развивать желание участвовать в исполнении песен, игр, танцев; приобщать детей к творчес...
Презентация на тему: Народы Поволжья.
Россия всегда являлась многонациональным государством,а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковыхгрупп и традиций. Народы Поволжья разные, но ониимеют много общего...
Презентация на тему:"Народы Поволжья"
Наша родина - Россия. Она огромна, прекрасна, богата, многонациональна.Мы живем в самом красивом уголке нашей необъятной Родины- в Саратовской области....
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Задачи:...
Непосредственно образовательной деятельности по области познавательное развитие На тему «Народы Поволжья. Русские. Башкиры. Татары»
Воспитывать уважение к культуре другого народа...
Проект инновационной деятельности «Самарская мозаика» по теме «Народы Поволжья»
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья...